Борьба римских пап за укрепление церкви и своей власти. Борьба пап за независимость от светской власти и за обладание светской властью в XI-XIV веках Конфликт римских пап и германских императоров

В X в. правители Восточно-Франкского королевства (Германии) возгла­вили борьбу против набегов венгров, создали мощное рыцарское войско. Первоначально в Германии не существовало четкой «фео­дальной лестницы». Вассалами короля были не только герцоги и графы, но и многие рыцари. Король Отгон I в 955 г. в битве на реке Лехе окончательно разгромил венгров. Отгон укрепил свою власть, подчинил себе многих герцогов. Для усиления своего авторитета король установил особые отношения с церковью. Он даровал ей многие льготы, но присвоил себе право утверждать епископов - вручал им кольцо и посох. Церковь в Германии перешла из-под власти папы римского под власть короля.

Отгону благоприятствовало снижение в го время авторитета папы. Знать Римаи Итальянского королевства сажали на папский престол своих ставленников. Отгон совершил несколько походов в Италию, принял титул короля Италии, разгромил врагов папы. В 962 г. папа короновал Отгона императорской короной. Так вновь произошло воссоздание империи, которая позже стала называться Священной Римской империей. Папы попали в полную зависимость от императоров. Из-за этого папство еще больше теряло свой авторитет. Некоторые служители церкви стремились изменить ситуацию. Именно они стали инициаторами клюнийской реформы. Первоначально их поддержали и императоры, приемники Отгона, поскольку тоже хотели повысить уважение к церкви, которая была одной из опор их власти. Однако, укрепив церковь, папы начали борьбу за освобождение от власти императоров. Был принят закон, по которому в избрании пап могли участвовать лишь |несколько епископов-кардиналов. Император отстранялся от участия в выборах. Затем папа провозгласил, что епископы должны ^подчиняться только ему, а не императору.

В 1073 г. папой стал ярый приверженец преобразований

Григорий VII. Между ним и императором Генрихом IV развернулась открытая борьба за власть над епископами. Она продолжалась и при их преемниках. В конце концов, папы одержали почти полную победу над императорами. Помогло им то, что со временем императорская власть в Германии ослабла, а Италия фактически отпа­ла от империи.

В XII в. власть римских пап возросла. Слово духовенства было законом и для простого человека, и для феодала, и для короля. Попытки некоторых правителей противостоять папам оканчива­лись неудачей. В середине XII в. императором стал Фридрих Барба­росса. Это был умный и решительный человек. Он сумел несколь­ко укрепить свою власть в Германии и хотел вновь подчинять Италию, но его рыцарское войско было разбито ополчением ита­льянских городов, которые поддержали папу. Поражение импера­тора еще более усилило значение пап. Самым могущественным из них стал папа Иннокентий III (1198- 1616). Иннокентий называл себя наместником Христа на земле. Он свергал и назначал импе­раторов и королей. По приказу Иннокентия начинались войны. Папа старался обуздать усобицы феодалов и столкновения между христианскими странами, а все силы направить на борьбу с ере­тиками и мусульманами.

Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена .

Прекращение в начале XI в. набегов венгров, арабов, норманнов способствовало успешному хозяйственному развитию европейских стран и быст­рому росту населения. Однако к конку XI в. это привело к острой нехватке свободных земель. Участились войны и их спутники - голод, эпидемии. Причину всех несчастий люди видели в наказа­ниях за грехи. Лучшим способом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде всего Палестины, где находился Гроб Господень. Но после захвата Палестины туркам и сельджуками, отличавшимися нетерпимостью к не мусульманам, паломни­чество туда стало почти невозможным.

Идея похода против мусульман для освобождения Гроба Господня получала все большее распространение в Европе. Это было не только богоугодное дело, но и способ обеспечить землей, как феодалов, так и крестьян. Все мечтали и о богатой добыче, а купцы надеялись на торговые выгоды. В 1095 г. папа римский Ур­бан II призвал к походу в Палестину. Участники похода украша­ли свою одежду и доспехи крестами - отсюда и его название. В первом крестовом походе участвовали как феодалы, так и кре­стьяне.

В 1096- 1099 гг. крестоносцы отвоевали у турок - сельджуков Сирию и Палестину. Там возникло Иерусалимское королевство, вассальными владениями которого считались графства Эдесское и Триполитанское, княжество Антиохийское. Государства кре­стоносцев вели постоянные войны с мусульманскими правите­лями окрестных стран. Постепенно крестоносцы, которых на Во­стоке было не очень много, начали терять свои владения. Было еще семь крупных крестовых походов. В них уже почти не уча­ствовали крестьяне, зато во главе рыцарей часто шли императоры

и короли. Однако все эти походы были почти безрезультатны. Во время четвертого крестового похода крестоносцы напали на Константинополь и в 1204 г. взяли его. Они создали на землях Византии Латинскую империю. Лишь в 1261 г. правителям сохра­нившейся от Византии Никейской империи удалось освободить Константинополь. Но своего былого могущества Византия уже не восстановила.

