Презентация "жизнь и занятия древнейших людей на территории беларуси". Презентация "жизнь и занятия древнейших людей на территории беларуси" Искусство первобытных времен на белорусских землях

Подборка по базе: Менеджмент как наука и искусство.doc , Буало-Депрео Никола. Поэтическое искусство - royallib.ru.doc .

  1. Содержание курса, периодизация истории Беларуси. Концепции происхождения белорусского народа и названия «Беларусь». Источники и основные исследования по истории Беларуси.

  2. Первобытное общество в эпоху каменного , бронзового и железного веков в Беларуси.

  3. Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.

  4. Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

  5. Первые княжества на территории Беларуси: Полоцкое и Туровское.

  6. Зарождение феодальных отношений, социально-экономическое развитие белорусских земель в IX – середине XII вв.

  7. Феодальная раздробленность в Беларуси. Распад Полоцкого и Туровского княжества на удельные княжества.

  8. Борьба белорусских княжеств с крестоносцами и монголо-татарами. Внешнеполитическое положение в конце XII – первой половине XIII вв.

  9. Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв. Распространение христианства на территории Беларуси.

  10. Предпосылки создания Великого княжества Литовского. Деятельность Миндовга. Внутреннее положение ВКЛ во второй половине XIV в.

  11. Место белорусских земель в политической системе ВКЛ. Внешняя политика и внутриполитическое положение ВКЛ в XIV в.

  12. Расцвет ВКЛ при Витовте, Кревская уния и Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛ в 1432-1436 гг.

  13. ВКЛ: государственный строй, органы власти и управления, судебная система, административно-территориальный раздел ВКЛ (XV – XVI вв.)

  14. Этапы закрепощения крестьянства. Экономическое развитие и социальные отношения в ВКЛ в XIV – XVI вв.

  15. ВКЛ в период правления Казимира и Александра Ягеллончиков. Борьба ВКЛ с Московским княжеством в конце XV - первой половине XVI в.

  16. Формирование белорусской народности. Культура Беларуси XIV – XV вв.

  17. Люблинская уния 1569 г. и образование Речи Посполитой. Место ВКЛ в политической системе Речи Посполитой.

  18. Религиозные процессы на белорусских землях в XV – начале XVII в.

  19. Развитие культуры Беларуси в XVI – начале XVII в.: от Возрождения к контрреформации.

  20. Ф. Скорина и развитие книгопечатанья и образования в Беларуси в XVI – первой половине XVII в.:

  21. ВКЛ на рубеже XVI – XVII вв.: войны со Швецией и Московским княжеством.

  22. Беларусь во время войн середины XVII ст.: антифеодальная казацко-крестьянская война 1648-1651 гг., война с Московским княжеством 1654-1667 гг.

  23. Беларусь в Северной войне 1700-1721 гг. Политический кризис и шляхетская анархия.

  24. Социально-экономический кризис в Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.

  25. Культура Беларуси во второй половине XVII – XVIII вв. Эпоха Просвещения.

  26. Политический кризис Речи Посполитой и попытки ее реформирования. Восстание Т. Костюшки и разделы Речи Посполитой.

  27. Беларусь в составе Российской империи: изменения в политической, социально-экономической, религиозной и культурной сферах.

  28. Беларусь в Отечественной войне 1812 г.

  29. Тайные общества и общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в. Восстание 1830-1831 гг.

  30. Реформа П. Киселева. Социально-экономическое развитие белорусских земель в первой половине XIX в.

  31. Развитие культуры Беларуси в первой половине XIX в.

  32. Подготовка и отмена крепостного права 1861 г. Особенности проведения буржуазных реформ второй половины XIX в. в Беларуси.

  33. Развитие капиталистических отношений в Беларуси во второй половине XIX – начале XX в.

  34. Национально-освободительное восстание 1863-1864 гг. К. Калиновского и его роль в истории Беларуси.

  35. Общественно-политическое движение во второй половине XIX – начале XX в. в Беларуси: народники и формирование политических партий.

  36. Культура Беларуси во второй половине XIX – начале XX в. Национальное возрождение и газета «Наша Нива».

  37. Беларусь в период революции 1905-1907 гг. Деятельность БСГ.

  38. Столыпинская аграрная реформа в Беларуси и завершение проведения буржуазных реформ.

  39. Первая мировая война и положение в Беларуси: политический, социальный и экономический аспекты. Белорусское национальное движение в годы войны.

  40. Февральская революция 1917 г. в Беларуси и положение в регионе в феврале - октябре 1917 гг.

  41. Октябрьская революция 1917 г. и установление советской власти в Беларуси.

  42. Образование белорусской государственности в 1918-1919 гг..: от БНР к БССР.

  43. Брестский мир 1918 г. Беларусь в годы советско-польской войны. Второе провозглашение БССР.

  44. Политика «военного коммунизма» и БССР в годы новой экономической политики (НЭП).

  45. Политика белорусизации: развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-1930-е гг.

  46. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в БССР, их итоги.

  47. Репрессии и общественно-политическая жизнь в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.

  48. Рижский мир и положение Западной Беларуси в составе польского государства. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси, политические партии.

  49. Культура Западной Беларуси 1920 – 1930-е гг. ТБШ и Б. Тарашкевич.

  50. Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР. Первые мероприятия советской власти в Западной Беларуси.

  51. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси. Немецко-фашистский оккупационный режим на территории Беларуси.

  52. Борьба белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов (партизаны и подпольщики). Коллаборационизм.

  53. Освобождение БССР от немецко-фашистских захватчиков. Итоги войны для БССР.

  54. Беларусь на международной арене. Участие БССР в основании ООН. БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.

  55. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1950-х – первой половине 1980-х гг.

  56. Общественно-политическая жизнь в БССР во второй половине 1950-х первой половине 1980-х гг.Состояние образования, науки, литературы и искусства.

  57. БССР во второй половине 1980-х гг. Политика перестройки и особенности ее проведения в БССР.

  58. Провозглашение независимости Республики Беларусь. Социально-экономическое развитие на рубеже XX – XXI вв.

  59. Беларусь на современном этапе: социально-экономическое и политическое положение.

  60. Международное положение и внешняя политика Республики Беларусь.
61. Культура Республики Беларусь в 1990 - 2000-ые гг. Основные достижения и направления развития
1.Содержание курса, периодизация истории Беларуси. Концепции происхождения белорусского народа и названия «Беларусь». Источники и основные исследования по истории Беларуси.

Объект истории – это совокупность явлений жизни об-ва на протяжении всей истор. сущности людей. Появление истории вызвано потребностью об-ва в осмыслении своего прошлого и изучении перспектив дальнейшего развития. Главная функция – научно-познават. деятельность.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ :

1) Древнее об-во. (100тыс. л. до н.э. – V ст. н.э.).

2) Средневековье. (V ст. н.э. – XV ст. н.э.).

3) Новое время (XVI – 1918г.).

4) Новейшее время (1918г. - …).

Методологические подходы в изучении истории:

-формационный (материалистическое понимание истории, основанное на изучении общ-эконом. формаций)

1) первобытное об-во

2) рабовладельческий строй

3) феодальный уклад

4)капитализм (делится на капитализм и империализм)

5)коммунизм (делится на социализм и коммунизм)

1) дикость (люди жили родами и использовали каменное орудие труда)

2) варварство (изобретение гончарства)

3)цивилизация (письменность, переход от присвающего хоз-ва к производящему + появление гос-в)

Источники по ист. Бел.:

Археологические

Письменные (наративные)

Фольклорные

Этнографические

Кино-фото-фонодокументы

Вспомогательные ист. науки : археология, археография (изучение и публикация мат. по ист.), топонимика (изуч. географ. названия), антропология, нумизматика (монеты), геральдика (гербы).

Бел. национальная историография начинает формироваться в нач. 19в. – Бобровский, Данилович («О литовских летописях» про ВКЛ писал). Конец 19 – нач. 20в – Ефим Карский («Белорусы»), Довнар-Запольский («Основы государственности Беларуси»), Ластовский (редактор «Нашей Нивы»), Игнатовский («1863 на Беларусі: Нарыс падзей»), Пичета.

Происхождение белорусов (=этногенез) 5 теорий:


  1. Кривичско-дреговичско-радимичская (авторы: Карский, Пичета, Довнар-Запольский)

  2. Кривичская (Ластовский)

  3. Древнерусская (бел. являются частью древнерусской народности. Автор: Корнейчик) Согласно этой теории Киевская Русь привела к образованию древнерусской народности. Результатом распада в XIII в. этого государства стало формирование трех новых этносов: белорусского, русского, украинского.

  4. Балтская (бел=славяне+балты; авторы: Седов, Штыков) на территории современной Беларуси до славян жили балты (ливы, прусы, ятвяги, жмудь и др). об этом свидетельствуют балтские названия.

  5. Финская (бел=славяне+финны;
Происхождение названия «Беларусь»:

Белый цвет одежды, волос, кожи.

Свобода, независимость терр-ии, не захваченной ни крестоносцами, ни татарами.

Православная вера «чистая», в отл. от язычества.

Особое привилегированное положение полоцких и витебских земель в сост. ВКЛ.

2.Первобытное общество в эпоху каменного, бронзового и железного веков в Беларуси.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ:

1)Каменный (от 3млн лет до н.э. до 3тыс. лет до н.э.)

1.палеолит (100(40)-10тыс до н.э.):

а)нижний(150тыс лет до н.э.)

б)средний(150-35тыс до н.э.; эпоха Мустье)

в)верхний(35-10тыс до н.э.)

2.мезолит(9-6тыс до н.э.)

3.неолит(5-3тыс до н.э.)

2)Бронзовый (2тыс до н.э. – нач 1ого тысячелетия до н.э.)

3)Железный (1ое тысячелетие до н.э. – IV-Vв н.э.)

Этапы развития первобытного об-ва:

1.Первобытное стадо

2.Ранняя родовая община(матриархат)

3.Поздняя родовая община(патриархат)

4.Разложение первобытного об-ва, начало образования классов

Люди:

Австролапитек(умелый)-архантроп(прямоходящий)-палеоантроп(неандерталец)-неоантроп(кроманьонец).

Первый человек на Беларуси появл в среднем палеолите(100-40тыс лет назад); вид – неандерталец. Были найдены обработанные орудия труда из кремния возле Светилович, деревень Обидовичи, Клеевичи.

На территории Беларуси (около деревень Бердыж и Юровичи, на берегах рек Сож, Припять) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены кремневый инвентарь, кости мамонта, быка, северного оленя... Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством.

Около 11тыс лет до н.э. начинается потепление и массовое заселение терр-ии Беларуси, главным образом по бассейнам рек.

Занятия первобытного человека:

Присваивающее хоз-во: охота(загонная, индивидуальная с использованием лука , стрел), рыболовство, собирательство, бортничество.

5тыс лет до н.э. люди переходят к оседлой жизни, зарождается гончарство, ткачество. Основной материал для орудий труда – кремень. Возле поселка Красносельский были обнаружены шахты по его добыче. В конце неолита происходит НЕОЛИТИЧЕСКАЯ рев-ция(переход от присваивающего хоз-ва к производящему)

БРОНЗОВЫЙ ВЕК.

Земледелие и живодноводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество.

Земледелие: мотыжное (исп. каменная или роговая мотыга); подсечно-огневое(лядное; исп. борона-суковатка); пашенное (деревянное рало с железным сошником).

В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин – воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.

В Беларусь проникают индоевропейцы, которые пришли из малой Азии. в результате их смешения с местными племенами возникли три народа – германцы, славяне и балты. 1ыми индоевропейцами были балты, которые пришли на нашу терр-ию 3тыс лет до н.э.

В Беларуси не было местных месторождений меди и олова, сплав которых дает бронзу, поэтому их привозили в основном с Кавказа.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК.

Из железной руды в сыродутных бомницах (печах, сделанных из глины) выплавляли кричное железо. Домница была найдена возле дер. Лабенщина Минского района.

Возникло имущественное неравенство , которое приводит к войнам. Люди начинают создавать укрепления – городища . Союзы родов объединяются в племена, и начинается формирование зачатков государственности.

3.Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.

В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии, славяне начали свою миграцию. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную (болгары, хорваты, словенцы, сербы, македонцы), западную (поляки, чехи, серболужичане), восточную (белорусы, русские, украинцы).

Терр-ию Беларуси заселили вост.-славянские племена: кривичей, дреговичей, радимичей.

ДРЕГОВИЧИ. (от «дрыгва» - болото) расселились между р. Припять и Зап. Двиной в Полесье.

КРИВИЧИ. (от «кровные», близкие по крову или «кривая терр-ия», бугристая, на которой они жили) расселились а верховье Днепра, Зап. Двины, Волги и Чудского озера. Тех, кто жили в верховьях Зап. Двины называли полочаначи. Полоцкие кривичи имели свое «княжение», т.е. первоначальное государственное образование. Они собирались на вечевые собрания для обсуждения общих дел, обрядов, торговых отношений. В Бел. жила часть кривичей-полочан + смоленские и псковские кривичи. Первое упоминание кривичей датируется 856, а последнее 1162г.

РАДИМИЧИ. (по имени князя Радзим) расселились по р. Сож., их центром был Гомель + Кричев, Чечерск, Речица и Рогочев. Они были самыми слабыми, так и не удалось создать своей государственности, т.к. в 885г. киевский князь обязал их платить ему дань, а до этого дань они платили хазарам. В 984г. киевский князь Владимир Святославович отправил войско во главе с воеводой на радимичей , произошла битва на р.Песчане, в рез-те которой радимичи были разбиты.

Государственность восточного славянства начала складываться во 2ой половине I тысячелетия н.э. и окончательно оформилась в X в. Ее центром был Киев, поэтому Древнерусское гос-во принято называть Киевской Русью . Киевская Русь – это средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей . Однако империя Рюриковичей не была централизованным государственным образованием. Она представляла собой политические обьединения феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов и сбора дани с собственного населения. Территория современной Беларуси находилась на западной окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева. Киевская Русь является первым раннефеодальным гос-вом у восточных славян, которое во многом обусловлено феодальным хозяйственным укладом, сложившемся в то время. Образование Киевской Руси ускорило формирование древнерусской народности с определенными экономическими связями на основе территориальной, культурной и языковой общности, способствовало укреплению ее единства.

4.Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой:

С появлением земледелия и животноводства зародились новые верования людей. Они стали обожествлять Солнце (культ Солнца , о культе Солнца свидетельствует солярная символика), небо, дождь…. Основные боги (к концу 10 века): Перун (бог воинов, оружия, войн, гром и молния), Стрибог (небо и вселенная), Даждь Бог (солнца, природы), Макошь (бог Земли и плодородия).

Существовало 2 типа захоронений:

Трупоположение (насыпали курганы),

Кремация.

Большое значение придавали одежд е (символичный орнамент, вышивки по краям одежды для защиты от злых духов). Был распространен культ предков (дзяды, радуница). Существовали обряды, хороводы, заговоры, заклинания, песни…..Ранее был культ упырей (вампиров), берегинь (русалок), домовых. В бронзовом веке появилась вера в загробную жизнь, появились обряды жертвоприношения , поминальные, свадебные Существовали жертвенные ямы с идолами, капища (языческий храм, место жертвоприношения).

Отношение древних людей к окружающему миру выразилось не только в религии, но и в искусстве . Его первыми памятниками стали статуэтки (женщин, мужчин, лося, утки; на стоянке Елисеевичей, на Брянщине найдена статуэтка женщины , датируемая верхним палеолитом). В бронзовом веке появился орнамент (появление шнурового орнамента связано с индоевропейцами). Появление музыкальных инструментов (первые – ударные). Первая археологическая находка – дудочка , сделанная из косточки птицы. Она относилась к верхнему палеолиту , найдена на стоянке Асовец. Были различного рода украшения – серебряные, бронзовые подвески, искусно выполненные бусы.

1. Что рисовали первобытные люди на стенах пещер?

2. Во что верили жители Древнего Египта?

1. Верования первобытных людей. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, молнию и гром, жизнь растений и животных, древний человек не мог понять и правильно объяснить то, что видел. Болезни и смерть закрепляли в сознании наших далеких предков тревогу и ужас.

Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать такие явления. Это и было началом религиозных представлений.

Человек стал почитать то, от чего зависела его жизнь, — солнце, землю, воду, огонь. Всю природу человек в своем воображении одушевлял — населял духами земли, солнца, грома, молнии, растительности. Наш далекий предок верил, что деревья имеют душу, обладают чувствами и могут помочь в трудную минуту.

Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли выходом духа (души) из тела. Так возникла вера в загробную жизнь.

2. Мифология. Миф — это древнее народное предание о легендарных героях, богах, о происхождении разных явлений природы. У наших далеких предков сложилась своя мифология.

На белорусских землях с древних времен были широко распространены мифы о деревьях (дубе, березе), о цветке папоротника (кто его най -дет — будет счастлив), о происхождении отдельных рек, озер, болот.

Белорусы, как и другие народы, в мифах стремились объяснить окружающий мир. Существовали многочисленные предания о русалках, леших, домовых. Была создана интересная легенда о том, как Белун из горсточки земли, которая очень быстро росла, сотворил всю Вселенную.

Это интересно* Однажды Белун увидел шар, плывущий мимо него. Оттуда слышалось жалобное мяуканье. Белун освободил из шара узника. Им оказался черт. Белун рассказал ему о своем желании сотворить Вселенную и приказал спуститься на дно моря, чтобы взять там горсть земли. Тот подчинился. Но пока черт спускался, ему в голову пришла мысль, что он сам мог бы создать Вселенную. Поэтому черт взял в пригоршни земли со дна моря, а еще немного спрятал во рту, чтобы выполнить свой план. Вернувшись, он отдал землю Белуну. Тот скомандовал: «Земля, расти!» Горсточка земли начала расти и расти и превратилась в сушу. Но в это время земля, спрятанная чертом во рту, тоже стала расти. Щеки его раздулись, и земля начала выпирать изо рта. Испуганный черт бросился наутек, оставляя за собой дорожку земли, которая сформировала горы и холмы.

А вот на Полесье рассказывают, что, когда черт достиг их местности, запасы земли во рту закончились, и поэтому их земля осталась низиной и здесь образовались болота.

Белорусская мифология является ценным источником для изучения духовной культуры, верований и обычаев наших предков.

3. Погребальные обрады. Обычай погребения связан с возникновением верований древних людей о том, что душа умершего продолжает свое существование и после смерти человека.

Наиболее распространены были два обряда погребения. По первому обряда тело умершего закапывалось в землю, по второму — сжигалось на огне. Огонь считали священной силой. Ему и отдавали покойника.

Древние люди верили, будто умершему «на том свете» необходимо все то, чем он пользовался при жизни. Поэтому покойнику клали его вещи, которые якобы понадобятся ему в «загробной жизни». Это были орудия труда и домашняя утварь, украшения, оружие.

На территории Беларуси существовал обычай насыпать над могилами курганы. Дергай — это насыпь из песка или иного грунта.

Средняя высота кургана составляла 1—2 м. Наибольшее количество древних курганов обнаружено в Витебской и Гомельской областях.

4. Первобытное искусство.

С религиозными верованиями и обрядами связано первобытное искусство. Охотники-собиратели в каменном веке уже умели вырезать из дерева, камня, кости фигурки людей и животных.

Примером древнего искусства является скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют две статуэтки людей, найденные на стоянке возле деревни Осовец Бешенковичского района на Витебщине.

Одна статуэтка деревянная. Она довольно точно передает образ мужчины конца каменного века. Другое изображение вырезано из рога. Оно дает представление о мужчине с вытянутым лицом, высоким лбом и острым подбородком.

Древние люди изготавливали украшения из зубов волка или медведя. Украшения носили на шее, нашивали на одежду. Одновременно они выполняли роль амулетов. Их ношение, по тогдашним представлениям, оберегало человека от опасности, придавало ему силу в борьбе за существование.

В конце каменного века на территории Беларуси достигло расцвета орнаментирование глиняной посуды. Появились такие части орнамента, как круг, ромб, крестообразные фигуры. Эти знаки были символами Солнца и других небесных светил, плодородия, вечности природы, ее круговорота.

Вопросы и задания

1. Объясните понятия: миф, скульптура, курган. 2. Как представлял древний человек окружающий мир?3. Кто такой Белун в древней белорусской мифологии?4. Назовите два основных обряда погребения на белорусских землях.5. Каким образом связаны между собой религиозные верования и первобытное искусство?6. Какой смысл имели орнаменты в виде круга и ромба?7. На какой стоянке в Беларуси найдены статуэтки людей?8. Какое значение придавали амулетам в древности?

История Беларуси с древнейших времен до середины XIII в. : учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Г. В. Штыхов. С. Н. Темушев, В. В. Ракуть; под ред. Г. В. Штыхова, Ю. Н. Бохана; пер. с белорус, яз. Л, Г Киселевой. - Минск: Изд. центр БГУ 2009, 143 с.: ил.

3. Духовная культура и искусство первобытного человека.

    Доиндоевропейский период (каменный век).

Превобытность – самый ранний и длительный этап в истории человечества. В ходе попыток исследовать эту эпоху в науке сложилось несколько подходов и периодизаций.

I) Периодизация, предложенная антропологами, основана на изменениях физического типа человека. Эволюция человека как вида началась между 20-12 млн. лет до н.э. и не являлась единым процессом, шла по нескольким направлениям и представляет собой существование и развитие нескольких видов человекоподобных существ. Выделяются следующие этапы развития человека: эпоха существования древнейшего человека - архантропа : к нему относят 1) человека умелого , или «Homo habilis» (он возник примерно 2,5 млн. лет назад, его можно считать первым видом человека, т.к. по своим физическим характеристикам он превосходил обезьяну и использовал первые каменные орудия труда; 2) человека прямоходящего , или «Homo erectus» (примерно 1,5 млн. лет) и 3) человека работающего «Homo ergasten».

Второй этап – палеоантропы . К ним относят неандертальцев: этот тип получил название от реки Неандерталь в Германии, в долине которой впервые были найдены его останки. Именно этот тип человека впервые появился на территории Беларуси (юго-восток). Останки неандертальцев свидетельствуют, что у них были тяжелые челюсти, очень низкий лоб, выдающиеся надбровные дуги, шея была устроена так, что они не могли поворачивать голову назад и смотреть вверх. Кроме того, по строению челюсти ученые заключили, что неандерталец был неспособен к членораздельной речи. Неандертальцы существовали в Европе и на территории Беларуси в течение многих тысяч лет, когда около 35 тыс. лет до н.э. они были вытеснены новым видом существ.

Третий этап – неоантропы . Останки этих людей были найдены впервые в пещере Кроманьон, и данный тип человеческих существ был назван кроманьонцем, или человек ом разумн ым («Homo sapiens»). Кроманьонцы владели связной речью, действовали совместно, обладали большими в сравнении с другими видами знаниями и умениями, и скорее всего, эти существа истребили неандертальцев в борьбе за ресурсы. Эти существа были первыми настоящими людьми, их анатомическое строение схоже с нашим, фактически, с этого времени начинается история человеческого рода.

II) Существует также периодизация первобытного строя, критерием для которой является уровень развития общественных отношений в человеческом обществе. В соответствии с ней в первобытности выделяются несколько этапов.

1) 100-40 тыс. лет до н.э. – первобытное стадо (праобщина);

2) 40-5 тыс. лет до н.э. – раннеродовая материнская община;

3) 5-2 тыс. лет до н.э. – патриархатная община;

4) 2-е тыс. до н.э. – 8 век н.э. – соседская община.

III) Археологическая периодизация выделяет три больших периода первобытной истории – каменный век, бронзовый век, железный. Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. лет – 10 тыс. л. до н.э.), мезолит (9 – 5 тыс. лет до н.э.), неолит (5 – 3 тыс. лет до н.э.). В свою очередь палеолит также делится на три периода – нижний, или ранний палеолит (2,5 млн. – 100 тыс. лет до н.э.), средний палеолит, или мустьерский период (100-35 тыс. лет назад), верхний, или поздний палеолит (35-10 тыс. лет до н.э.), мезолит (ХII – V тыс. до н.э.) и неолит (V – III тыс. до н.э – наша эра). Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом – меднокаменным веком. Кроме того, палеолит и часть мезолита соответствуют ледниковому периоду – плейстоцену, неолит – относится к послеледниковой эпохе – голоцену. Эпоха бронзы – конец III тыс. – 8-7 вв. до н.э., железный век – 8-7 вв. до н.э. – 7-8 вв. н.э.

Начало каменного века на территории Беларуси приходится на период среднего палеолита, к этому времени относят каменные орудия труда, найденные около деревень Светиловичи, Подлужже (Гомельская область), Обидовичи (Могилевская). Считается, что ими пользовались неандертальцы. К периоду позднего палеолита (с 35 тыс. до н.э.) относят появление на белорусских землях кроманьонца. От этого времени на Беларуси сохранились две стоянки – Юровичи (24 тыс. до н.э.) и Бердыж (21 тыс. до н.э.). При раскопках были найдены остатки полуземлянок с очагом посредине, построенных из костей крупных животных, обтянутых шкурой (это были преимущественно мамонты, возле Юровичей нашли останки 20 мамонтов), а также большое количество кремниевых орудий труда (ножи, скребки и др.). К этому периоду относится также добывание огня путем трения. Основные виды деятельности – коллективная охота, рыболовство, собирательство.

Тяжелые условия жизни принуждали людей объединятся: небольшие группы по 20-30 человек получили в науке название прообщины или первобытного человеческого стада (это характерно для среднего палеолита). В позднем палеолите основным коллективом была раннеродовая материнская община (родство в общине велось по материнской линии (матриархат)), которая проживала на одной или нескольких соседних стоянках. Средства существования добывались коллективно, соответственно существовала общинная и родовая собственность, продукты распределялись равномерно между членами общины.

После отступления последнего ледника с территории Беларуси (15-13 тыс. лет назад) территория стала пригодной для жилья и наступила современная геологическая эпоха (климат, рельеф, растительный и животный мир были похожи на современные). Началась эпоха мезолита и именно в этот период происходит окончательное заселение территории Беларуси, появляется постоянное, т.н. автохтонное население, так как начинается переход к оседлому образу жизни. В Беларуси известно около 120 мезолитических стоянок, общее население составляло примерно 5-6 тыс. человек. Основные орудия труда делали из кремня, дерева или кости, был изобретен лук, ручные мельницы, плоты, лодки, была приручена собака.

Последний период каменного века – неолит. Этот период получил свое название в связи с появлением новых техник обработки камня – сверление, шлифовка. Растущие потребности в кремне привели к добыче его шахтным способом. Древние шахты, которыми пользовались в 4 тыс. до н.э., были найдены около Красного Села Волковысского района Гродненской области. Расширяются виды деятельности - возникают ремесла: ткачество, гончарное дело. Неолит – очень важный период в первобытной культуре, так как именно в это время происходит переход от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей (земледелие и животноводство - неолитическая революция ).

Еще во время мезолита на территории Беларуси шел процесс объединения родовых общин в племена. Племя – это устойчивое объединение нескольких родов, которые связаны общностью происхождения и кровных связей. Примерно в 4 тыс. до н.э. возникли основные группы племен эпохи неолита: на севере – нарвенская, на востоке – верхне-днепровская, на западе – неманская, в центральной части и юге – днепро-донецкая. К этому периоду относятся стоянки Камень (Брестская обл.) и Осовец (Витебская обл.). Все они отличаются жилищами, орудиями труда, домашней утварью, орнаментацией керамики.

1.Каменный век

а) палеолит

б) мезолит

в) неолит энеолит

2. Бронзовый век.

3. Железный век.

анимизма (вера в духов и души), тотемизма фетишизма

макролитов - -мик­ролитов -

финно-угры. неоли­тической «революции».

индоевропейцев.

милоградской зарубинецкой штриховой керамики, днепро-двинской

Образование белорусско-литовского государства. Расширение территории ВКЛ в 13-14 в.

Причины объединения белорусско-литовских земель:

1. Внешнеполитические: с 13в зап. и северо-зап. землям Руси стали угрожать крестоносцы, а с юга – татары, + сложные отношения между бел. и московскими землями.

2. Внутриполитические: феод. раздробленность на бел. землях могла привести к исчезновению бел. гос-в.

3. Экономические: переход от натур. хоз-ва к товарно-денежному, расширение торговли и ремесел создавали усл. для объединения.Полит. причины преобладали над эконом. На бел. землях существовало стремление к объединению, но не было полит. ядра. Литовцы, несмотря на более низкую ступень развития, имели такой центр. Поэтому власть великих князей литовских стала фундаментов нового гос-ва.

Литва впервые упоминается в немецких хрониках в 1009г., а в славянских летописях – в 1040г. Эта область находилась на юге современной Литвы и северо-западе Беларуси. Процесс объединения длился более 100 лет: со 2ой четверти 13в. по 3ью четв. 14в. Центром объединения был Новогрудок, т.к. он имел высокий уровень эконом. развития, князья и знать были заинтересованы в объединении + отдаленность княжества от районов немецкой и татарской угрозы. У истоков образования ВКЛ стоял великий князь литовский (ВкЛ) Миндовг. В 40ые годы он был приглашен в Новогрудок, в 1246 принял православие и стал князем. С помощью силы Миндовг в конце 40-х – начале 50-х гг. XIII в. отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогрудком. Осознавая, что этот шаг вызовет отрицательную реакцию со стороны галицко-волынских князей, Миндовг вступает в союз с Ливонским орденом, по дипломатическим соображениям в 1252г. принимает католичество и коронуется в Новогрудке. Этим актом весь тогдашний католический мир признал независимость ВКЛ, уравнял его с другими европейскими странами. В 1263г Миндовг был убит людьми Трайняты. 1263-1264 князем был Тройнята, но его убивают слуги Миндовга и князем становится Войшелк (сын Миндовга; 1264-1267гг), который завоевал и присоединил к своим владениям балтские земли Нальшаны и Деволтву, а также объединил Новогрудскую, Пинскую, Полоцкую и Витебскую земли. С 1270-1282гг ВкЛ – Тройдень. Вел упорную борьбу с Тевтонским орденом, Галицко0Волынским княжеством, значительно расширил ВКЛ. При Витене (1293 – 1316гг) удалось достигнуть единства нового гос-ва. Ввел герб «Погоня» + были присоединены Втебщина, Полотчина.

Пути вхождения земель в состав ВКЛ:

Военный захват (княжества Зап. Бел.)

Династические браки (Витебское княж.)

Договоры между князьями (Полоцкое, Менское, Пинское княж.)

Война 1812 г. и Беларусь

Политические и социально-экономические преобразования на территории Беларуси в конце XVIII -начале XIX в. в целом носили положительный характер. Однако определенная часть местного дво­рянства их не поддерживала, так как теряла многие «шляхеикие вольности» времен Речи Посполитой. Это недовольство про­явилось в ходе отражения французского нашествия в 1812 г. 12 (24) июня 1812 г. 600-тысячная армия Наполеона, в которой 120 тыс. составляли по­ляки, перешла Неман, по которому проходила граница между Россией и Пруссией, и вторглась на территорию Беларуси. Чтобы добиться под­держки у польских и местных белорусских землевладельцев, Наполеон накануне войны пообещал возродить Речь Посполитую в границах 1772 г." Поэтому значительная часть местной шляхты не поддержала оборонительных мероприятий царской администрации, и в частности со­хранила провиантские склады до прихода наполеоновских войск.

Отступление 1-й и 2-й российских армий под началом генералов М. Барклая де Толли и П. Багратиона по белорусским землям сопровож­далось боями с наполеоновскими войсками. Они произошли под Вишне­во, Воложином, Ивенцом, Бакштами, Волковыском, Кореличами, Рако­вом, Бобруйском, Несвежем, Борисовом, Свислочью, Игуменом, Бешен-ковичами, Рудней, Старым Быховом. Наиболее значительные сражения состоялись в районе м. Мир, где казаки Платова разбили десять польских уланских полков, а также под местечком Романове Слуцкого уезда. Сила­ми трех дивизий, укомплектованных в основном полочанами, витебчанами и уроженцами Виленщины, М. Барклай де Толли остановил 25-тысячный авангард французов около деревень Островно и Комары. Здесь состоялись трехдневные бои, в которых с обеих сторон погибли почти по 4 тыс. человек. Такие же бои произошли под Полоцком (между Клясти-цами и Якубовом). Все это позволило Барклаю де Толли избежать гене­рального сражения, к которому так стремился Наполеон.

В это же время арьергард генерала Раевского, состоявший из двух дивизий, в значительной части укомплектованных гродненцами, удержи­вал корпус маршала Даву под Могилевом. В боях под деревнями Салтановкой, Дашковкой и Новоселками российские воины проявили мужество и героизм, что позволило Багратиону перевести свою армию на левый бе­рег Днепра. 3-я армия Тормасова сражалась с наполеоновскими войсками в районе Пружан и под Кобрином, где заставила 4: тысячный корпус мар­шала Ренье сложить оружие. В составе российских войск сражалось зна­чительное число белорусов, и не только на территории Беларуси. Напри­мер, 24-я пехотная дивизия, укомплектованная уроженцами Минской гу­бернии, героически защищала батарею Н. Н. Раевского в битве под Боро­дино 26 августа 1812 г.

Уже в июле 1812 г. большая часть Беларуси (кроме южных уездов) была занята войсками Наполеона и его союзников - Австрии, Саксонии, Польши и др. Продвижение и дислокация большого числа войск сопро­вождались различного рода реквизициями и грабежом. В августе Наполе­он отдал приказ собрать из пяти завоеванных губерний 528 тыс. тонн зер­на, 100 тыс. тонн овса и 53 тыс. коров.

Создавалось и новое административное управление. Виленская, Гродненская, Минская губернии и Белостокская область были подчинены вновь созданной в Вильно комиссии временного правительства. Послед­нее в свою очередь подчинялось императорским комиссарам. Возглавил комиссию бывший председатель первого департамента Минского главно­го суда Каминский. Минским губернатором стал польский аристократ Браниковский. В Витебской и Могилевской губерниях были учреждены комиссии «польского правления», аппарат которых комплектовался поль­ской шляхтой и подчинялся французскому командованию. В скором вре­мени губернии были преобразованы в департаменты, которыми управляли французские губернаторы и интенданты.

Шляхта, не так давно присягавшая Российской империи, стала про­водником политики новых властей. Что же касается простых людей, то они поднялись на борьбу с наполеоновскими войсками. Белорусские кре­стьяне ждали от Наполеона упразднения крепостного права (как про­изошло в Польше, где крестьяне в 1807 г. получили личную свободу) и поэтому в начале войны стали нападать на панские усадьбы, наводить на них французских мародеров. Но Бонапарт не осмелился на освобождение крестьян. Наоборот, он приказал высылать воинские команды для усми­рения мятежников. В результате надежды на французов как на освободителей от крепостной зависимости не оправдались, и многие крестьяне, за­брав скот и имущество, уходили в леса, начинали партизанскую войну. Они нападали на фуражные обозы, небольшие группы солдат. Наиболь­шую известность получили действия партизанских отрядов села Тростян­ка Игуменского уезда, деревень Есьманы, Можаны, Староселье и Клевки Борисовского уезда, деревни Воронки Дриссенского уезда, и особенно се­ла Жарцы Полоцкого уезда под началом крестьянина Максима Маркова. Героически проявила себя как разведчица крепостная крестьянка д. По-гурщины Полоцкого уезда Федора Миронова.

Продвигаясь в глубь России, Наполеон был вынужден оставить в Бе­ларуси 100-тысячный отряд солдат для борьбы с партизанами, охраны коммуникаций, сбора провианта и фуража. Перед Бородинским сражени­ем Наполеон дополнительно направил 10 тыс. солдат на помощь 12-тысячному витебскому гарнизону французов, который партизаны факти­чески держали в осаде.

Окончательный разгром наполеоновской армии, начавшей отступать из Москвы 7 октября 1812 г., был завершен на белорусской земле. 23 ок­тября российские войска под командованием П. Витгенштейна при уча­стии петербуржского и новгородского ополчений и белорусских партизан освободили Полоцк. 26 октября был занят Витебск. Затем значительные силы корпуса П. Витгенштейна направились к Борисову - наперерез глав­ным силам Наполеона. Одновременно армия П. Чичагова, дислоцировав­шаяся на Волыни, заняла Брест и через Слоним направилась к Минску, разбив при этом 3 ноября сильный неприятельский отряд около Койдано-во. 4 ноября российская армия взяла Минск, а 9 ноября - Борисов. Путь к отступлению наполеоновской армии, таким образом, был перекрыт.

В середине ноября армия Наполеона подошла к Борисову и начала переправляться через Березину в районе д. Студенки. Здесь французы по­теряли более 20 тыс. солдат и офицеров. Из окружения на запад сумели прорваться незначительные остатки «великой» армии. 22 ноября возле Молодечно был разбит ее последний организованный отряд. Из Сморгони Наполеон, покинув остатки своих войск, в одежде польского офицера бе­жал в Париж. В конце декабря менее 30 тыс. французких солдат, остав­шихся от когда-то многотысячной армии, были вытеснены за пределы Бе­ларуси.

Война принесла белорусскому народу огромные бедствия. Беларусь потеряла миллион жителей, то есть каждого четвертого. Одни погибли от боевых действий, другие - от голода и эпидемий. Часть белорусских пол­ков «великой армии», в которых служило 25 тыс. наших соотечественни­ков, была разбита, часть ушла в Европу воевать на чужбине. Витебск, Полоцк, Минск, Гродно и другие населенные пунк­ты были разграблены и сожжены. В Минске в 1811 г. насчитывалось 11 200 жителей, а в конце 1812 г. - только 3480. В Витебске в начале 1812 г. было 7800 жителей мужского пола, а в 1813 г. - только 2415. В результате войны почти наполовину сократились поголовье скота и посевные площа­ди.

12 декабря Александр I подписал манифест, провозглашавший «забве­ние прошлого, всеобщее прощение». Власти не стали преследовать ни участ­ников войны против России, ни тех, кто работал при Наполеоне в органах управления. Это спасло от разорения многие имения, предотвратило эмигра­цию. Дворянство Вильно устроило бал в честь императора России в том же зале, где несколько месяцев назад был такой же бал в честь Наполеона.

