Как урегулировать конфликт с родителями детьми. Конфликтные ситуации в семье

Причиной непонимания между старшим и младшим поколением может стать любая мелочь, но иногда возникают и серьезные обстоятельства. В любом случае необходимо правильно оценить ситуацию, донести до противоположной стороны свою позицию, и выслушать их доводы.

Почему родители идут на конфликт

Большинство проблем в отношениях возникает из-за запретов. Старшее поколение ограничивает младшее в желаниях, действиях и средствах. Имея больший опыт, они понимают, что действия молодежи не перспективны, не реальны или даже опасны для жизни и здоровья. Конечно, обе стороны могут ошибаться, но нужно понимать, что опыт это много.

Если родители на что-то не дают согласия, нужно проанализировать, почему так происходит. Может казаться, что они делают это из вредности, но на самом деле есть более веские причины. Например, они понимают, что какие-то действия опасны. Иногда они осознают, что будут истрачены силы, деньги, а добиться чего-то не получится, а порой предчувствуют неприятности. Представьте себя на их месте, проанализируйте то, что ими руководит. Выясните, что за страхи или ограничения толкают их на конфликт.

Вы можете попросить папу и маму объяснить вам причину их недовольства, но будьте готовы спокойно их выслушать, а не переходить на крик или обиду. Обычно они готовы предоставить развернутый ответ, но не каждый ребенок может его услышать и понять. Но именно эти знания помогают прийти к компромиссу.

Как устранить конфликт

Самое первое и действенное для устранения конфликта, это признание в том, что вы были не правы. Даже если так не думаете, все равно произнесите это вслух. Иногда будет даже уместно извиниться, если раньше вы наговорили лишнего. Такие действия заставят взрослых слушать и ваши доводы. И начните им аргументированно объяснять, что вы хотите, почему не выполняете их требования, и каких результатов ждете. Если конфликт из-за отсутствия уборки, то вы просто не сможете найти причин, который вас оправдают, и признав, придется следить за порядком. Если же вы хотите куда-то поехать, а вас не отпускают, нужно будет рассказать, что за путешествие, с кем оно, что гарантирует вашу безопасность.

Так как вы знаете претензии родителей, вы их услышали, все ваши слова будут направлены на то, чтобы снизить их волнение, уменьшить беспокойство. Найдите оправдание на все их опасения. Будьте убедительны, и не повышайте голос. Говорите о том, что решение этого вопроса влияет на вашу самооценку, на успехи в жизни, на отношения с друзьями. Но не давите на жалость, а констатируйте факты.

Спокойный и рассудительный разговор - это признак взрослого общения. Родители увидят, что вы способны на такое общение, что можете отвечать за свои слова, что контролируете поведение, и это поможет решить вопрос.

Марина Кобзарь
Причины конфликта воспитатель-родитель, пути решения.

Конфликт воспитатель-родитель . Причины возникновения и пути решения .

Мир постоянно информационно усложняется. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью.Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях : медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач . Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель ", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.

Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три) . У воспитателя - в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности .

Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись,подползает к вам червяк и говорит : «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель » . Слово «конфликт » в переводе с латинского означает «столкновение» .

Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций . Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» .

Старинная английская игра

Цель : внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов .

Содержание : Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета , маленькая игрушка, сувенир и т. д.).Требование к призу одно : он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.).

Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот - следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

Обсуждение : После того как участники поделились своими впечатлениями об игре,тренер задает следующие вопросы : «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты ? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты ? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? (Например, конфликт мог бы возникнуть в мо-мент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.).

Далее тренер предлагает участникам ответить вопросы : «Как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае 6ыло бы интереснее играть : в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте?

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны : родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя , организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это :

С ребенком мало занимаются в саду;

Не создают должных условий для укрепления его здоровья;

Не могут найти подход к ребенку;

Используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания) ;

Плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку) ;

Ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

Ограничивают свободу ребенка;

Часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей ;

Не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям :

Неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

Забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

Забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

Приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

Поздно забирают детей;

Плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

Предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта :

Возникновение конфликта (появление противоречий)

Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной

Конфликтное поведение

Исход конфликта

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями Устно

Группа делится на две команды : одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

Положительные и отрицательные стороны конфликтов

Положительные Отрицательные

Получение социального опыта

Нормализация морального состояния

Получение новой информации

Разрядка напряжённости

Помогает прояснить отношения

Стимулирует позитивные изменения Настроение враждебности

Ухудшение социального самочувствия

Формализация общения

Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

Эмоциональные затраты

Ухудшение здоровья

Снижение работоспособности

Вывод : Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно .

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы)

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций .

(Н-р : «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).

Необходимо выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные «воспитатель-родитель » ; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта .

Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам . Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без клнфликтов предлагаю ряд упражнений.

Упражнение «Ваши предложения»

Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей .

Инструкция.Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы : каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

Упражнение «Предъявление конфликтной ситуации » .

Цель : игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями . Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя .

Упражнение «Список претензий к родителям» .

Цель : осознание воспитателем невозможности построения общения на взаимных претензиях.

Инструкция : наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, мы не всегда довольны друг другом, иногда наши самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, наши родители не устраивают нас. Давайте проанализируем наше недовольство родителями группы и назовем это списком претензий, претензии вносим напротив каждой фамилии, необходимо быть предельно откровенным, ведь претензии могут быть даже самыми незначительными, но обязательными конкретными.

Вывод : чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают.

Упражнение «Желаю Вам.» .

Цель : Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Инструкция : сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент - похвала успехов их ребенка.

Психологическая зарядка.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации .

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты .

Адекватно воспринимать , сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон.Чаще задавать вопрос : " Правильно ли я Вас понял (поняла?", это поможет избежать умственных барьеров.

Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.

Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.

Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.

Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.

В минуты торжества над другим давайте ему возможность» спасти себя", то есть выйти из ситуации с достоинством.

Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми.

Краткий курс доброжелательных отношений

Шесть важных слов : «Я признаю, что допустил эту ошибку» .

Пять важных слов : «Ты сделал это просто чудесно» .

Четыре важных слова : «А как ты считаешь?»

Три важных слова : «Вы посоветуйте, пожалуйста» .

Два важных слова : «Искренне благодарю» .

Важнейшее слово : «Мы» .

И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями , подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя . За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в темном переулке" эту "воспиталку ", "чужую тетку", которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад - это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.

Список литературы

1. Р. С. Немов Психология, т -2. - М., 2003.

2. Г. В. Ложкин Практическая психология конфликта . - К., 2000.

3. Е. М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости. - М., 2005.

При составлении презентации несколько слайдов взяты с презентации Сафиной Ольги Андреевны (педагога-психолога МБ ДОУ «Детский сад № 209» ) «Деловая игра»

Вопрос читателя:

Добрый день! Мой конфликт с родителями не прекращается вот уже 12 лет: с момента моего отъезда из родного города на учёбу в Москву.

Всё началось в 17, когда начав обособленную жизнь вдалеке от дома, я начала становиться самостоятельной. Проблемы и ссоры вызывал любой пустяк: не та одежда или прическа, состояние кожи, наличие или отсутствие маникюра. Также мама обижалась на то, что я не делюсь с ней переживаниями. Когда же я ими делилась, то по прошествии времени, эти самые разделённые переживания ставились мне в вину.

Постепенно я отдалялась. Был даже период, когда я, к своему величайшему стыду, ничего не чувствовала по отношению к родителям. А они бились в моё закрытое сердце и не могли до него достучаться ни слезами, ни угрозами. Надо сказать, что впервые я услышала "если ты...., то у тебя больше нет родителей", в 19, когда мы в полном обмундировании ехали в электричке в несколькодневный поход с однокурсниками. Отказаться от похода я не могла, да и считала поход сильно преувеличенной причиной для подобных мер. По возвращении были длительные телефонные разговоры со взаимными обвинениями.

В дальнейшем такие слова стали говориться чаще. Поводы оставались пустяковыми. Мне нельзя было давать временное пристанище подруге в снимаемой мной комнате (пока та не найдет себе новую квартиру), с ней нельзя общаться, потому, что она дурно на меня влияет. Потом стало нельзя приглашать семью институтских друзей погостить недельку, чтобы понять, смогут ли они жить в моем городе, а работать в Москве, потому что папа и мама против того, чтобы я превращала квартиру в общежитие. И подруга, и семья друзей не нравились маме: действительно, после общения с ними во мне просыпается желание жить и творить.

Когда я в первый раз вышла замуж наперекор родительской воле, я, к сожалению, слушала мамины советы и тем разрушала свою семью. Развод мой был встречен радостью и помолодевшей мамой. К сожалению, молодые люди, с которыми я встречалась всегда сначала нравились маме, но, чем яснее становилась серьезность их намерений, тем меньше симпатии вызывал мой кавалер.

Сейчас я замужем. Чуть меньше года. С мужем познакомились благодаря маминому настоянию зарегистрироваться на сайте. При знакомстве с родителями мы объявили о своем желании не отмечать свадьбу, а просто расписаться. А родню собрать на венчание. Изначально против ничего сказано не было. Но к свадьбе нас буквально заставляли сделать иначе: пригласить родителей на роспись, поскольку для них это важно. Мой супруг не пошел на уступку и с этого момента конфликт зашел на очередной круг. Нас попросили отложить венчание, мы отложили. Но расписались так, как и планировали.

С этим конфликтом я ходила к священнику за советом. Мне советовали сократить общение. Удалось его исполнить только недавно - мы почти 2 недели не общались. Честно, эти недели были такими спокойными, что я диву давалась. Недавно выяснилось, что родители рассчитывали, что эти недели будут для меня уроком и наказанием за недостойное поведение. А у меня ничего подобного нет.