В Палестине при поддержке римских пап были созданы духов­но-рыцарские ордена. Вступавшие в орден становились монаха­ми-воинами. Первым возник орден тамплиеров. Затем был создан орден госпитальеров. Позже возник Тевтонский орден. Рыцари-мо­нахи жили за счет земель, принадлежавших орденам в Палестине и в Европе. Отряды орденских рыцарей отличались от обычного феодального войска своей дисциплиной. Однако со временем ор­дена богатели, и их члены перестали проявлять былое рвение в воинских делах. Многие из них окружили себя роскошью. Утверж­дали даже, что тамплиеры, которые особенно обогатились, тайно отреклись от христианства.

Тем временем натиск мусульман усиливался. В 1187 г. султан Салах-ад-Дин (Саладин), объединивший Сирию и Египет, отвое­вал Иерусалим. В 1291 г. пала последняя крепость крестоносцев в Палестине - Акра.

Несмотря на неудачу и большие жертвы, крестовые походы имели для Западной Европы и положительное значение. Они спо­собствовали знакомству европейцев с более высокой в то время культурой Византии и восточных стран, заимствованию многих достижений. Укрепились позиции европейских купцов. Это вело в дальнейшем к развитию товарно-денежных отношений, росту го­родов и ремесленного производства. Отток наиболее воинствен­ной части феодалов, и их гибель способствовали усилению в ряде европейских стран королевской власти.

Ереси и борьба с ними церкви .

Ереси, т.е. отклонения от цер­ковных догматов, возникли еще во времена становления христи­анской церкви. Однако с XII -XIII вв. они особенно усилились. Еретики указывали, что многие священники, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, ведут распутную жизнь, вмешиваются в дела государств. Еретики призыва­ли вернуться к устоям ранней христианской церкви, когда ее слу­жители были бедны и гонимы, но зато показывали всем образец праведности.

Некоторые еретики учили, что миром правят две равные друг Другу силы, - Бог и дьявол. Сами себя они называли людьми бога, а всех противников, в том числе духовенство во главе с папой римским, - слугами дьявола. Еретики призывали к унич­тожению храмов и икон, к истреблению всех служителей церкви. Были еретики, которые выступали за равенство всех людей не только перед Богом, но и в земной жизни. Они предлагали поде­лить поровну все имущество. В общинах таких еретиков имущество считалось общим: общими иногда были даже жены.

Еретики отказывались молиться в «испорченных" храмах, пла­тить церковную десятину. Кое-где еретиками становились даже феодалы, в том числе правители больших областей, недовольные претензиями римских пап на светскую власть. В начале XIII в. в некоторых районах на севере Италии и юге Франции еретики со­ставляли большинство населения. Здесь истребляли духовенство и создавали свою церковную организацию.

Служители церкви осуждали ереси и проповедях, накладыва­ли проклятия на еретиков. Однако главным способом борьбы с ересями стали преследования и наказания. Подозреваемые и ере­сях подлежали аресту, допросу с применением пыток, а затем казни. Не надеясь на усердие светских правителей, жалевших своих подданных, папы создали церковный суд - святую инквизицию (расследование)- Человек, попавший в руки инквизиции, под­вергался самым изощрённым пыткам. Обычным наказанием для еретиков стало их публичное сожжение заживо на костре. Иног­да сжигали разом до 100 и более человек. Помимо еретиков ин­квизиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дья­волом ведьм и колдунов. Многие сотни тысяч женщин погибли в Западной Европе на кострах из-за этих нелепых обвинений. Имущество осужденных делили между церковью и местными сластями. Поэтому от инквизиции особенно страдали богатые горожане.

В области, где еретиков было очень много, устраивали кресто­вые походы. Самыми крупными были походы на юг Франции про­тив еретиков-альбигойцев при папе Иннокентии III- Входе войны истребляли поголовно жителей целых областей и городов.

Упадок папства.

После Иннокентия III могущество папства пошло на убыль. Возобновились схватки между папами и импера­торами. В результате были истощены обе стороны. Авторитет рим­ских пап был подорван в ходе борьбы между папой Бонифацием VIII с французским королем Филиппом IV и последующим затем «авиньонским пленением» пан продолжавшимся до 1377 г. Все это время папы жили в городе Авиньоне на юге Франции и подчиня­лись воле французских королей. После возвращения пап в Рим начался Великий раскол в католической церкви. В течение 40 лет выбирались одновременно два, а иногда и три папы. В Англии и Франции церковь фактически оказалась в подчинении королевс­кой власти.

Для преодоления кризиса католической церкви был созван Все­ленский собор. Он заседал в Констанце с 1414 по 1418 г. В 1417г. был избран новый папа. Тем самым Великий раскол был преодо­лен.

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с источниками обогащения церкви; определить причины усиления власти церкви; объяснить причины борьбы церкви против еретиков.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять причины борьбы церкви против еретиков; давать образную характеристику римских пап; различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средневековья;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих заданий; составлять рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, схемы;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схемы «Три сословия в Средние века», «Разделение церквей», «Источники богатства церкви»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

На предыдущих уроках мы, как художники, мазок за мазком рисовали картину «Средневековое общество», изучая жизнь феодалов, крестьян, горожан. Но наша картина будет неполной без рассказа еще об одной группе населения — духовенстве.

III. Актуализация знаний

— Почему возник союз франкского короля с христианской церковью?

— Кто входил в состав духовенства?

— Как христианская церковь приобретала земельные владения и зависимых крестьян?

— Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?

— Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских — Папская область?

(Ответы учеников.)

В XI-XIII вв. церковь в Европе достигла большого могущества. Она не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых и обладала огромной властью в христианском мире. Жизнь общества и человека была в неразрывно связана с религией, требованиями церкви.

— Предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на нашем уроке.

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Первое сословие.
  2. Богатство церкви.
  3. Разделение церквей.
  4. Борьба пап за светскую власть.
  5. Еретики и борьба с ними католической церкви.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему христианская церковь пользовалась таким могуществом? Почему произошел раскол христианской церкви? Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших в Евангелие, католическая церковь преследовала с большей жестокостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

IV. Работа по теме урока

1. Первое сословие

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя людей, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

(Работа со словарем.)

Сословие — социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными за ней обычаем или законом и передававшимися по наследству.

— Какие сословия выделяли мыслители?

Задание: послушайте средневековую притчу, а затем вместе назовем эти сословия.

Дополнительный материал

Предназначение овец — давать молоко и шерсть, быков — пахать землю, псов — защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Также и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и кто пашет землю.

Вопросы к классу

— Какое сословие молится за других, внушает любовь к Богу?

— Какое сословие собственным трудом обеспечивает жизнь и себе и другим?

— Кто защищал духовенство и крестьянство от врагов?

— Соотнесите сословия средневекового общества с теми животными, с которыми их сравнивает автор притчи.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Сословия:

  • I. «Те, кто молится» (монахи, духовенство)
  • II. «Те, кто воюет» (светские, феодалы, рыцари)
  • III. «Те, кто трудится» (все остальные, прежде всего крестьяне)

Проблемный вопрос. Взгляните на схему и определите, какое из сословий Средневековья претендовало на ведущую роль? Почему?

(Ответы учеников.)

Почему духовенство пользовалось таким почетом и уважением? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что люди Средневековья были очень религиозны. Главной целью своей земной жизни они считали спасение души для будущей жизни вечной. Без веры в Бога, без надежды на Его милосердие все остальные занятия не имели смысла. Достичь же спасения можно было только путем молитвы, отрешения от всего земного, посвящая себя только Богу.

— Любой ли средневековый человек мог позволить себе посвящать целый день молитвам? Почему?

(Ответы учеников.)

Вы выяснили, что далеко не каждый представитель средневекового общества был на это способен. Не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых или ратных забот. Поэтому и сложилось особое сословие — духовенство, члены которого были как бы посредниками между Богом и остальными людьми. Они молились и за «тех, кто сражался», и «за тех, кто работал», спасая их от Божьего гнева и давая им надежду на Царствие Небесное. Христианская мораль требовала выполнения нравственных правил, перечисленных в Библии.

— Вспомните заповеди Христа.

(Ученики выполняют задание.)

В христианском учении существуют понятия греха и покаяния. Церковь учила никогда не терять надежду.

— Какого человека в Средние века считали образцом для подражания? Для ответа на это вопрос используйте дополнительный материал.

Дополнительный материал

  1. Один монах писал: «Презирай богатства земные, чтобы ты мог обрести богатства небесные».
  2. Церковь призывала помогать нищим, утверждая, что добрыми делами можно заслужить место в раю: «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные — для спасения богатых».
  3. Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным.

(Проверка выполнения задания и составление схемы (см. с. 102).)

Образец — святой человек:

  • Страдал во имя веры
  • Отрекся от земных забот и соблазнов
  • Отказался от имущества
  • Стал бедным, даже нищим

2. Богатство церкви

Мы сформулировали признаки святого человека в Средние века. Насколько сама церковь соответствовала этому образцу?

Задание: прочитайте текст п. 2 § 16 и, исследовав и проанализировав способы обогащения церкви, ответьте на поставленный вопрос.

(Проверка выполнения задания и составление логической схемы.)

Способы обогащения церкви:

  • Индульгенция
  • Дарение церкви
  • Десятина церкви
  • Завещание церкви
  • Плата за обряды

Все это приносило огромные доходы церкви и вызывало негодование народа.

3. Разделение церквей

До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Были постепенно выработаны и утверждены главные догматы, т. е. непреложные истины христианской веры:

— учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);

— воплощение Христа от Духа Святого и Девы Марии;

— церковь — посредник между Богом и людьми.

Со временем между церквями на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия. В Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии — константинопольский патриарх.

— Как складывались их взаимоотношения?

(Ученики выполняют задание.)

— Итак, между папой римским и константинопольским патриархом началась острая борьба.

— Какие существенные разногласия возникли между церквями?

Задание: работая с текстом п. 3 § 16, заполните сравнительную

таблицу «Различия между Западной и Восточной церквами».

Названные вами разногласия и различия привели к тому, что в 1054 г. во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию — произошел окончательный раскол христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической («всемирной»), а восточная — православной («правильно славящей Бога»). После раскола обе церкви стали полностью самостоятельными.

1054 г. Христианская церковь — раскол:

  • Католическая (западная) — папа
  • Православная (восточная) — патриарх

— К какой ветви христианства относимся мы: католической или православной?

(Ответы учеников.)

4. Борьба пап за светскую власть

С середины IX в. власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.

Задание: работая с мультимедийной презентацией и историческим документом, определите причины усиления могущества папской власти.

Слайд 1. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчиненности всех светских государей папе римскому.

Слайд 2. Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба за право назначать епископов.

Задание: изучите на с. 131 учебника исторический документ «Диктат папы», составленный Григорием VII, и ответьте на вопросы.

— В чем суть этого документа?

— Что позволило главе католической церкви к XI в. приобрести такое могущество?

— Какие из утверждений были обращены к светским правителям Европы того времени? Почему?

(Проверка выполнения задания.)

Слайд 3. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV

Слайд 4. Король был вынужден искать мира с папой. В 1077 г. с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника-в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке Святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Слайд 5. Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

Слайд 6. В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими правителями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

Слайд 7. Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий III утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такие знаки почета не оказывали ни одному королю в Европе.

Слайд 8. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

Задание: определите причины могущества папской власти в XI-XIII вв. Закончите фразы.

  1. Церковь владела огромными…
  2. В раздробленной Европе церковь была…

(Проверка выполнения задания.)

5. Еретики и борьба с ними католической церкви

— Прочитайте название пункта параграфа и выделите две его смысловые части.

(Ответы учеников.)

— Мы разделимся на две творческие группы, которые будут выполнять индивидуальные задания.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 5 § 16, ответьте на вопросы.

— Кто такие еретики?

— Против чего выступали еретики?

Задание для второй группы: работая с текстом п. 6, 7, 8 § 16, ответьте на вопрос и выполните задание.

— Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками.

— Сформулируйте собственное отношение к способам борьбы с еретиками в Средневековье.

Презентация работы первой группы

Еретики — люди, которые открыто критиковали церковь.

Взгляды еретиков

  1. Утверждали, что церковь погрязла в грехе.
  2. Отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения.
  3. Требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств.
  4. Единственным источником веры для них было Евангелие.
  5. Осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности».
  6. Показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.
  7. Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле».

Презентация работы второй группы

Способы борьбы католической церкви с еретиками

  1. Отлучение от церкви.
  2. Интердикт — запрет исполнять обряды и проводить богослужения.
  3. Карательные военные походы.
  4. Создание инквизиции — специального церковного суда.
  5. Жестокие наказания еретиков с применением пыток.
  6. Основание и поддержка нищенствующих орденов монахов.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему христианская церковь в Средние века была могущественной?

— Почему произошел раскол христианской церкви?

— Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь преследовала с большей жестокостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

(Ответы учеников.)

Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека была неразрывно связана с религией, с требованиями церкви. Кто же победил: церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияния католической церкви на души верующих. Они породили страх, а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя и осталась мощным институтом власти.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 16, составить в паре с одноклассником диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы обоих собеседников.
  2. Для средних учеников — § 16, согласно легенде Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский.
  3. Для слабых учеников — § 16, вопросы и задания к параграфу.

Церковь, несмотря на свое богатство и могущество, очень сильно зависела от светских властей. К XI веку борьба между светскими и церковными властями распространилась практически на все западноевропейские государства, но наиболее острые формы приняла в империи. Вы узнаете о противостоянии пап и императоров, в частности, о непримиримой вражде двух сильных личностей: Папы Григория VII и императора Генриха.

Борьба пап и германских императоров

Предыстория

В средневековой Европе светская и церковная власть оказались взаимосвязаны. Церковь санкционировала и усиливала власть королей, короли дарили церкви земли и охраняли ее богатства.

Власть церкви основывалась на духовной составляющей:
. Считалось, что церковь получила от Христа право отпускать грехи, что без соблюдения христианских таинств спасение души (даже праведного человека) невозможно. Идея спасения была очень важна для человека эпохи средневековья (С. Аверинцев о религиозных концепциях спасения).
. Король воспринимался как помазанник божий, а коронация как передача при посредничестве церкви монарху власти от бога.
. Папа римский мог отлучить монарха от церкви. Это лишало власть короля легитимности в глазах людей, давало право вассалам не соблюдать присягу.

И на материальной:
. 1/3 обрабатываемых в Европе земель принадлежала церкви (земли жаловались королями и феодалами). Кроме того, имущество церкви составляли драгоценные предметы, которые использовались при богослужении (см. урок ).

К концу раннего Средневековья церковь стала сильной и разветвленной организацией с иерархической структурой (на вершине находился папа римский, ему подчинялись архиепископы, еще на ступеньку ниже находились епископы, еще ниже - священники и монахи). При этом епископы обладали как духовной, так и светской (как землевладельцы) властью.

Императоры Священной римской империи стремились к контролю над церковью. Это предполагало право инвеституры - назначения на церковные должности. Такое право получил германский король Оттон I в связи ослаблением власти папы римского после распада империи Карла Великого. Это вызвало противодействие церкви и привело к борьбе пап и императоров.

События

IX в. - ослабление власти папы римского в связи с распадом империи Карла Великого.

962 г. - коронование Оттона I императорской короной. Оттон становится императором Священной Римской империи.

X- XI вв. - Клюнийское (по названию монастыря Клюни) движение в церкви. Клюнийцы выступали за аскетический режим в монастырях, целибат (требование безбрачия для духовенства), запрет на симонию (покупку и продажу церковных должностей и духовного сана).

XI в. - окончательно утверждено безбрачие священников.

1059-1061 гг. - папский престол занимает Николай II.

1059 г. - Латеранский собор. Приняты декреты, направленные на отделение церковной власти от влияния светских правителей. Папу римского теперь должен избирать совет кардиналов .

1073-1085 гг. - папский престол занимает Григорий VII. Он вступил в борьбу за инвеституру с Генрихом IV. Генрих признал свое поражение после того, как папа отлучил его от церкви (что повлекло за собой неповиновение вассалов). Его унизительное покаяние перед папой стало известно как хождение в Каноссу в 1077 г.

1122 г. - конкордат (соглашение) Генриха V с папой римским. Согласно договору, епископов должен назначать папа. Епископы считались и вассалами церкви (как обладающие духовной властью), и вассалами императора (в качестве владельцев земель - феодов).

1198 г. - папский престол занимает Иннокентий III. К этому времени церковь достигла наибольшего своего могущества. Вассалами папы себя признали короли Англии, Польши, некоторых стран Пиренейского полуострова.

Участники

Оттон I - император Священной Римской империи (936-973 гг.).

Николай II - папа римский (1059-1061 гг.).

Григорий VII - папа римский (1073-1085 гг.).

Генрих IV - германский король, а также император Священной Римской империи, боролся за инвеституру с папами.

Заключение

Борьба пап и императоров за право назначать епископов закончилась победой церкви. В XII-XIII вв. власть папы римского значительно усилилась.

Параллели

В восточной (православной) церкви фигуре папы римского соответствовал константинопольский патриарх. Латинский (католический) мир был политически раздроблен, папство же было объединяющим началом. Папа и император находились в разных странах. В Византии границы светской и духовной власти совпадали территориально, император и патриарх помещались в одном городе, столице империи. Церковная власть в Византии была тесно соединена со светской и, как правило, ей не противоречила. Если же случались конфликты, то верх брал император, авторитет и материальные ресурсы которого всегда превышали авторитет и возможности патриарха.

Конспект

В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского (от греч. «паппас» - отец, отче). Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Римские папы считали себя преемниками апостола Петра. Земли, находившиеся в руках папы, становились вотчиной Святого Петра. В VIII в. образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского экзархата. Церковь на средневековом Западе была государством в государстве. Она получала в дар от императоров и знати земельные владения. К XV в. духовенство владело 1/3 обрабатываемой земли. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. В VI в. появился первый монастырь, основанный Св. Бенедиктом, который разработал и первый монастырский устав. От монахов требовали выполнение обетов бедности, безбрачия, послушания. Постепенно монастыри становятся центрами просвещения. В монастырских и церковных школах изучались молитвы и тексты Священного Писания на латинском языке. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Со времен правления Оттона I (рис. 1) германские императоры стали распоряжаться церковными кафедрами в Италии, низлагать и возводить на престол пап, контролировать их избрание. Однако с конца XI в. усиливающееся папство начинает постепенно освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними. Епископальная политика Оттона I нашла свое логическое завершение в захвате Рима как центра католической церкви. Использовав феодальные распри в Италии, Оттон I короновался в 962 г. в Риме императором. Этот акт должен был означать восстановление распавшейся империи Карла Великого и символизировать преемственность короны германских королей от римских цезарей. При короновании Оттон I признал притязания папы на светские владения в Италии, но с сохранением суверенитета императора над ними. Кроме того, от римского папы требовалось принесение вассальной присяги императору.

Первые правители Священной Римской империи часто вмешивались в бурные выборы пап и междоусобицы римской знати, без церемоний заменяя неугодных своими ставленниками. Последним на такой шаг решился император Генрих III (1039-56), ярый сторонник Клюнийской реформы монастырей. Взойдя на святейший престол, императорский кузен, папа Лев IX (1049-54), энергично взялся за проведение реформы, разъезжая по всей Европе с миссией искоренения пороков духовенства. Между тем, папская власть год от года укреплялась. В Риме Николай II (1059-61) учредил для избрания пап конклав кардиналов, положив конец вмешательству в выборы вельмож и императоров.

Но это было лишь началом борьбы за выход церкви из-под влияния светских государей. Следующий этап привел к открытому конфликту между папой и императором. Императоры издавна сами назначали епископов в своих владениях. На церемонии введения в должность, или инвеституры, епископу торжественно вручались знаки светской власти и пастырского служения - перстень и посох. Право инвеституры имело для императоров огромное значение, т. к. епископы стояли на верхних ступенях имперской иерархии и наделялись крупными земельными владениями, которые (в отличие от светских вельмож) не могли передавать по наследству. Но в 1175 г. папа Григорий VII осудил инвеституру и призвал императора Генриха IV в Рим держать ответ за допущенные прегрешения. Генрих IV попытался низложить папу, а тот в отместку отлучил императора от церкви. Положение Генриха IV подорвали вспыхнувшие мятежи германских феодалов, которые препятствовали борьбе с папской властью. И тогда император, словно загнанный волк, отправился в итальянский замок Каносса, где три дня простоял босиком на снегу, пока не вымолил прощения у папы (рис. 2). Этот известный исторический эпизод ярко высветил возросший авторитет Ватикана, но история на этом не закончилась. Генрих IV лишь для виду покорился папе, чтобы внести раскол в стан своих врагов, и борьба продолжалась еще долго после смерти противников.

Рис. 2. Хождение в Каноссу ()

По Вормсскому конкордату 1122 г. духовную инвеституру отныне осуществлял папа, наделявший каноников символами духовной власти. Император мог присутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвеституру - наделял каноника земельным владением с соответствующими вассальными обязанностями.