Первые поселения людей на территории Беларуси. Жизнь в условиях первобытного общества (100 тыс. л. до н. э. – 5 в. н. э.)

1.Каменный век начался 3 - 2,5 млн лет назад и закончился 2,5 - 1,8 тыс. лет до н.э. В свою очередь каменный век делится на ряд этапов:

а) палеолит (древний каменный век) - 3 - 2,5 млн - 10 тыс. лет до н.э. Палеолит из-за большой протяженности делят на ниж­ний (ранний) - 2,5 млн - 150 тыс. лет до н.э., средний (мустьерская эпоха) -150-35 тыс. лет до н.э. и верхний (поздний) - 35 - 10 тыс. лет до н.э.;

б) мезолит (средний каменный век) - 9 - 5 тыс. лет до н.э.;

в) неолит (новый каменный век) - 4-2 тыс. лет до н.э. Мно­гие ученые последний период каменного века выделяют в отдель­ный - энеолит (медно-каменный век), когда наряду с каменными использовались также и медные орудия труда, украшения, оружие.
На территории Беларуси в середине 4-го - середине 3-го тыс. до н.э. существовало несколько энеолитических культур.

2. Бронзовый век. Период в истории человечества, когда рас­пространилась добыча бронзы, из которой изготавливали орудия труда, оружие, украшения. На территории Беларуси бронзовый век начался на рубеже 3-го - 2-го тыс. до н.э.

3. Железный век. Завершающий период в истории первобыт­ного общества, который характеризуется появлением и большой добычей железа и изготовлением из него орудий труда и оружия. На территории Беларуси железный век приходится на VII-VI вв. до н.э. - VIII в. н.э.

Первые люди, которые появились на территории Беларуси в мустьерскую эпоху (150 - 35 тыс. лет назад), были неандертальца­ми. О проникновении неандертальцев на территорию Беларуси свидетельствуют археологические находки возле деревень Светиловичи, Абидовичи, Бердыж. В это время зарождается первобытное ис­кусство, обряды. Появился, в частности, погребальный ритуал.

В период позднего палеолита (35 - 10 тыс. лет назад) на терри­тории Беларуси появился человек современного физического ти­па - неоантроп, или кроманьонец. Это была эпоха расцвета родо­вого строя. Кроманьонцы строили жилища из костей, шкур жи­вотных, жердей, заселяли пещеры. Из кремневых пластин изготав­ливали более чем 100 типов различных орудий (ножи, резцы, скреб­ки, сверла и др.). Охота велась на мамонта, северного оленя, перво­бытного быка, шерстистого носорога, дикого коня, песца и др. Впечатляет изобразительное искусство позднего палеолита. Многие ученые связывают палеолитические рисунки с магическими обрядами, в которых уже присутствовали начала первых религиозных верований - анимизма (вера в духов и души), тотемизма (вера в сверхъестественное родство между родом людей и животным или растением) и фетишизма (поклонение неодушевленным предметам, которым придаются сверхъестественные свойства). Ведущую роль в позднепалеолитической общине играла жен­щина. Она занималась собирательством, приготовлением пищи, была хранительницей домашнего очага, традиций коллектива, тех культов, легенд и мифов, которые слагались в среде первобытных охотников и собирателей.

В мезолите человек проник на территорию северной Беларуси. Мезолитические стоянки обнаружены не только в Полесье, Понеманье, но и в Подвинье и Верхнем Поднепровье. В период мезолита для одних регионов характерно изготовле­ние макролитов - массивных грубо обработанных орудий труда, которые служили топорами, теслами, кирками, для других -мик­ролитов - мелких кремневых изделий, кусков пластин, из которых составлялись лезвия орудий труда. Широко использовался лук со стрелами, деревянные челны, была приручена собака.

В неолите на территории Белару­си значительно увеличилось количество населения. Оно проживало в основном на территории Полесья, Понеманья и Посожья. В 3-м тыс. до н.э. на территории Подвинья и Посожья появились финно-угры. В начале неолита на территории Беларуси главную роль в хо­зяйстве играло рыболовство. С 4-го тыс. до н.э. на юго-западе Бе­ларуси происходит постепенный переход от присваивающего (со­бирательство, охота, рыболовство) к производящему (земледелие, животноводство) хозяйству, растянувшийся на остальной терри­тории почти на два тысячелетия. Начали изготавливать глиняную посуду, было усовершенствовано производство каменных орудий (плоское ретуширование, шлифование, сверление), приручили круп­ный рогатый скот и свиней, сеяли ячмень и лен. Переход древнего населения от присваивающего к произво­дящему хозяйству получил в исторической науке название неоли­тической «революции».

В начале бронзового века на территорию Беларуси начинают проникать племена индоевропейцев. Расселение индоевропейцев и установление контактов с мест­ным населением сопровождалось процессами ассимиляции мест­ного доиндоевропейского населения. Победа индоевропейского языка, поглощение им распространенных ранее языков объясня­ется тем, что индоевропейцы находились на более высокой ступе­ни хозяйственного и культурного развития. Индоевропейцы, ко­торые первыми пришли на территорию Беларуси, относились к балтскому ответвлению.

В раннем железном веке происходят важные изменения в про­изводстве и распространении кузнечного дела, изготовлении же­лезных орудий труда, которые значительно опережали по своей производительности бронзовые и каменные. Кузнечное дело при­обрело широкое распространение, так как железо получали из местного сырья - болотной или озерной руды, которая имелась в значительном количестве. Использование железных орудий позволило значительно расширить площади под земледелие.

На территории Беларуси проживало несколько больших пле­менных групп со своими особенностями материальной культуры и ритуалом захоронения. Среднее и Верхнее Поднепровье Беларуси заселили племена милоградской культуры, которых в конце 1-го тыс. до н.э. сменили племена зарубинецкой культуры. Значи­тельную часть средней Беларуси в VII в. до н.э. - IV в. н.э. занима­ли племена культуры штриховой керамики, а на севере находились племена днепро-двинской культуры. В этническом отношении это были балтоязычные племена.

Первобытное общество в эпоху каменного, бронзового и железного веков в Беларуси.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ:

1)Каменный (от 3млн лет до н.э. до 3тыс. лет до н.э.):

2)Бронзовый (2тыс до н.э. – нач 1ого тысячелетия до н.э.)

3)Железный (1ое тысячелетие до н.э. – IV-Vв н.э.)

Этапы развития первобытного об-ва:

1. Первобытное стадо

2. Ранняя родовая община(матриархат)

3. Поздняя родовая община(патриархат)

4. Разложение первобытного об-ва, начало образования классов

Австролапитек(умелый)-архантроп(прямоходящий)-палеоантроп(неандерталец)-неоантроп(кроманьонец).