Все мои мысли заняты поиском разрешения конфликта. Муж ощущает себя бесполезным придатком к моим отношениям с родителями и расстраивается от того, что я не внимаю советам ни батюшки, ни его. У него опустились руки как-то меня вытащить из этой трясины. И ведь он во многом прав - я понятия не имею, как дОлжно быть супругой. Не могу то ли вырасти, то ли смириться. Проблема измотала меня до крайности. Я чувствую, что хоть и не слушаю маму и не впускаю ее в свою семью, моя семья, как брошенная лодка... Просто забыть о родителях и звонить раз в месяц я не могу. Я очень люблю папу. Меня мучает совесть за то, что делаю родителям больно, что они слёзы льют. А переключиться на созидание своей семьи у меня тоже не выходит. Я очень боюсь разрушить все, что мне даровал Господь. Читаю Евангелие о родителях. Но справиться с ситуацией не могу... Помогите, пожалуйста! Может, мне нужен психолог или психотерапевт?

Ответ психолога:

Дарья, здравствуйте!

Спасибо за подробное описание ситуации.
Сразу отвечу на ваш вопрос - вам действительно нужно идти к психологу и как можно скорее, вот почему:

Ваши отношения с родителями - это не просто затянувшийся конфликт. Это так называемые созависимые отношения - эмоциональная зависимость одних членов семьи от других.

В такой ситуации проблемой действительно может стать любой пустяк, особенно, если он хоть как-то указывает на попытку отделиться, стать независимой или противопоставить что-то мнению родителей. Удерживать будут любыми способами, и вы это отлично описали. Хорошая новость заключается в том, что это довольно распространенная проблема и существуют проверенные пути ее решения. И решение этого вопроса зависит от вас - управлять человеком без его согласия (сознательного или бессознательного) нельзя. Но существует несколько типов созависимого поведения, у него могут быть разные корни. Любой участник такого взаимодействия получает свои психологические выгоды, даже «жертва». Для того, чтобы осветить эти и другие трудности, найти пути выхода из них в конкретной ситуации, научиться находить ресурсы, нужна помощь квалифицированного психолога.

Созависимость - не духовная, а психологическая проблема. Поэтому, помимо чтения Евангелия о родителях, здесь необходимы и другие действия.

Надо запомнить важную вещь: ваша семья (вы и супруг, потом дети) - это только ваша семья. В нее не должны иметь права безусловного доступа ни родители, ни друзья, ни кто-либо еще. В Библии написано: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей...» (Быт 2;24). Это не означает, что вам надо выстроить глухой забор и остаться там одним, звонить родителям раз в месяц. Забор должен быть, но с воротами, которые вы открываете по своему желанию.Чем меньше подробностей о вашей внутренней семейной жизни знают окружающие, в т.ч. родители, тем меньше у них рычагов давления на вас. Вы имеете право рассказывать о своей жизни ровно столько, сколько сами считаете нужным. В вашем конкретном случае это очень важно, ведь, судя по тому, что вы описываете, родители предпринимают активные попытки управлять вашей личной и семейной жизнью.

Коротко коснусь того периода, когда вы ничего не чувствовали к родителям, за который вам мучительно совестно. Вы рассказываете об очень характерных вещах: родители пытались достучаться, слезами или угрозами (видимо и сейчас пытаются). На самом деле это не способ взаимодействия. Это способ добиться желаемого любыми путями, другими словами - это манипуляция. Аналогично поступают дети - капризничают или дерутся, когда не получают того, чего хотят.

Несмотря на то, что в нашем обществе не придают эмоциям должного значения, в реальности это прекрасный «маркер» того, что с нами происходит и очень важно уметь к ним прислушиваться (еще один повод обращения к психологу). Эмоции ставят так называемую «задачу на смысл»: почему в этой ситуации я чувствую то-то, когда должен чувствовать вот это? Вы ничего не чувствовали к родителям, не смотря на слезы и угрозы. О чем это вам говорит?

Заметьте и противоречия в ваших чувствах: вы не можете звонить раз в месяц, вам очень совестно за это, однако вы чувствовали себя хорошо и спокойно, когда половину месяца не общались с ними. Здесь мы сталкиваемся с еще одной характерной особенностью созависимых отношений - невротическим чувством вины. Оно отличается от настоящего голоса совести тем, что появляется, когда реальных причин нет. В созависимых отношениях невротическое чувство вины присутствует почти всегда.

Дорогая Дарья, я представляю как вам сейчас тяжело. Уверен, что родители «не ведают, что творят» и поступают так из лучших побуждений. Однако ситуация такова, что одними советами и сетованиями ее не разрешить, нужна продолжительная и серьезная работа над собой. Помните, что чем сложнее путь, тем более ценная награда вас ждет.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать .