Политические партии. Понятие, функции и виды политических партий

Политические партии выполняют ряд функций, которые можно объединить в три группы: политические функции, идео­логические, социальные.

Политические функции: борьба за власть, рекрутирование по­литических лидеров и правящей элиты. Партии участвуют во всех политических процессах и являются, по существу, одним из глав­ных механизмов распределения и перераспределения полити­ческой власти. Они имеют своей главной целью завоевание и использование политической власти для достижения тех целей, которые поставлены в их программах. Из руководящего состава политических партий осуществляется отбор в политическую элиту всех уровней. Кроме выдвигаемых партиями профессиональных политиков в управлении обществом (в частности, в создании государственных программ, в выработке стратегического госу­дарственного курса и т.д.) весьма часто участвуют партийные аналитики и эксперты.

Идеологические функции: создание партийной идеологии и политических доктрин, партийная пропаганда. Каждая партия вырабатывает и корректирует свою идейно-политическую ори­ентацию. При этом она может выдвигать своих идеологов, пред­лагающих новые, оригинальные взгляды, но может выступать и с поддержкой известных идеалов в области общественного раз­вития. Идейно-политическая ориентация партий на определен­ные концепции и идеалы: демократии, социализма, авторита­ризма, либерализма, консерватизма и другие - позволяет су­дить об отношении партий к основным общественным ценнос­тям, а, следовательно, и классифицировать их программы как прогрессивные либо реакционные, консервативные. В данной группе функций политических партий важная роль принадле­жит партийной пропаганде. Ее назначение весьма широкое и включает прежде всего активное информирование масс о пре­имуществах программы, выдвигаемой той или иной партией, а также формирование благоприятного по отношению к данной партии общественного мнения.

Социальные функции: социальное представительство и социа­лизация. Каждая политическая партия опирается на определен­ные группы и слои населения и выражает их интересы. Многие партии в недалеком прошлом старались это подчеркнуть. В каче­стве примера можно назвать Болгарский земледельческий союз, Польскую объединенную рабочую партию. Однако в современ­ных условиях практически каждая политическая партия стре­мится, насколько это возможно, объединять и представлять широкие слои общества. Очевидно, что на успех могут рассчи­тывать те партии, которые выражают не узкогрупповые, а об­щенациональные интересы.

Среди социальных функций политических партий важная роль принадлежит социализации граждан. Речь идет о включении лично­сти в мир политики. Ведя борьбу за избирателя, всемерно содей­ствуя информированности населения, партии способствуют усво­ению гражданами определенных знаний, норм, ценностей. Это позволяет гражданам стать полноправными участниками полити­ческих отношений. Процесс социализации структурно представ­лен рядом элементов. Это:



1) усвоение населением определенных политических знаний и навыков общественно-политической дея­тельности;

2) превращение полученных знаний в убеждения;

3) формирование способности отстаивать эти знания;

4) обрете­ние гражданами политической ориентации;

5) выработка поведе­ния, адекватного складывающимся политическим условиям.

Когда же партии наиболее энергично выполняют указанные функции? В период предвыборных и избирательных кампаний. В это время партии не только выдвигают своих кандидатов в различные органы власти, но и активно распространяют опре­деленные политические идеи. Даже небольшие политические партии, которые не могут выставить конкурентоспособных кан­дидатов, используют предвыборную кампанию в идеологичес­ких целях, пытаясь сформировать у населения позитивный имидж своих задач и программ.

Для партий, победивших на выборах (или тех, которые полу­чили определенное количество мест в законодательных органах), начинается наиболее благоприятный период для выполнения одной из главных их функций - укрепления во власти и ис­пользования ее для реализации поставленных целей. Они обретают реальную возможность продвигать свои кадры во властные структуры, участвовать в формировании политической элиты. В итоге получают возможность принять участие в процессе при­нятия государственных решений и контроля за их исполнением. После проведения избирательной кампании политические партии обычно активизируются в части образования союзов и блоков победивших партий, различных партийных коалиций, заключе­ния многочисленных межпартийных соглашений.

Однако большинство партий осуществляет свои главные функ­ции практически постоянно. В частности, они непрестанно стре­мятся:

Убедить избирателей в правильности сделанного ими вы­бора;

Обеспечить поддержку правящему(или оппозиционному) курсу, организовывая соответствующие кампании в сред­ствах массовой информации, шествия, митинги и т.д.;

Расширить свой численный состав;

Укрепить материальное положение.

Рассмотрение функций, выполняемых политическими парти­ями, позволяет сделать вывод об общественно важных задачах, которые они решают достаточно эффективно. Назовем некото­рые из них.

Во-первых, политические партии обеспечивают связь населе­ния с государственными структурами. Тем самым они заменяют стихийные (и, следовательно, непредсказуемые) формы поли­тической активности населения.

Во-вторых, партии являются одной из самых эффективных форм преодоления политической апатии и пассивности граждан.

В-третьих, выступая за распределение и перераспределение политической власти, современные партии чаще всего обеспе­чивают мирный путь осуществления этих процессов, позволяют избегать общественных потрясений.

Вопросы и задания.

1. Охарактеризуйте политическую партию и покажите ее место в обществе.

Политическая партия - организованная группа людей, разделяющая их общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство.

Она представляет политическую организацию, выражающую интересы социальных групп и объединяющую их наиболее активных представителей.

Руководство партии выбирают на партийных собраниях или съездах. Все члены партии делают денежные взносы, на них содержится партийный аппарат, проводятся партийные мероприятия, выпускается партийная литература и т. д. Чем более массовой является партия, тем больше денег в партийной казне. Таким образом, жизненным интересом для любой партии является ее массовость, популярность. Небольшие партии, не пользующиеся широкой поддержкой, со временем распадаются, сливаются с более крупными, трансформируются, надеясь выжить в обновленном виде.

Между политическими партиями идет ожесточенная политическая борьба. Сильные поглощают или вытесняют слабых.

Политические партии – это такие организации, которые добиваются контроля над управлением страной. Они – один из главных источников политического влияния. Партии действуют как посредники между индивидом и правительством, являясь в то же время механизмами продвижения своих лидеров к власти.

К основным функциям политических партий в обществе относятся представительство социальных интересов, социальная интеграция, политическая социализация, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в ее осуществлении, разработка политического курса, формирование общественного мнения и т.п..

2. * Не вступают ли между собой в противоречие две характеристики политической партии – являться организованной группой единомышленников и служить представительным институтом демократии? Выскажите свою точку зрения.

Основная цель политической партии - овладение властью законным путем. А в политической партии состоят единомышленники, преследующие одни цели, изложенные в их программе. Представительная демократия - политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами. Партии как раз и являются институтом представительной демократии.

Таким образом, две данные характеристики не вступают между собой в противоречие.

3. * О какой стадии развития демократии говорит обилие политических партий? Объясните свой ответ.

Обилие политических партий говорит о начале становления демократии в государстве. У этих партий много схожего, часто они различаются только акцентами. Однако они не торопятся объединяться между собой.

В странах с давней демократической традицией такой многопартийности нет. Например в США и Англии только 2 ведущие политические партии.

4. Что такое многопартийность и как она проявляется в разных странах?

Многопартийность – партийная система, при которой в стране существует и легально действует более двух политических партий.

В некоторых странах есть только однопартийная система (Китай, Куба, страны Северной Африки), в других двухпартийная система (США, Англия, Канада). Большинство европейских стран имеют многопартийную систему (Германия, Италия, Бельгия). При авторитарных режимах у власти находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо занимают полулегальное положение (Мексика – зарегистрировано более 12 партий, правит только одна).

В Конституции РФ признается политическое многообразие и многопартийность (ст.13).

5. * Почему в США и Англии всего две ведущие партии, но качество демократии от малого числа партий не страдает, а в России их много, но демократические преобразования идут с большим трудом?

В тех странах, где многопартийная система только еще начинает складываться, насчитываются десятки и сотни политических партий и объединений. В странах с давней демократической традицией многопартийность отсутствует. В Англии и США ведущих партий по две. В России только еще складываются линии размежевания. У многочисленных партий много сходного, часто они различаются только акцентами. Так СПС и «Яблоко» выражают интересы демократии и рынка с западной ориентацией, но соединяться друг с другом не хотят. Когда они идут на выборы, то интеллигенция, голосующая обычно за них, не знает, кому отдать предпочтение. В результате электорат дробиться, каждая партия врозь получает меньше голосов, чем получили бы они вместе.

6. Каким образом политические партии могут осуществлять контроль над страной? Можете ли вы проиллюстрировать это на примере нашей страны или зарубежных стран.

Партии достигают контроля над правительством, делегируя в него большое число своих представителей, нежели их противники. Промежуточной станцией обычно выступает парламент. Именно в нем партия старается заполучить наибольшее число мест. Если в данной стране правительство формируется партией парламентского большинства, как в Англии, то путь наверх происходит непосредственно через победу в парламенте. Если в стране сильна власть президента, который по конституции должен стоять над партийными интересами и не поддерживать ни одну партию, но зато формировать правительство, подчиняющееся ему, а не парламенту, то контроля можно достичь косвенно – через принятие выгодных правительству законов, негативную оценку его деятельности в парламенте, саботирование его решений, критику в прессе и т. д.

При авторитарных режимах у власти находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо занимают полулегальное положение. В Мексике зарегистрировано более 12 партий, но правительство контролирует одна; СССР, где вся власть была сосредоточена в руках одной партии.

В Великобритании правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин парламента. По его рекомендации глава государства (королева Великобритании) назначает остальных членов правительства. В случае вынесения Палатой общин парламента вотума недоверия правительству оно должно подать в отставку.

7. Какие функции выполняет политическая партия? Какую вы считаете самой важной? А если одна функция начинает противоречить другой, то страдает ли от этого авторитет политической партии?

Политические партии выполняют следующие функции:

1. Политическая – овладение государственной властью.

2. Представительская – выражение интересов определенных групп и слоев населения.

3. Электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях.

4. Социализаторская – воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.

5. Рекруиторская – отбор и выдвижение политически грамотных лидеров для парламента и правительства.

Я не могу сказать, что какая-либо из этих функций будет наиболее важной. Политическая партия должна выполнять все эти функции, иначе она не добьется успеха в получении власти.

Если, к примеру, политическая партия перестанет выполнять представительскую функцию, то авторитет она потеряет. Т. е. в состав правительства и парламента она вошла, а интересы своих сторонников выполнять не собирается. Следовательно, она потеряет свои голоса на следующих выборах.

?Проблема. Как вы считаете, надо ли молодежи участвовать в работе политических партий?

Молодежи надо участвовать в работе политических партий. Нужна молодежь с новыми взглядами, с новыми идеями, с новыми решениями возникающих проблем. На мой взгляд, только молодежь может знать о проблемах молодежи. Также это возможность получить определенный опыт, потому что кому-то в будущем нужно будет руководить государством.

Практикум. Сопоставьте между собой содержание двух колонок таблицы, описывающей функции политической партии. (Таблица исправлена)

Функции политических партий в современном обществе:
1 Определение целей развития общества
2 Выражение и объединение общественных интересов
3 Политическая социализация граждан
4 Мобилизация граждан
5 Формирование политической элиты
Привести примеры их выполнения

  • 1.Каждая политическая партия имеет программу развития общества,в которой прописаны все их цели,они могут быть различными и касаться различных сторон общественной жизни
    2.Политические партии выражают интересы определенных слоев общества(как,например,РСДРП выражало интересы рабочих)
    3.Проводя всевозможные дебаты,выступления,они помогают политической социализации граждан.Люди наблюдают за всеми этими событиями,открывают для себя что-то новое (о политике)и т.д.
    4.Опять же возьмем пример из истории,когда РСПРП удалось произвести революцию.Ведь действительно большинство людей шло за ними,верило в них
    5.Политическая элита-это лидеры политических партий

Исследователи классифицируют партии по разным осно­ваниям. По идеологическому признаку партии бывают либе­ральные, консервативные, социал-демократические, комму­нистические, фашистские и др. На политической арене действуют и клерикальные партии, ориентирующиеся на ре­лигиозные учения. Многие из них имеют в настоящее время довольно широкую поддержку избирателей, так как провоз­глашают общечеловеческие ценности, прежде всего нравст­венного характера: справедливость, милосердие, духовное са­моочищение и пр. Есть и националистические партии. Они используют рост национального самосознания народа в сво­их эгоистических политических целях, нередко навязывая сепаратистские, шовинистические платформы, враждебные другим соседним нациям. (Приведите примеры.)
В зависимости от программных установок различают партии крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистичес­кого толка, к левым - социалистические и социал-демокра­тические. Центристские - это умеренные партии, стремя­щиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности. Правыми считаются либеральные и консервативные партии, а крайне правыми - партии фашистские и неофашистские. Данная классификация является относительной и подвижной, особенно для партий колеблющихся и расположенных «слева» и «справа», но ближе к центру.
По отношению к проводимой политике различают, как вы уже знаете, партии правящие и оппозиционные.
По организационной структуре различают партии кад­ровые и массовые.
Кадровые партии являются результатом сотрудничества низовых избирательных комитетов граждан и парламент­ских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе нотаблей (влиятельных лиц). Они призваны привлекать во время выборов как мож­но большее число избирателей из различных слоев незави­симо от их идеологической ориентации. Иными словами, кадровые партии в первую очередь занимаются подбором ка­дров, способных эффективно организовать избирательную кампанию. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство. При этом партийный курс вырабатывают партийные боссы. К данному типу пар­тий относятся в основном западноевропейские партии кон­сервативной и либеральной ориентации.
Массовые партии в большинстве своем сформировались вне парламента и, как правило, на базе общественно-поли­тических движений. Вспомните: когда и как были созданы в России первые политические партии? Чьи интересы они выражали? В чем особенности программных установок этих партий?
Массовые партии придерживаются определенной идеоло­гии, имеют четкие программно-политические установки и сложную организационную структуру с разветвленной сетью местных организаций. Главная особенность партий этого ти­па - массовое членство. Причем члены партии не только пла­тят взносы, но и активно участвуют в делах партии. Это ча­ще всего левые партии. В XX в. их организационные особенности заимствовали представители других политичес­ких направлений - фашисты, христианские демократы и да­же консерваторы.
Выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном по­рядке, во втором - человек становится членом определен­ной партии просто потому, что входит в какую-либо связанную с ней организацию. Так, в лейбористскую партию Ве­ликобритании, а также в социал-демократические партии Швеции, Норвегии, Ирландии на коллективных началах входят профсоюзы. Поэтому здесь члены профсоюзов явля­ются одновременно членами этих партий. Для коммунисти­ческих партий характерно исключительно прямое членство.
Различают партии с сильной и слабой структурой. В первом случае внутрипартийная дисциплина, зафиксирован­ная в уставах, предписывает всем депутатам от данной пар­тии подчиняться распоряжениям ее руководящих органов и решениям парламентской группы. Слабая структурирован­ность партии означает, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования. Подчеркнем, что сила и слабость структуры партии не зависят от того, массовая она или кадровая. Например, в Англии консерваторы - кадровая партия, а лейбористы - партия массовая, но обе подчиняются жесткой партийной дисциплине в парламенте.
Наряду с кадровыми и массовыми партиями в конце 50-х гг. XX столетия возник новый тип партий - универ­сальные партии. Их нередко именуют «партиями для всех» или партиями избирателей. Эти партии не имеют идеологи­ческих ориентации и обращаются не к определенным соци­альным группам, а ко всем избирателям. Они выстраивают­ся вокруг одного (чаще всего общенационального) лидера и предлагают обществу идеи согласия, баланса интересов раз­личных социальных групп. Иными словами, для универ­сальной партии уже не столь важно массовое членство, сколько массовость избирателей.
Политические партии обеспечивают взаимосвязь государ­ства и гражданского общества, что выражается в их функ­циях. Напомним, что важнейшая из них - представительст­во во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция - выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера по­литических целей и требований. Цели воплощаются в пред­выборных партийных программах, разработка которых то­же партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принад­лежит также функция политической социализации граж­дан. Суть ее - приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Пар­тии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, т. е. выполняют функцию политической мо­билизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и полити­ческих баталиях, работая в той или иной комиссии, чело­век приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Имен­но так начинали свою карьеру многие известные политические деятели, например М. Тэтчер, В. Брандт. Следователь­но, отбор и воспитание политических лидеров и элит - еще одна функция партий.


Каждое государство, каждое общество для своего развития в первую очередь ставит перед собой определенные цели, и в первую очередь – это цели экономические. Разумеется, что в разные периоды развития человека эти цели были различны. Одно дело, когда человек еще находился на первобытной стадии своего развития, другое в условиях рабства или феодализма. Но нам важно понять эти экономические цели в наше время, в период современного развития и человечества и экономики.

Первая и основная цель экономики, о которой всегда говорится (правда, часто только декларируется) – это рост благосостояния граждан страны.

А, уж исходя из этой цели, и определяются, все ее остальные задачи, а именно:

1. Рост благосостояния граждан не возможен без общего государственного экономического роста, без развития народного хозяйства, которое постоянно нуждается в совершенствовании общественного производства, обновлении технологий, связей, мотивации и так далее.

2. Всякое благосостояние граждан начинается с их трудовой занятости. Чем выше уровень занятости населения, тем выше общественное благосостояние, и, наоборот. Всякий желающий и трудоспособный гражданин должен быть обеспечен этой самой занятостью, или в виде наемника, или предпринимателя, или государственного работника любого уровня.

3. Но занятость граждан не должна быть просто занятостью, она должна быть эффективной занятостью, то есть с определенным уровнем общественной трудовой отдачи. В противном случае занятость ради занятости может просто превратиться в определенную форму социальной поддержки под видом общественно-полезного труда.

4. Кроме эффективного трудового устройства граждан, должна быть налажена система наиболее оптимальное использование производственных и природных ресурсов. Именно от этого во многом зависят издержки производителей, а стало быть, и цены на производимые товары и возможности их приобретения населением.

5. Во многом порядок, уровень цен, их рост или падение определяют стабильность в развитии экономики. Любое развитие нуждается в определенной стабильности, а экономика тем более. Если цены будут сильно гулять, то, как производителям, так и потребителям очень сложно под них подстраиваться, а это будет вызывать различные большие и мелкие кризисы перепроизводства то здесь, то там, банкротства производителей и снижение спроса у потребителей, а значит, и общее снижение благосостояния граждан.

6. Но кроме стабильности цен, важнейшим фактором в развитии экономики является стабильность и справедливость законодательства в области экономики и прилегающих к ней сфер. Экономика просто не сможет развиваться нормально, если сегодня будут действовать одни законы, а завтра другие. Для развития экономики очень важна система налогообложения, которая должна не только пополнять государственную казну, но и выполнять другие функции. Во-первых, она должна быть справедливой (больше платить должен тот, кто больше имеет, а не как попало, как, например, в России). Во-вторых, стимулировать развитие экономики, и особенно ее «белую», официальную часть, а не толкать предпринимателей и граждан к разным сокрытиям. Если в экономике существуют массовые сокрытия доходов или просто какой-то деятельности, то это уже вина не граждан, а государства, его Правительства и законодателей.

7. Экономическая деятельность должна иметь определенную свободу в своей деятельности, в получении доходов, в возможностях открытия, развития и закрытия своего дела, найма работников и так далее. Чем больше на пути развития экономики будет стоять различных барьеров, тем медленнее и менее активно и эффективно она будет развиваться. Любая, разрешенная законом деятельность должна быть доступна любому гражданину без каких-либо надуманных бюрократических оговорок.

Но, в то же время, любая деятельность, связанная со здоровьем или безопасностью граждан должна быть и достаточно контролируема, но без помех для нормальной деятельности.

8. Для общего благосостояния граждан общественная экономика должна функционировать, таким образом, чтоб с одной стороны создавать все условия для ее роста, а, с другой, распределять совокупный общественный продукт так, чтобы не было сверх доходов у одних за счет обнищания других, чем, увы, отличается сегодня экономика России. Особенно, когда это касается обнищания большого количества граждан при слабой социальной защите государства вследствие сомнительного обогащения других, использующих прямо или косвенно доступ к бюджетам различного уровня или иным государственным функциям также любого назначения и уровня.

9. Еще одной важнейшей задачей любого государства является правильная внешняя торговля, которая, во-первых, должна приносить положительный торговый баланс (экспорт в денежном выражении должен превышать импорт), а, во-вторых, структура продажи должна быть смещена в сторону конечного продукта, а не сырья или материалов.

10. И, наконец, нужно отметить еще одну важную задачу государства. Кроме положительного торгового баланса, необходимо иметь еще и положительное сальдо между вывозом капитала (денег), включая и вывоз капитала гражданами, и его ввозом в страну. Так как не только торговый баланс экспорта-импорта товаров, работ и услуг влияет на совокупный спрос, но и баланс ввоза-вывоза денежных средств, разумеется, включая и безналичный. А в основе роста экономики лежит рост спроса, который образуется, в том числе и за счет положительных сальдо торгового и инвестиционного балансов.

В данной статье выделено десять, на мой взгляд, первостепенных задач для решения важнейших экономических целей любого государства. Но их, конечно же, может быть и больше в зависимости от состояния экономики государства, от политического строя страны, от наличия или отсутствия тех или иных ресурсов и многих других факторов.

Стоить только, понять главное, на сегодняшний день в мире – нет ни идеальных политических устройств государств, ни тем более идеально построенных экономических моделей. Вот в этом и заключается основная задача любого Правительства, его представительных органов, если они конечно желают благо для свих граждан, найти верный путь по совершенствованию своей экономики в интересах большинства его граждан, а не кучки ненасытных лиц.