Ваши дополнительные вне функционала знания умения опыт. Навыки и умения

Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. Именно в этих двух формах знания сохраняются в памяти. Главное назначение знаний - организовывать и регулировать практическую деятельность.

Знание - это теоретически обобщенный общественно-исторический опыт, результат овладения человеком действительности, ее познания.

Знание и действие тесно переплетены. Действия с предметами дают одновременно знания об их свойствах и о возможности использования этих предметов. Встречаясь с незнакомыми предметами, мы стремимся прежде всего получить знания о том, как с ними обходиться, как их использовать. Если мы имеем дело с новым техническим устройством, то прежде всего знакомимся с инструкцией по его использованию. На основании инструкции движения откладываются в виде двигательных представлений. Однако движений обычно бывает недостаточно для правильного обращения с предметом. Необходимы определенные теоретические знания о некоторых свойствах устройства, о закономерности и особенности явлений, связанных с ним. Эти знания можно приобрести с специальной литературы и использовать их, работая с устройством.

Знание поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Выполнение деятельности невозможно без знаний.

Кроме знаний, необходимыми компонентами деятельности являются умения и навыки. Соотношение этих компонентов объясняется психологами неоднозначно: одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие считают, что умение возникают раньше навыков.

Кроме того, неоднозначно толкуется и понятия умения. Так, умение иногда сводят к знанию конкретного дела, понимание последовательности ее выполнения. Однако это еще не является умение, а только предпосылка для его возникновения. Да, и первоклассник, и старшеклассник умеют читать, но это качественно отличные умения по их психологической структурой. Поэтому следует различать элементарные умения, которые идут сразу за знаниями и первым опытом действий, и умения, которые проявляются как мастерство в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыка. Элементарные умения - это действия, возникающие на почве знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Они могут возникать на основе подражания, из случайных знаний. Умение - мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний. Таким образом, необходимым внутренним условием умение есть определенная сноровка в выполнении тех действий, из которых состоит данная деятельность.

Итак, умение - это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность. Умение представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по меньшей мере в главных промежуточных пунктах и конечной цели.

Существование большого количества видов деятельности обуславливает существование соответствующего количества умений. Эти умения имеют как общие черты (то, что необходимо для любого вида деятельности: умение быть внимательным, планировать и контролировать деятельность и т.п.), так и отличные особенности, обусловлены содержанием того или иного вида деятельности.

Поскольку деятельность состоит из различных действий, то и умение ее выполнять состоит из ряда отдельных умений. Чем сложнее деятельность, чем более совершенными механизмы и устройства, которыми необходимо управлять, тем большим мастерством должны характеризоваться умение человека.

Навык - это действие, сформированная путем повторения и характеризуется высокой степенью постижения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Навыки являются компонентами сознательной деятельности человека, которые выполняются полностью автоматически. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

В результате неоднократного выполнения одних и тех же движений человек имеет возможность выполнять определенное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальной цели сознательно подбирать для нее способы ее выполнения, а не сосредоточивая специально внимания на выполнении отдельных операций.

Благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в виде навыков и переходят в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека освобождается от необходимости регулировать относительно элементарные акты, а направляется на выполнение сложных задач.

При автоматизации действий и операций их преобразования в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый целостный акт, называемый умением (например, сложная система движений человека, который пишет текст, выполняет спортивную упражнение, проводит хирургическую операцию, производит деталь предмета, читает лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним, проприоцептивная. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, становясь оптимальной или максимальной. Все это происходит в результате упражнений и тренировок.

Физиологическим основой автоматизации компонентов деятельности, которые изначально представлены в ее структуре в виде действий и операций и затем превращаются в навыки, является, как показал Н.А. Бернштейн, переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния - интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда: а) система движений, относящихся к одной навыки, соответствует системе движений, относящихся к другой навыки; б) когда реализация одной навыки создает благоприятные условия для выполнения другой (одна из навыков служит средством лучшего усвоения другой) в) когда конец одной навыки является фактическим началом другой и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: а) система движений, которые относятся к одной навыки, противоречит, не согласуется с системой движений, которые составляют структуру другой навыки; б) когда при переходе от одной навыки в другую фактически приходится переучиваться, разрушать структуру старой навыки; в) когда система движений, относящихся к одной навыки, частично содержится в другой, уже доведенной до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее усвоенной навыки, что приводит к искажению движений, необходимых для нового навыка) г) когда начало и конец последовательно выполняемых навыков не совпадают друг с другом. При полном автоматизации навыков явление интерференции сводится к минимуму или совсем исчезает.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их переноса, то есть распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того, чтобы такой перенос исполнилось нормально, необходимо, чтобы навык стала обобщенной, универсальной, согласованной с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенной до автоматизма.

Умение в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действий, то есть получение в результате надежного итоге действия. Само действие в структуре умения контролируется ее целью. Например, ученики младших классов при обучении письму выполняют действия, связанные с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки содержания карандаша в руке и выполнения элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, ее достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к условиям деятельности, меняются время от времени, с сохранением позитивных результатов работы. Так, умение делать что-нибудь своими руками означает, что человек, имеющий такие умения, всегда будет работать хорошо и способна сохранять высокое качество труда при любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика том, что знает и умеет сам.

Одна из главных качеств, которые принадлежат к умениям, заключается в том, что человек имеет возможность изменить структуру умений - навыков, операций и действий, которые входят в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек может заменять один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, изготовить сам или воспользоваться имеющимися инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умение в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль это главное, что отличает умение от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, которые требуют оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется высшими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, то есть на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющих внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности (например, спортивные), целиком построенные на почве двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способность вести поиск, воспринимать, запоминать и обрабатывать информацию. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они проявляются в способности человека анализировать, обобщать материал, выдвигать гипотезы, теории, осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки всего оказываются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли. Практические умения проявляются при выполнении практической деятельности, изготовлении конкретного продукта. Именно на их примере можно продемонстрировать формирования и проявление умений в чистом виде.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки часто теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предусматривающие получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычка является негибкой (часто и неразумной) частью выполняемой деятельности человеком механически и не имеет сознательной цели или ярко выраженного продуктивного завершения. В отличие от простой навыки привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (вредные привычки). Привычки как элементы деятельности является наименее гибкой ее частью. Поэтому важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывают положительное влияние на формирование личности в целом.

Профессиональные навыки для резюме - неотъемлемая часть документа,чаще всего обособленно сформированный блок. По ним работодатель определяет возможности соискателя в роли сотрудника компании. Выбирать их нужно внимательно, чтобы привлечь рекрутера, с которым будет проходить дальнейшая беседа.

Что такое - Профессиональные навыки для резюме

Профессиональные качества – это совокупность личных качеств и навыков, которые специалист приобрел при . Они помогают совершенствоваться в дальнейшем, приносить пользу организации.

Нередко в резюме обнаруживают качества, только условно являющиеся профессиональными . Например, развитое чувство юмора. Если рекрутер ищет человека на вакансию юриста, он не оценит это качество высоко. Но для ведущего корпоративов его можно считать профессиональным.

Прежде чем углубиться в определение профессиональных навыков, рекомендуем всем соискателям, или тем, кто только собирается найти новую перспективную работу, ознакомиться с интернет курсом: «Новая работа: стратегия, подготовка, поиск.» За три дня вас научат представлять себя наилучшим способом.

Какие профессиональные навыки указывать в резюме

Основные 3 правила написания резюме

Для описания профессиональных знаний и навыков в продающем резюме просто следуйте трем принципам:

  • Лаконичность . Если писать мало информации появится сомнения о При избыточном количестве пунктов читать резюме будет трудно. Лучше выбирать среднее количество умений – 6-9;
  • Соответствие требованиям конкретной вакансии. Необходимо позиционировать себя по уровню «исполнитель-руководитель», чтобы при просмотре резюме рекрутер сразу понял, с кем имеет дело;
  • Презентабельность . Информация в резюме должна звучать сильно и красиво. Следует писать конкретно. Например, опыт продаж (5 лет в оптовом отделе). Если есть опыт управления персоналом, нужно указать в документе, сколько человек было в коллективе.

Общие навыки

Умение налаживать контакт с контрагентами в письменной и устной форме, достижения в сфере обслуживания, организации рабочего процесса, ораторский опыт и другие способности работодатель обязательно оценит. Но в любой сфере ценятся работники с высокой мотивацией на результат, инициативой, энергичностью при решении вопросов, грамотной речью, скоростью при принятии решений, ответственностью. Это то, что поможет

Направления в карьерном росте вам укажет консультация специалистов «Карьерный вектор» . Эксперты направят и поддержат ваши действия по достижению новых ступеней.

Соискатели часто указывают, что кандидат должен обладать:

  • Техническими умениями;
  • Лидерскими качествами;
  • Маркетинговыми способностями;
  • Опытом организации и управления процессами.

Современный рынок труда требует новых знаний современных технологий. Чтобы получить востребованную интернет-профессию, часто требуется

Особые навыки

Есть особые умения, которыми обладают профессионалы. Список обобщен и подходит не для каждой специальности.

Профессиональные навыки в резюме бывают следующие:

  • (конкретный язык и уровень);
  • Знание языков программирования;
  • Навыки делового общения (письменного и устного);
  • Оперативность в поиске информации;
  • Планирование;
  • Опыт закупок;
  • Анализ продаж;
  • Опыт переговоров;
  • Опыт работы с возражениями;
  • Внимательность при подготовке отчетов;
  • Готовность к работе в команде;
  • Самостоятельность при принятии решений;
  • Способность к использованию способов убеждения;
  • Опыт работы с программами (1C, Word, Excel);
  • Умение обращаться с оргтехникой;
  • Опыт телефонных продаж («холодные», «горячие» звонки);
  • Сбор и подготовка статистических данных;
  • Опыт прямых продаж;
  • Работа с коммерческими предложениями;
  • Опыт мерчандайзинга;
  • Мотивация и обучение сотрудников.

Каждая профессия требует наличия определенных способностей. Их крайне необходимо указать в соответствующем разделе резюме. Среди перечисленных умений можно обнаружить подходящие для конкретной специальности.

Для определения своих профессиональных способностей пройдите тест на «Профориентацию»


Оптимальное количество умений в резюме – 6-9

Примеры описания навыков

Важно понимать, что перечень профессиональных навыков в резюме необходимо согласовать с требованиями для конкретной должности. К примеру, аккуратность сложно назвать обязательным профессиональным качеством топ-менеджера. Но для секретаря это будет ощутимым достоинством. Поэтому при написании резюме следует учесть, насколько актуально умение для вашей профессии.

Стандарты и примеры наиболее успешных резюме вы можете увидеть в книге Владимира Якуба. Дипломированный специалист и преподаватель , один из лучших хедхантеров России делится своим опытом и примерами в своей книге «Выигрышное резюме. 1:0 в Вашу пользу!» Купите книгу, продайте себя и сделайте успешную карьеру!

Пример описания профессиональных навыков продавца-консультанта

Должность продавца-консультанта привлекает многих. Но не каждый надолго остается в этой роли. Для вспыльчивых и конфликтных людей профессия не подходит. Сангвиники и флегматики обычно добиваются в ней больших результатов.

Основные навыки для резюме продавца-консультанта:

  • Умение заинтересовать покупателей;
  • Умение работать с возражениями, предотвращения конфликтов;
  • Знания о товарах в конкретном магазине (одежды, техники);
  • Индивидуальный подход к покупателю, определение его потребностей и помощь при выборе.

Пример описания профессиональных навыков бухгалтера

Рассмотрим, какие качества для резюме нужны бухгалтеру:

  • Пунктуальность;
  • Организованность;
  • Исполнительность;
  • Аккуратность.

Умения, которые нужно указывать в документе:

  • Оформление первичных документов;
  • Работа с большими объемами информации;
  • Знание ГК, ТК и НК РФ;
  • Знание правил и опыт ведения бухгалтерского и налогового учета.

Пример описания профессиональных навыков водителя

Ключевые навыки для резюме могут быть следующие:

  • Опыт вождения (15 лет);
  • Знание Москвы и Московской области;
  • Аккуратный стиль вождения;
  • Вежливое общение с клиентами;
  • Права категории C, стаж вождения без аварий – 7 лет.

Пример описания профессиональных навыков юриста

Профессиональные навыки и умения в резюме юриста:

  • Знание программ «Консультант плюс» и ;
  • Знание договорного, трудового и хозяйственного права;
  • Опыт пользования сервисами «Мой арбитр», «Картотека арбитражных дел»;
  • Грамотное составление процессуальной и юридической документации.

Пример описания профессиональных навыков руководителя (директора)

Навыки для резюме на руководящую должность:

  • Создание с «0» эффективной деятельности коммерческой службы (отдел маркетинга, продаж)
  • Опыт управления персоналом до 1 тыс. человек (мотивация, обучение, подбор и увольнение);
  • Изучение рынка (анализ конкурентоспособности организации и запросов клиентов);
  • Прогноз и выполнение плана по продажам.

Пример описания профессиональных навыков секретаря

Основные навыки для секретаря:

  • Владение английским языком (уровень);
  • Знание основ делопроизводства;
  • Опыт пользования программами MS Office;
  • Владение оргтехникой.

Составление резюме онлайн

На одно место рассчитывают десятки и сотни кандидатов, поэтому важно выделяться. Личным обаянием на этом этапе обратить на себя внимание невозможно. Поэтому чтобы нестандартно и правильно написать профессиональные навыки, следует воспользоваться оригинальными сервисами для составления резюме онлайн:

  • Zerply . Эта социальная сеть получила высокую оценку среди разработчиков и дизайнеров, так как там удастся опубликовать портфолио;
  • CVmaker . Сервис подойдет для создания стандартного, но стильно сделанного резюме. Он предоставляет шесть бесплатных шаблонов, оформленных в классическом стиле.
  • Для каждой важны свои умения, что обязательно нужно учитывать. После составления резюме следует представить себя в роли руководителя, которому нужен работник на вашу должность. Вносить изменения следует до того момента, пока вас не устроит результат. Не нужно делать очень длинный список, иначе резюме отложат в сторону.

Резюме – один из важнейших этапов приёма на работу. Именно по этому документу HR-менеджеры проводят начальную сортировку кандидатов, составляют первое впечатление и впоследствии приглашают на собеседование. Резюме необходимо составлять так, чтобы потенциальный работодатель имел полную картину ваших знаний, опыта и навыков. В то же время не нужно перегружать образ хорошего работника лишней информацией.

Найти баланс сложно, особенно когда хочется выделиться из массы кандидатов. Даже самый креативный подход требует логичного оформления. У аккуратно составленного резюме есть все шансы «зацепить» работодателя. Не последнюю роль в этом играет заполнение навыков кандидата.

Что такое ключевые, специальные и дополнительные навыки?

Ключевые навыки характеризуют то, каким работником вы будете в целом. В этот раздел часто вписывают «стандартный набор искателя» – целеустремлённость, стрессоустойчивость, самодисциплина, обучаемость… Данные фразы давно превратились в ничего не значащую формальность. Каждый соискатель желает показать себя с лучшей стороны, превращая резюме в описание суперчеловека.

Навыки необходимо выбирать и прописывать под конкретную вакансию. Определитесь, какая характеристика критически важна для работы на должности. Желательно выбирать не более трёх основных качеств. Например, работа аниматором предполагает наличие высокого уровня коммуникабельности. Не помешает указать данный навык в качестве ключевого. Подаваясь на должность руководителя отделения банка, готовьтесь справляться со сложными ситуациями. Соответственно, работодателю будет важно узнать, что вы стрессоустойчивы.

Описывая ключевые навыки, не ограничивайтесь одним словом. О каждом составьте по предложению, которое дополнит образ. К примеру, стандартный «аналитический склад ума» можно превратить в «умение находить оптимальный выход из сложных ситуаций и эффективное управление временем». Однако не увлекайтесь длинными описаниями: их можно включить в .

Навыки и умения в резюме — что написать?

Самый простой вариант – перефразировать требования, которые работодатель предоставил в описании вакансии. Таким образом не придётся думать, какое умение потенциальное начальство считает основным: всё уже указано за вас. Подумать следует лишь над подачей.

Можно выделить три группы навыков: управленческие, коммуникационные и исследовательские. В зависимости от типа вакансии, в резюме должен преобладать один из них. Эти качества часто дополнительно проверяют с помощью . Рассмотрим каждую группу подробнее.

Управленческие

Соискатель собирается работать с вверенными подчинёнными. Он знает, какие специалисты ему подходят, умеет организовывать работу отдела и лично приводит команду к цели. Требования к такому кандидату всегда особо строги, а внимание со стороны рекрутеров повышено.

В качестве основных навыков следует упомянуть:

  • Качественную организацию рабочего процесса. Можно привести короткий пример того, как вы справлялись с этой задачей в предыдущем месте;
  • Самостоятельное принятие решений и полную ответственность за них. От управленцев ожидают грамотных решений, а не постоянных консультаций с вышестоящим руководством. Умение же признавать ошибки подкрепляет честность и ответственность сотрудника;
  • Мастерство ведения переговоров важно для любого руководителя. В это понятие можно включить как урегулирование конфликтных ситуаций на работе, так и внешние сделки с партнёрами.