Наивысшего могущества власть папы дос-тигла при Иннокентии III (1198-1216), из-бранном папой в 37 лет (рис. 3). Он был наделен твер-дой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник са-мого Бога на Земле, призванный «господство-вать над всеми народами и царствами». На тор-жественных приемах все должны были прекло-нять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европей-ских стран. Одно время папа возводил на пре-стол и смещал императоров. Его считали выс-шим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуост-рова.

Рис. 3. Иннокентий III ()

Католическая церковь, возглавляемая римским папой, притязала на решающее участие в политической власти. Заметных успехов в этом она добивалась в периоды, когда власть королей и императоров слабела из-за феодальных раздоров, а на папском престоле оказывались сильные политики. Наиболее острым спорным вопросом между духовной и светской властями был вопрос об инвеституре (право назначения епископов и аббатов). Порой острыми оказывались вопросы посвящения (помазания на царство) того или иного короля либо императора.

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
  1. E-reading-lib.com ().
  2. Sedmitza.ru ().
  3. Diphis.ru ().
  4. Istmira.com ().

Домашнее задание

  1. Почему светские и духовные правители Европы конфликтовали друг с другом?
  2. Что означает крылатое выражение «Путь в Каноссу»?
  3. Что свидетельствовало о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества?
  4. При Григории VII католическому духовенству было запрещено вступать в брак. Как вы думаете, почему было введено такое ограничение?

Современная политическая традиция Запада (Западной Европы) во многом как раз и заложена в ходе данного исторического периода как борьба духовной и светской власти за политическое влияние. «Основоположниками» данной традиции как раз и выступили римские папы и императоры эпохи Средневековья, которые ожесточенно боролись между собой не просто за власть, а за власть в масштабе всей Западной Европы.

Укрепление папской власти во второй половине XI века многим обязано талантливой дипломатии Гильдебранда - Григория VII. Он использовал малолетство Генриха IV и феодальные смуты в Германии, чтобы, не боясь вмешательстваимператора, укрепить папство в организационном отношении. Гильдебранд проводит новый порядок избрания пап коллегией кардиналов, отстраняя, таким образом, императора от влияния на папские выборы. Безбрачие духовенства должно было сделать из него покорное орудие, не отвлекаемое никакими семейными заботами. Гильдебранд заключает союз с Тосканой. Он лично едет в Южную Италию, где в это время утвердились норманны, и в Капуе заключает союз с норманским графом Ричардом. В 1059 г. граф Ричард и Роберт Гюискар, герцог Апулии, признали себя папскими вассалами. На севере Италии Гиль-дебранду удалось подчинить папе сильных и независимых архиепископов миланских, поддерживая против них городское движение патаренов. Значительная часть Италии была объеди­нена под папским верховенством, чтобы противостать импе­ратору.

В 1073 г. Гильдебранд стал папой. Под наружностью этого маленького, коротконогого толстяка таились непреклонная и беспощадная воля, яростный фанатизм и гибкий дипломати­ческий ум. Он не знал удержа в своем исступленном красно­речии. Вместо «гнев господень» он говорил «ярость господня». В то же время он умел искусно разбираться в самой сложной политической обстановке, ловко маневрировать в опасной и враждебной среде. Среди принципов, изложенных им в его знаменитом «Dictatus papae», рядом с провозглашением без­условной власти папы в делах церкви встречаются и такие положения, как «Римский первосвященник имеет право низ­лагать императоров», «Он может освобождать подданных от присяги верности по отношению к неправедным государям». Конечно, Григорий не первый выдвинул эти принципы, но он первый сделал попытку провести их в жизнь.

Кроме силы оружия и средств дипломатии, в руках Григория и его преемников был еще и духовный меч - в виде отлучений, интердиктов, разрешения подданных от присяги. Так, например, интердикт (запрет на богослужение на определенной территории) был совершенно жутким идеологическим оружием - нельзя было ни родиться, ни женится, ни умереть (в смысле запрещены церковные мероприятия со всеми вышеназванными коренными событиями жизни человека, родившийся - есть незаконнорожденный, женившиеся - сожительство мужчины и женщины незаконно, более того, даже физическая смерть неприемлема без отпевания). В ответ феодалы отвечали традиционно - кровью и железом…


При Григории VII получает широкое развитие посылка папских легатов, которые становятся одним из главных органов папского управления. Они являются повсюду, во все вмешиваются, смещают епископов, выступают против госу­дарей. Папа предписывает повиноваться легатам так, как повиновались бы самому папе. Но в то же время Григорий требовал отчета от легатов и проверял все их распоряже­ния.

Классической является дипло­матия папы Григория VII в его борьбе с императором Генрихом IV. Григорий упорно добивался права проводить церковные выборы, т. е. вмешиваться во внутренние и притом важнейшие дела Империи, преследуя симонию (продажу церковных должностей) и свет­скую инвеституру (возведение в епископский сан императором). Генрих IV всеми силами отстаивал эти права императора не только в Германии, но и во всей Священной Римской империи. Если Григорий присвоил папе право низводить императоров с трона, то Генрих использовал практиковавшееся уже ранее право императора низлагать пап. Генрих низлагает папу на Вормсском сейме 1076 г. и пишет ему послание, заканчиваю­щееся энергичным «ступай вон!» Месяц спустя Григорий низ­лагает самого Генриха на Латеранском соборе, разрешая «всех христиан» от клятвы верности ему и запрещая «служить ему как королю».