Хорошим бонусом к дополнительным навыкам станет опыт мотивирования подчинённых. Тимбилдинг – популярное средство укрепления отношений между сотрудниками. Если у вас был опыт проведения подобных мероприятий либо вы успешно внедрили систему поощрений – коротко опишите это.

Коммуникационные

Необходимы в очень широкой области должностей — от продавца-консультанта до преподавателя. Правильный подход к клиенту – залог успешного сотрудничества. А работник, умеющий располагать людей к себе, также хорошо сглаживает конфликты.

Хорошими основными навыками послужат:

  • Опыт продаж, если вакансия предполагает подобную работу;
  • Грамотная устная и письменная (если потребуется вести деловую переписку) речь. Поставленный голос – большое преимущество;
  • Навыки концентрации и удерживания внимания человека на длительное время;
  • Знание иностранных языков, если компания сотрудничает с зарубежными клиентами.

Помните, что навык общения проявляется не только в дружелюбии и активном общении. Важно также слушать и понимать клиента, проявлять в диалоге тактичность и терпение. Всё это можно указать в дополнительных умениях.

Совет: фразы по типу «умею найти подход к сложным клиентам» лучше конкретизировать. Вспомните самый примечательный такой случай и в двух словах опишите его для работодателя.

Исследовательские

Много работодателей ценят самостоятельность сотрудников. Если вы столкнулись с проблемой, которая напрямую не касается начальства, попытайтесь решить её самостоятельно, прежде чем спрашивать совета.

Исследовательские навыки демонстрируют работодателю, что соискатель знает, где искать данные, и на основе полученной информации он сам способен построить умозаключения и прийти к правильному решению. Такие умения чаще всего необходимы работникам технических специальностей.

Включите:

  • Качественную обработку больших объёмов новой информации;
  • Определение и решение задач первостепенной важности;
  • Знание профессиональных ресурсов. К примеру, программисты могут перечислить, куда они чаще всего обращаются за информацией;
  • Работа в разных направлениях. Такую многозадачность иногда предполагает специфика должности.

Если у вас хорошо развито воображение, поставьте себя на место работодателя. От какого претендента вы бы захотели получить ? Какие качества он должен показать в первую очередь? Ответы запишите, проанализируйте и сравните с требованиями. Это станет хорошим подспорьем при создании резюме.

Подводим итоги

Раздел навыков призван раскрыть соискателя как профессионала. Навыки делятся на ключевые, специальные и дополнительные. В первом пункте их должно быть не более трёх, а в остальных – не более пяти. Выбирайте только главное. Подстраивайтесь под конкретную вакансию и под специфику предприятия.

Не пишите слишком шаблонно и сухо, но не вдавайтесь в лишние подробности. Если есть чем подкрепить достижение – приведите пример в одном коротком предложении. При необходимости сверяйтесь с требованиями на аналогичных вакансиях. Не забудьте перефразировать и включить в резюме каждое условие той вакансии, на которую вы подаётесь.

Уважаемый посетитель, добро пожаловать на блог сайт. Как известно, написание резюме – ответственная задача, к которой необходимо подойти крайне серьезно. Вы должны представить себя с самой лучшей стороны, и в самом выгодном свете. И вот, возникает вопрос: какие навыки указать в резюме?

Вы должны понимать, что, хотя личные качества и стаж работы на конкретной должности очень важны, они не расскажут о том, насколько вы хороши в той или иной профессии. Для этого вы должны указать, какими навыками вы действительно владеете. Не пытайтесь обмануть потенциального работодателя – со временем это сыграет против вас. Исходя из этого, вам важно знать, что такое ключевые навыки в резюме, о чем необходимо написать в первую очередь, а о чем – умолчать до определенного момента.

С чего начать?

Для начала следует понять, какие профессиональные навыки бывают. Сразу скажем: единственно правильного шаблона, который подошел бы каждому человеку, не существует. Однако есть некоторые пункты, на который следует сделать особый акцент. Так, вы должны сообщить своему потенциальному работодателю о том, насколько хорошо вы:

  • обладаете навыками делового общения;
  • умеете планировать свой рабочий день, организовывать трудовой процесс, принимать правильные решения;
  • способны проявлять внимание к рабочим мелочам и деталям;
  • успешно анализируете и устраняете различные рабочие проблемы и нюансы;
  • умеете быть податливым и гибким, когда это необходимо;
  • можете и хотите управлять делами;
  • по натуре – деловой лидер.

Это общие примеры ключевых навыков, о которых можно упомянуть в резюме. Какие из них обозначить, а о каких умолчать, – выбор за вами. К тому же многие руководители, ищущие человека на определенную должность, сами указывают, чего именно они ожидают от кандидата.

Виды и список ключевых навыков для составления резюме

Итак, какие навыки можно указать в резюме? Перед тем, как рассматривать полный их список, следует вкратце ознакомиться с тем, какими бывают их группы.

  1. Коммуникативные. Такие деловые навыки подразумевают умение вести переговоры с потенциальными партнерами, общаться с коллегами, начальством, клиентами. Способность заинтересовать человека, убедить его заключить договор именно с вашей фирмой – в общем, вы должны обладать знаниями дипломатии в идеале.
  2. Организаторские навыки. Докажите, что умеете планировать свое рабочее время, распределять свои силы и ресурсы, вести ответственные и важные проекты.
  3. Лидерские. К этим качествам можно отнести умение управлять людьми, вести их за собой, добиваться беспрекословного выполнения ваших указаний. Но без «фанатизма», иначе вы можете отпугнуть кадровика чрезмерной резкостью и холодностью изложения своих лидерских качеств.
  4. Аналитические – одни из ключевых навыков для резюме. Вы должны быть настоящим генератором идей, а также проявлять элементы стратегического мышления.
  5. Прикладные. Такие профессиональные навыки и знания в резюме излагаются в зависимости от специфики конкретной профессии.

Теперь более подробно изучим каждую из вышеперечисленных групп, а также составим максимально детальные списки умений и навыков, которые включает каждая из них.

Коммуникативные характеристики

Пример описания коммуникативных навыков в резюме приведен ниже. Но будьте внимательны: вы должны подать лишь ту информацию, которая соответствует действительности.

Итак, какие же коммуникативные качества можно указать при написании резюме? Это:

  • умение быстро решать конфликтные ситуации и споры;
  • навыки ведения деловых переговоров с партнерами;
  • способность вести деловые диспуты или дискуссии с потенциальными клиентами;
  • опыт проведения публичных мероприятий;
  • умение выслушать и убедить человека.

Примечание. При составлении резюме важно уметь различать разницу между навыками и умениями. Умение – это усвоенный человеком опыт выполнения какого-то конкретного действия. Навык – это такое же умение, но «отшлифованное», доведенное до автоматизма.

Организаторские способности

Пример навыков и умений для резюме в плане проведения организаторских работ:

  • способность заниматься тайм-менеджментом;
  • умение вести сложные проекты;
  • способность решать многочисленные задачи разной степени сложности;
  • практические навыки работы с большими объемами информации;
  • умение стратегически мыслить и планировать работу.

Еще один пример специальных организаторских навыков, которые можно указать в резюме – бюджетирование. Это особенно важно для крупных фирм, работающих с многочисленными клиентами и партнерами. Хотя и для мелких предприятий этот навык сотрудника, несомненно, тоже очень важен.

Лидерские и прикладные способности

Ключевые навыки руководителя заключаются в способности управлять большим штатом людей и их мотивации к активной и плодотворной работе.

Теперь немного поговорим о прикладных навыках. Их, как и все предыдущие, необходимо подать целесообразно. Это означает, что не нужно писать все подряд – опишите только те способности, которые будут важны для должности, на которую вы претендуете.

Итак, рассмотрим примеры прикладных, или дополнительных навыков в резюме. К ним можно отнести:

  • опыт ведения деловых переписок;
  • умение вести деловое и кадровое производство;
  • знание иностранных языков;
  • навыки работы с юридическими, законодательными документами;
  • навыки «слепой» печати на русском или иностранном языке.

Помимо этого, вы должны указать в резюме навыки работы на компьютере. Укажите программы, с которыми оперировали на прежней, такой же, должности. Если эта работа будет вашим первым трудовым опытом, напишите, с какими программами вы знакомы.

Но не пишите «знаю», «могу», «справлюсь». Работодатель ожидает от вас навыков, а не пустых обещаний. Дайте ему то, что он хочет, и ваша кандидатура его обязательно заинтересует.

Примеры навыков и умений для разных профессий

Ниже приведены примеры компьютерных навыков и знаний в резюме, а также другие способности, важные для работников разных сфер бизнеса. Из них вы узнаете, что можно указать, а о чем предпочтительнее умолчать.

Пример №1: главный бухгалтер

Пример профессиональных навыков бухгалтера, которые можно указать в резюме:

  • способность работать с несколькими юридическими лицами одновременно;
  • опыт составления бухгалтерских отчетов;
  • умение вести учеты;
  • проведение денежных операций;
  • знание законодательства, в особенности налогового и бухгалтерского, а также трудового.

Еще один пример специальных навыков для резюме бухгалтера – опыт в восстановлении бухгалтерских учетов. Утерянная финансовая информация – очень серьезное нарушение, и вы должны уметь разрешить эту непростую ситуацию.

Пример №2: менеджер

Примеры ключевых навыков в резюме для менеджера по продажам:

  • управление нижестоящими звеньями сотрудников;
  • опыт привлечения новых клиентов или партнеров;
  • умение повышать процент продаж;
  • способность вести деловые переговоры с потенциальными коллаборантами;
  • знания аналитического аспекта продаж и способность их воплощения;
  • умение организовывать работу отдела, за который он отвечает.

Проф навыки для резюме менеджера по продажам этим, конечно, не ограничиваются. Но это основные пункты, которые должны быть предоставлены на рассмотрение потенциального начальника.

Пример №3: продавец

Навыки для продавца для резюме могут быть представлены в виде:

  • умения распределять свое время;
  • способности грамотно общаться;
  • идеального владения дикцией;
  • творческого подхода к процессу продаж;
  • навыков в сфере обслуживания клиентов.

Другой пример профессиональных навыков в резюме: умение убеждать, способность оперировать большими объемами информационных данных, обладание приятным голосом (как ни странно, это тоже немаловажно для продавца-консультанта).

Пример №4: руководитель ИТ отдела

Специальные навыки для резюме работника в сфере IT может выглядеть следующим образом (описание деловых качеств):

  • наличие опыта управления персоналом;
  • способность продвигать и развивать компанию;
  • анализ и активное участие в процессе выбора операционных систем для дальнейшей работы;
  • навыки обеспечения нормальной работы оргтехники.

Пример технических навыков, которые можно описать в резюме:

Компьютерные навыки потенциального работника отдела ИТ в резюме очень важны. Вы должны предоставить информацию о том, какими ОС оперируете: Windows, Linux и пр. Работодатель должен знать, имеет ли он дело со специалистом, который действительно может руководить штатом сотрудников, или с рядовым работником, который не годится для руководящей должности.

Пример №5: банковский сотрудник

Специфические навыки, которые можно описать в резюме банковского работника, очень схожи с теми, которые мы рассматривали для менеджера по продажам. Но в этом случае неоспоримым преимуществом будет владение, хотя бы, английским языком на разговорном уровне. Практически все банки сегодня сотрудничают с иностранными партнерами, поэтому если можете «связать два слова» по-английски, то карьерный рост вам будет обеспечен.

Итак, что можно указать в резюме потенциального работника банка:

  • умение планировать время;
  • способность вежливо общаться с людьми;
  • склонность к убеждению даже самых несговорчивых клиентов;
  • умение находить подход к каждому клиенту и искать компромиссы с ним;
  • способность слушать и слышать собеседника.

Большое значение имеет склонность к быстрому восприятию новой информации касательно общего функционирования банковской сферы и нововведений. Конечно, эту черту можно со временем в себе развить, но ее также необходимо поддерживать на надлежащем уровне, поскольку инновации в сфере банкинга сегодня разрабатываются практически ежедневно.

Пример №6: администратор

Пример профессиональных навыков для администратора, которые следует включить в резюме, схож по своему принципу с таковым для руководителей. К этой категории сотрудников работодатели выдвигают особо высокие требования.

Итак, какими навыками должен обладать администратор:

  • критическим мышлением;
  • способностью распределять обязанности между подчиненными;
  • склонностью к эффективному распределению рабочего времени;
  • навыками мотивации персонала;
  • умением вести переговоры и доводить их до успешного завершения.

При составлении любого резюме необходимо уметь четко разграничивать профессиональные навыки и личные качества. Хотя они и тесно взаимосвязаны друг с другом, личностные характеристики не дадут потенциальному работодателю ведомостей о том, насколько хорошим специалистом в той или иной отрасли вы являетесь. Поэтому проведите для себя черту, и точно определитесь с тем, какую информацию о себе вы должны подать руководителю фирмы, куда вы хотите устроиться на работу.

Куда подать свое резюме? Если вы хотите найти работу через интернет, можете разместить свои данные на сайте HeadHunter . Более подробный пример навыков для резюме на интересующую вас должность вы можете также найти на hh. Здесь предоставлена вся необходимая информация, которой делятся более компетентные соискатели работы. Когда вы найдете все ответы на интересующие вас вопросы, и составите свое резюме правильно, у вас будет возможность сразу же его опубликовать на этом ресурсе и ждать, когда ваша кандидатура заинтересует потенциального работодателя.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Чем обусловлен жизненный результат и успех человека? Конечно же, это умения и навыки, которыми он обладает. При этом крайне важно понимать, что овладевать ими и развивать их можно и нужно в любом возрасте, ведь чем больше мы способны делать, тем большего количества самых разных целей можем достигать. Сегодня мы хотим поговорить как раз о том, каким образом формируются умения и навыки и из каких этапов состоит этот процесс, а также дать несколько рекомендаций по их развитию, которыми сможет воспользоваться каждый.

Немного об умениях и навыках

Ученые умы всего мира до сих пор ведут серьезные споры о том, что составляет верхушку иерархии в системе формирования у человека новых знаний, навыков и умений, которые характеризуют его интеллектуальное развитие. Одни исследователи говорят, что более важны навыки, а другие считают, что важнее умения. Давайте разберемся в отличиях.

Навык можно назвать наивысшим уровнем сформированности какого-либо действия – когда оно совершается автоматически и человеку не нужно осознавать промежуточные этапы. Умением же является способность к действию, которое совершается сознательно и пока не достигло высшего уровня сформированности.

Например, когда человек учится выполнять какое-то действие с конкретно целью, сначала он делает его , сосредотачиваясь на каждом промежуточном шаге, и каждый этот шаг откладывается в сознании. Процесс освоения действия осознан и развернут. Это значит, что в первую очередь формируется умение.

Далее – когда человек систематически тренируется и продолжает работать над собой – его умение совершенствуется. Время на выполнение действия сокращается, часть промежуточных этапов начинает выполняться неосознанно, автоматически. И здесь уже можно говорить о том, что происходит формирование полноценного навыка выполнения действия.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что навык – это усовершенствованная форма умения. Если, к примеру, изначально ему трудно «делать» слова из отдельных букв, и на освоение этого умения уходит масса сил и времени. Но взрослый человек в процессе чтения считывает буквы и слова автоматически, контролируя только смысловой аспект.

Это и значит, что благодаря долгим и упорным упражнениям и тренировкам умение читать превратилось в навык. Точно так же происходит и развитие речевых умений у дошкольников, развитие творческих и социальных умений, формирование навыков делового письма и т.д.

Навык представляет собой деятельность, сформированную посредством многократного повторения и доведения до автоматизма. Показателем же того, что у человека есть навык, является то, что перед выполнением действия он не думает заранее о том, как именно он будет его выполнять, а при выполнении действует точно и быстро.

Формирование и развитие умений и навыков – это достаточно долгий процесс, занимающий много времени. Зачастую на это уходит несколько лет, если речь идет о сложном действии. А что касается совершенствования навыков и умений, то это происходит вообще в течение всей жизни человека. Вот что говорит об умениях и навыках психология.

Этапы формирования навыков

Процесс формирования навыка предполагает прохождение четырех основных этапов:

  • Этап первый . Его можно смело охарактеризовать как предварительный. Здесь формируется так называемая программа навыка, отдельные элементы расчленяются на компоненты, осуществляются ориентировочные, тестовые действия. Также этот этап отличается большим количеством информации о действиях. А по мере выполнения тестовых действий из этой информации сознание отбирает только ту, что помогает правильно их выполнять.
  • Этап второй . Он является аналитическим. Элементы основного действия пока еще выполняются обособленно. Мозг анализирует силу, длительность, величину и другие параметры выполнения элементов. Кроме того, формируются и отдельные действия (к примеру, между органами управления и приборами). После этого появляется возможность осуществления действия в чередовании. Тут наблюдается очень узкий объем восприятия, и если в процессе тренировки (освоения навыка) присутствуют какие-то сторонние раздражители, внимание человека просто их не воспринимает.
  • Этап третий . Лучше всего для него подходит характеристика – синтетический. Самостоятельные элементы целостного действия формируются в единое образование и составляют одно сенсорное поле. Выполнение действия на данном этапе регулируется обобщенным образом, состоящим из последовательности, взаимосвязи и иерархии его отдельных элементов.
  • Этап четвертый . Это этап автоматизации, т.к. здесь устраняются все лишние элементы действия (при выполнении физического действия устраняется избыточное мышечное напряжение). Внимание человека смещается с процесса выполнения действия на результат. Все это связано с тем, что контроль действия переходит от зрения к кинестезии и осязанию. Именно на этом этапе человек получает возможность контроля темпа выполняемых действий; формируется индивидуальный ритм.

А вот как можно отобразить процесс формирования (и наличия) навыка схематично:

Если по какой-то причине человек в деятельности, связанной освоенным навыком, берет перерыв, навык может деавтоматизироваться, т.е. «забыться». Но это не так страшно, как может показаться, ведь после небольшого времени дополнительных тренировок он довольно быстро восстанавливается.

Нельзя забывать, что основным и самым важным условием формирования любого навыка является многократное повторение действия, и не имеет значения, чего это касается: умения водить автомобиль, делать «вертушку» ногами, быстро читать или решать сложные задачи. Посредством многократных повторений действия переходят на новый уровень, теряют сознательную направленность, становятся автоматизированными и превращаются в навыки.

Это основная информация, которую необходимо знать о развитии навыков, чтобы уловить саму суть механизма этого процесса. Далее мы хотим перейти к конкретным рекомендациям, но советуем вам дополнительно почитать наши статьи « », « » и « », в которых вы тоже найдете немало полезного на эту тему.

  • развитие учебных умений и навыков;
  • развитие творческих умений и навыков;
  • развитие социальных умений и навыков;
  • развитие речевых умений и навыков;
  • развитие умения и навыка базового и делового письма и т.д.
  1. Освоение умений и навыков, обучение им и их совершенствование должно быть непрерывным процессом. Он включает в себя получение нового опыта, знакомство с идеями и методами профессионалов, усложнение решаемых задач, в жизни.
  2. Процесс овладения новыми навыками необходимо подчинить конкретной системе. Овладевать чем-то можно и бессистемно, но намного эффективнее найти или разработать собственную программу занятий и тренировок. Лучше всего, если в ней будет место для ежедневной практики.
  3. К развитию нужно подходить комплексно. Это значит, что следует использовать различные форматы обучения умениям и навыкам и их совершенствования. Материалы могут быть какими угодно: книги, видео, аудио, интерактивные упражнения в Интернете, тесты и т.д. Главное – получать как можно больше практики.
  4. Важно развивать в себе любопытство к окружающей информации. Нужно изучать все, что касается области ваших интересов и применения осваиваемых навыков: достижения и разработки, инновации и новые тренды, бизнес-процессы и т.д. Любопытство и широта кругозора многократно усиливают эффект овладения навыками и умениями.
  5. Развитие необходимо не просто подчинять системе, но и планировать. Любой навык следует развивать поэтапно, не преследуя цель в одночасье стать профессионалом. При этом важно определить наиболее приоритетные области развития, достижения в которых помогут вам стать успешнее и прийти к новым результатам в жизни, учебе и работе.
  6. Обязательно формируйте новые привычки. В частности, привыкайте ежедневно читать литературу и посещать сайты, касающиеся областей ваших интересов, а также сферы достижения успеха и личной эффективности. О других полезных привычках читайте в нашей статье « ».
  7. Стремитесь развивать и совершенствовать личные и профессиональные навыки не только в свободное, но и в рабочее время. Не бойтесь брать на себя ответственность, решать сложные задачи и работать над необычными и креативными проектами. Выход из зоны комфорта прекрасно способствует личностному развитию.
  8. Развитие навыков зависит от круга общения. Чтобы лучше чему-то научиться, чтобы стать профессионалом в каком-либо деле, общайтесь с людьми уже имеющими опыт в том, что вам интересно. Они смогут рассказать и показать вам, как и что правильно делать, помогут избежать множества ошибок.
  9. Одним из показателей успешного или не успешного овладения тем или иным навыком следует считать обратную связь, поступающую от окружающих людей. Следите за тем, как люди оценивают то, что вы делаете, анализируйте это и делайте соответствующие выводы, чтобы стать лучше.
  10. Не пренебрегайте возможностями дополнительного образования там, где живете. Ищите и посещайте тренинги, семинары и мастер-классы по интересующим направлениям. Но предварительно, конечно, читайте отзывы и интересуйтесь мнениями людей, которые посещали подобные мероприятия.

На первоначальном этапе этих рекомендаций будет вполне достаточно, чтобы развитие умения и формирование навыка, который вас интересует, происходило быстрее и давало лучшие результаты. Но все же мы хотим дать еще несколько советов на тему того, какие инструменты саморазвития нужно взять на вооружение:

  • Одним из самых лучших, полезных и действенных способов развития навыков (и развития вообще) является самообразование. Чтение книг, статей, научных работ, блогов, руководств и т.д. способствует получению новых знаний и освоению успешных моделей действий и поведения.
  • Обратная связь уже была нами упомянута, но все же повторимся, что благодаря ее получению от друзей, коллег, наставников, руководителей и экспертов вы сможете узнать огромное количество сведений о том, как вы делаете то, что делаете, в чем уже успели поднатореть, а над чем еще стоит поработать.
  • Ментворкинг. По сути, это обучение на опыте других людей. Нужно найти человека (или нескольких), достигшего успеха в актуальной для вас области и обладающего всеми интересующими вас компетенциями и сделать его своим наставником или ментором – человеком, с которого вы будете брать пример.
  • Выполнение специальных заданий, которые вы можете давать себе сами, – не менее эффективный путь к развитию навыков и умений. Особенно он касается развития творческих умений, развития учебных умений и развития социальных умений. Постепенно повышайте свою планку – результат не заставит себя долго ждать.
  • Постоянное совершенствование умений и навыков. Имеется в виду то, что работать над собой необходимо постоянно – всегда и везде: дома, на прогулке, на работе, в спортзале и т.д. При желании можно найти массу способов улучшения своих способностей в различных условиях и жизненных обстоятельствах.

Выбирайте любой из этих вариантов и успех будет вам гарантирован. А еще лучше, если вы вообще начнете использовать их все, хотя это не так важно. Намного важнее постоянно и систематически тренироваться – лишь в этом случае знание, как делать что-либо, превратится в умение, а умение станет навыком.

Ну а для тех, кто решил во что бы то ни стало не останавливаться на достигнутом, мы предлагаем несколько вариантов, как развить любой навык еще быстрее. Эти советы, как и раньше, подойдут для развития социальных, творческих, учебных и других умений. Для детей и для школьников это тоже актуально.

Развитие умений и навыков в короткие сроки

Сегодня можно встретить множество разнообразных способов, методов и техник развития навыков и умений в любой сфере жизнедеятельности. На эту тему написано немало книг и статей, существуют разные пособия, в том числе и специализированные. Однако любой вариант будет основываться на четырех правилах, соблюдать которые нужно неукоснительно.

Правило первое: один период времени – один навык

Чтобы развитие умения было эффективным, а само оно прочно укоренилось в сознании и жизни, стало автоматизированным, важно уделять ему как можно больше внимания, и на это есть весомые причины.

Детский возраст – этот период, в котором человек может схватывать на лету невероятное количество информации и знаний. Посмотрите на детей: в одно и то же время они , говорить, ходить, застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Но даже несмотря на то, что сознание ребенка открыто всему новому, на освоение каких-то базовых с точки зрения взрослого навыков у него уходят месяцы.

С возрастом подобные способности к впитыванию новых знаний и одновременному освоению разных навыков уже не так остры. Зачастую даже какой-то один сложный навык оказывает на наш организм и психику стрессовое воздействие.

В дополнение к этому, если осваивать несколько навыков одновременно, наше подсознание будет пытаться связать их воедино, отчего они станут проявляться комплексно. А это в свою очередь может послужить причиной самых неожиданных результатов. Например, если по какой-то причине один из двух изучаемых вами навыков вам никак не дается или у вас просто отпадает необходимость в нем, «связанный» с ним второй навык может «исчезнуть» вместе с ним.

Если вы взялись за развитие умения какого-либо рода, если оно важно для вас, уделяйте время только ему. Он должен осваиваться вами в концентрированной форме. Если это так, вы сможете овладеть им быстро и качественно, а после уже можно начинать осваивать следующий навык, и далее по аналогии.

Правило второе: первые тренировки – на количество, а не на качество

Примите к сведению, что в большинстве случаев у человека, осваивающего новый навык, ничего не получается очень хорошо, как бы он ни старался. Если вы будете с самого начала делать ставку на качество выполняемых действий, вы тем самым замедлите свое развитие.

На начальном этапе гораздо эффективнее работать на количество. Будет лучше, если вы станете делать 50 повторений со средним результатом, чем 10 повторений – с хорошим. Только после полноценного освоения техники можно приступать к ее оттачиванию.

Даже научные исследования подтверждают тот факт, что при систематических и регулярных интенсивных тренировках ошибки и недочеты устраняются сами собой. Вам даже не нужно ничего делать, чтобы стать лучше, – просто продолжайте работать.

Правило третье: многократная практика нового навыка

Допустим, вы сходили на какой-то замечательный тренинг или мастер-класс, где была практика. У вас все отлично получалось, и даже дома в тот же вечер вы демонстрировали родным впечатляющие результаты. Но вот проходит несколько дней, вы были заняты работой и посторонними делами, и когда вы решаете вновь сделать то, чему научились, у вас получается либо очень плохо, либо не получается вообще.

Это наблюдение вы можете провести и сами, и убедитесь в его правдивости. А происходит так по той причине, что на семинаре ваш организм и психика были в стрессовой ситуации, внутренние резервы активизировались. Плюс к этому энтузиазм и немного эйфории – и все шло, как по маслу. В обычной же жизни все происходит иначе.

Чтобы новое умение начало формироваться в навык, чтобы оно развивалось и его применение приносило плоды, ему необходимо уделять постоянное внимание. Представьте, что знание – это зерно, которое вам нужно взрастить. Росток – это умение, а цветок – это ваш навык. Если за зернышком не ухаживать, не поливать его, ничего не вырастет.

Точно так и с навыками: заботьтесь о том, чтобы они не пропадали зря и увядали, даже не успев распуститься. Постоянный труд, максимум практики и системность – вот что, нужно, чтобы новые умения закреплялись и набирали силу, становились совершеннее. Добавьте к этому терпение – и у вас обязательно все получится.

Правило четвертое: не применять новый навык в важных делах

Естественно, это касается лишь этапа освоения нового навыка. Представьте себе, что вы только что впервые сходили на тренировку по боксу. Вам все понравилось и неплохо получалось. И вот вы сразу же решаете выйти на ринг против профессионального боксера. Что получится, как думаете? Вы окажетесь в нокдауее в первую минуту боя.

Пока вы только осваиваете новый навык, практикуйтесь, но не спешите пытать свои силы в «бою». Здесь имеют место многие факторы: неопытность, важность события, стресс от выполнения непривычных действий и т.д. Все это, скорее всего, приведет к печальным последствиям.

Поэтому сначала – только тренировки и наработки. Постепенно начинайте внедрять новый навык в жизнь, пробуя применять его в несложных ситуациях, близких к обыденным. А когда наберетесь немного опыта, используйте его для более серьезных ситуаций, планомерно продвигаясь в самым трудным.

Уверены, теперь ваша копилка знаний неплохо пополнилась, а развитие умений и навыков станет хотя бы немного проще и быстрее. Желаем вам успехов!