Побеждает папа, потому что ему удалось использовать то недовольство, которое Генрих возбудил среди князей Германии. Они присоединяются к папе, и положение Генриха делается безвыходным.

История свидания в Каноссе обросла легендой. Нелегко отделить факты от вымысла. Стоял ли Генрих босой на снегу перед воротами замка, дожидаясь, пока папа соизволит его принять, или же он ожидал этого приема в более комфорта­бельной обстановке, от этого дело меняется мало. Каносса могла показаться решительной победой папы, и его сторон­ники всячески старались раздуть историю унижения герман­ского императора, придумывая все новые подробности. Но для Генриха каносское покаяние было лишь дипломатическим шагом, давшим ему передышку и спутавшим карты папы в той борьбе, которую Генрих повел в Германии против князей и избранного ими нового короля. В 1080 г. Генрих при под­держке недовольных папой германских епископов снова низ­лагает Григория VII и выдвигает антипапу. Выдвижение антипап начинает играть такую же роль в императорской по­литике, как выдвижение антикоролей и антиимператоров в политике пап.

Со своим антипапой Генрих отправился на завоевание Рима. Григория выручили только южноитальянские нор­манны Роберта Гюискара. В числе войск, выручавших главу христианской церкви, были и отряды сицилийских мусульман. Генриху пришлось уйти, но норманны и арабы заодно раз­громили Рим, увели много народа в рабство, и Григорию нельзя было оставаться в опустошенном его союзниками городе. Он последовал за норманнами в Салерно, где и умер (1085 г.).

Вормсский конкордат 1122 г., который отделил духовную инвеституру от светской и отдал первую папе, а вторую - императору, не прекратил столкновений между императорами и папами. Это был во всех отношениях неудачный компромисс, открывавший путь для новых конфликтов.

Вышеназванный конфликт стал классическим, ему предшествовали и наследовали в течении нескольких веков целый ряд соответствующий конфликтов с одной и другой стороны.

Крестовые походы и международные отношения. В конце XI века папская дипломатия сумелаиспользовать в своих интересах начавшеесяна Западе широкое движение на Восток - крестовые походы. Крестовые походы направлялись интересами весьма разнообразных групп западноевропейского феодального общества. На Восток стремилось рыцарство, которое искало новых земель для захвата, новых крепостных для эксплоатации, жаждало грабежа и добычи. На Восток были обращены взоры торговых городов, поднимавшихся в это время в Европе и особенно в Италии и стремившихся захватить в свои руки торговые пути в восточной части Средиземного моря. О пере­селении на Восток мечтало и крестьянство, угнетаемое фео­дальными господами, разоряемое беспрестанными войнами, страдавшее от непрерывных голодовок. Деклассированные элементы феодального общества рассчитывали поживиться во время больших грабительских походов. Папство увидело в крестовых походах удобный случай поднять свой авторитет, подчинить своему влиянию Восток, обогатиться за счет при­текавших со всех сторон Европы обильных сборов. Поэтому папство ревностно принялось за проповедь крестовых похо­дов. Крестовые походы стали одним из орудий воздействия пап на государей Европы, новым предлогом для вмешательства римской курии во внутреннюю жизнь европейских государств, источником новых доходов, средством для усиления папского авторитета.

Борьба пап с императорами не прекращается во время крестовых походов.

Фридрих II Гогенштауфен. ПапаИннокентий оставил папский престол вознесенным на небывалую высоту. Но он завещал ему также и опаснейшего врага в лицевыдвинутого им самим императора Фридриха II Гогенштауфена (1212-1250 гг.), одного из умнейших и циничнейших диплома­тов средневековья. Сын немецкого императора и сицилийской принцессы из дома норманских разбойников, Фридрих II вырос в Сицилии, где причудливым образом скрещивались итальянская, византийская, арабская и еврейская культуры. В сущности он был человеком без отечества и национальности. Став уже в детстве игрушкой в руках бессовестных политиков, он рано созрел и ожесточился сердцем. Безгранично често­любивый, он верил только в силу и ум. Беспокойная и неутомимая натура толкала его на новые и новые политические затеи. Фридрих был образованнейшим человеком своего вре­мени: он живо интересовался научными вопросами, поддержи­вая переписку с рядом выдающихся ученых, как христиан, так и евреев, а также мусульман. Особенно интересовался он греческими и арабскими писателями, которых читал в под­линнике. В области религии Фридрих проявлял насмешливый скептицизм, равнодушие и терпимость, хотя из политических видов и преследовал еретиков. В дипломатии его силу составляли гибкость и неразборчивость в выборе средств, знание человеческих слабостей, кипучая и стремительная энергия.

Прославился книгой «Три прохвоста: Моисей, Иисус и Магомед», а также крайне революционной идеей для своего времени (конечно, вызванная его собственными политическими потребностями) идея объединения трех великих религий: иудаизма, ислама и христианства.

Планы мировой монархии как императоров, так и пап рассыпались прахом, но именно в ходе их борьбы сформировалась и окрепла традиция Западной Европы - борьба духовной власти за власть политическую.

Несмотря на наметившиеся ещё в ранее Средневековье претен-зии римских пап на светское и духовное мировое господство, их ав-торитет в начале XI в. был низок как никогда. В IX-X вв. в среду ду-ховенства проникают обычаи и нравы, свойственные представителям светского феодального общества . Папы, ведя вполне светский образ жизни, перестают быть теми образцами духовности и нравст-венности, которыми они являлись в первые века христианства. Кроме того, со времён Оттона I папы находились в полной зависи-мости от императоров Священной Римской империи . Императоры возводили на папский престол угодных себе лиц, а также полно-стью взяли в свои руки инвеституру — назначение епископов на должность и наделение их землёй. С ослаблением императорской власти всё большее распространение получала симония — продажа церковных должностей за деньги.

Резкое усиление папской власти было связано с возрождением за-падноевропейского монашества, особенно в клюнийском движении. Клюнийцы резко осуждали симонию и проповедовали целибат — без-брачие духовенства. К середине XI в. Клюнийская конгрегация на-считывала уже 65 монастырей. К этому времени клюнийцы приобре-ли значительное влияние в католической церкви, занимали высшие церковные должности, в том числе и должности кардиналов.

В 1059 г. на Латеранском соборе в Риме было принято решение о том, что папу впредь будут избирать из своего состава сами карди-налы. В 1073 г. Папой под именем Григория VII был избран клюнийский монах Гильденбранд. После вступления на папский пре-стол он стал пресекать случаи симонии и насаждать целибат.

Григорий VII и Генрих IV

Воспользовавшись феодальной смутой в Германии, Григорий VII потребовал от императора Генриха IV передать ему права на инвести-туру епископов. Однако Генрих подавил мятеж знати, а созванный им собор немецкого духовенства в г. Вормсе потребовал от Григория VII уйти с престола. В ответ Папа отлучил императора от церкви. Впер-вые император был исключён из числа христиан. Герцоги и епископы Южной Германии и Саксонии отказались повиноваться Генриху IV.

Хождение в Каноссу

В этих условиях зимой 1077 г. Генрих IV был вынужден отпра-виться на север Италии, в замок Каносса , где в это время находил-ся Папа, и умолять его о прощении. Как глава христианского мира, Папа был вынужден снять отлучение с императора, но королевский сан ему так и не вернул. Более того, к этому времени относится из-дание Григорием VII «Диктата папы». В этом сочинении были изло-жены основы новой теократии: все светские правители должны быть непосредственными вассалами Папы и приносить ему ленную присягу; Римский Папа получает право низлагать императора по своему усмотрению.

Но Генрих IV, получив папское прощение, восстановил свою власть в Германии и в 1081 г. во главе войска отправился в Италию. Папа был вынужден бежать на Сицилию и по дороге умер (1085 г.).

Дальнейшая борьба за инвеституру

Смерть Папы не привела к прекращению борьбы. Позицию Гри-гория VII в вопросе об инвеституре продолжали отстаивать папы Урбан II (1088-1099 гг.) и Пасхалий II (1099-1118 гг.). В 1093 г. Урба-ну II удалось поднять против Генриха IV мятеж, возглавляемый его старшим сыном Конрадом. Генрих смог справиться с этим мяте-жом, но в декабре 1104 г. Папа Пасхалий II склонил к выступлению против Генриха его младшего сына, который также носил имя Ген-рих. До конца своей жизни Генрих IV (он умер в 1106 г.) боролся за власть со своим сыном.

Сын Генриха IV Генрих V стремился путём переговоров решить вопрос об инвеституре. В 1122 г. был заключён Вормский конкор-дат: инвеститура в Италии и Бургундии полностью переходила в ру-ки папы, а в Германии за папой сохранялась духовная инвеститура, то есть рукоположение епископов в сан, а за императорами — свет-ская инвеститура, то есть введение их во владение леном.

На протяжении XII в. папская власть продолжала усиливаться и достигла своего пика при Иннокентии III (1198-1216 гг.). Рим-ский Папа нередко выступал в качестве арбитра в международных спорах и даже добился того, что короли Англии и Сицилии призна-ли его своим сюзереном.

Закат могущества папской власти

Закат папского могущества начался в конце XIII в., когда в ходе конфликта между Папой Бонифацием VIII и французским королём Филиппом IV Красивым победа осталась за светским владыкой. Ко-роль заручился поддержкой своих подданных, и наложенное на не-го папское отлучение оказалось неэффективным. Материал с сайта

После смерти Бо-нифация VIII новым Папой под именем Климента V был избран французский епископ. В 1309 г. он перенёс папскую резиденцию из Рима в Авиньон, расположенный рядом с владениями французско-го короля, где она и оставалась до 1377 г. В этот период, получив-ший наименование авиньонского плене-ния пап , папы находились под сильным влиянием королей Франции.

В 1378 г. в ка-толической церкви началась великая схизма (раскол): один Папа был избран в Риме, второй — в Авиньоне. Европей-ские государства разделились на сторон-ников римского и авиньонского первосвя-щенников. Церковный собор 1409 г. в Пи-зе лишь усугубил ситуацию: появился третий Папа. Лишь церковный собор 1414-1418 гг. в Констанце положил конец великому расколу , заменив всех трёх пап вновь избранным Папой Мартином V, который вернул папскую ре-зиденцию в Рим. Завершение схизмы несколько повысило автори-тет Папы в качестве главы католического мира, но о претензиях пап на политическое господство больше не могло идти и