Были найдены обработанные орудия труда из кремния возле Светилович, деревень Обидовичи, Клеевичи.

Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством.

Занятия первобытного человека:

Присваивающее хоз-во: охота(загонная, индивидуальная с использованием лука, стрел), рыболовство, собирательство, бортничество.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК.

Земледелие и живодноводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество.

В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин – воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.

В Беларуси не было местных месторождений меди и олова, сплав которых дает бронзу, поэтому их привозили в основном с Кавказа.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК.

Из железной руды в сыродутных бомницах (печах, сделанных из глины) выплавляли кричное железо.

Возникло имущественное неравенство, которое приводит к войнам. Люди начинают создавать укрепления – городища . Союзы родов объединяются в племена, и начинается формирование зачатков государственности.

Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.

Терр-ию Беларуси заселили вост.-славянские племена: кривичей, дреговичей, радимичей.

ДРЕГОВИЧИ. (от «дрыгва» - болото) расселились между р. Припять и Зап. Двиной в Полесье.

КРИВИЧИ. (от «кровные», близкие по крову или «кривая терр-ия», бугристая, на которой они жили) расселились а верховье Днепра, Зап. Двины, Волги и Чудского озера. Тех, кто жили в верховьях Зап. Двины называли полочаначи. Полоцкие кривичи имели свое «княжение», т.е. первоначальное государственное образование. Они собирались на вечевые собрания для обсуждения общих дел, обрядов, торговых отношений. РАДИМИЧИ. (по имени князя Радзим) расселились по р. Сож., их центром был Гомель + Кричев, Чечерск, Речица и Рогочев. Они были самыми слабыми, так и не удалось создать своей государственности, т.к. в 885г. киевский князь обязал их платить ему дань, а до этого дань они платили хазарам. В 984г. киевский князь Владимир Святославович отправил войско во главе с воеводой на радимичей, произошла битва на р.Песчане, в рез-те которой радимичи были разбиты.

Территория современной Беларуси находилась на западной окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева.

Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

Духовная культура первобытного об-ва представляла собой:

1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов (фетиш))

2. Анимизм (вера в существование духов и души, которые имеют человеческие черты и влияют на все живое)

3. Тотемизм (вера в общее происхождение, родственные связи между группой людей и определенным видом животных или растений)

С появлением земледелия и животноводства зародились новые верования людей. Они стали обожествлять Солнце (культ Солнца , о культе Солнца свидетельствует солярная символика), небо, дождь…. Основные боги (к концу 10 века): Перун (бог воинов, оружия, войн, гром и молния), Стрибог (небо и вселенная), Даждь Бог (солнца, природы), Макошь (бог Земли и плодородия).

Большое значение придавали одежд е (символичный орнамент, вышивки по краям одежды для защиты от злых духов). Был распространен культ предков (дзяды, радуница). Существовали обряды, хороводы, заговоры, заклинания, песни…..Ранее был культ упырей (вампиров), берегинь (русалок), домовых. В бронзовом веке появилась вера в загробную жизнь, появились обряды жертвоприношения , поминальные, свадебные

Отношение древних людей к окружающему миру выразилось не только в религии, но и в искусстве . Его первыми памятниками стали статуэтки (женщин, мужчин, лося, утки; на стоянке Елисеевичей, на Брянщине найдена статуэтка женщины , датируемая верхним палеолитом). В бронзовом веке появился орнамент (появление шнурового орнамента связано с индоевропейцами). Появление музыкальных инструментов (первые – ударные). Первая археологическая находка – дудочка , сделанная из косточки птицы. Она относилась к верхнему палеолиту, найдена на стоянке Асовец. Были различного рода украшения – серебряные, бронзовые подвески, искусно выполненные бусы.

5.Первые княжества на территории Беларуси: Полоцкое (ПК) и Туровское (ТК).

ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО

ПК возникло в среднем течении Западной Двины в 9 веке и занимало всю современную центральную и северную Беларусь . Сам Полоцк впервые упоминается под 862 г. (город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки», выгодное г. п. способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр ремесла и торговли).

Около 970-980 гг. к Рогнеде посватались Новгородский и Киевский князья. Она предпочла Ярополка (Киевского князя). Оскорбленный Владимир напал на ПК. Силой взял Рогнеду. Увез к себе (Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава). Она стала одной из наложниц, поэтому она пыталась убить Владимира, но он проснулся и выхватил нож. Сын Изяслав спас мать. Тогда Владимир собрал боярский совет для решения проблемы. Рогнеду отпустили назад, т.к. Владимир принял христианство и отказался от многоженства. Рогнеде и Изяслав были высланы в Полоцкое Княжество в Заславль, что позволило восстановить полоцкую княжескую династию. В конце жизни Рогнеда ушла в монастырь под именем Анастасия и умерла в 1000г. Изяслав распространял христианство и письменность на территории Беларуси. Умер в 1001г.

После восстания киевлян (15 сентября 1068г) его делают великим киевским князем, но через 7 мес. Всеслав вернулся в Полоцк. После смерти Всеслава ПК распалось на ряд отдельных княжеств, начался период феодальной раздробленности. Система управления в ПК характеризуется как княжеско-вечевой строй. Вече – общее собрание взрослых мужчин, для решения общественных и государственных вопросов, которое могло снимать и назначать князя. Обязанности князя : организация и командование войска, сбор дани, осуществление суда. Опорой князя была дружина (специально обученный военному делу вооруженный отряд людей) и народное ополчение. Вече приглашало князя на княжение, изгоняла неугодного князя, объявляла войну и мир, регулировала торговые и хозяйственные отношения и было высшим судом. Главным законом была «Русская правда» Ярослава Мудрого.

ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (ТК)

Первое упоминание о Турове 980г. Первый летописный князь – Тур. Территория: левый берег р.Припять с городами Туров, Пинск, Слуцк, Брест. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк , который вел борьбу за самостоятельность княжества. Святополк женится на польской принцессе и приглашает в Туров католического епископа Рейнберна. В 1015г Владимир киевский князь умирает и Святополк становится киевским князем. Между Ярославом Мудрым и Святополком начинается борьба за Киев, которая заве6ршилась в 1019г в битве на р.Альта (победил Ярослав). В Турове князем становится сын Ярослава Мудрого Изяслав, династии которого правит в Турове до 1113г. А в 1150гг. Юрий Ярославович овладел ТК и восстановил династию Изяславовичей, которая правит Туровом вплоть до его вступления в ВКЛ.

6.Зарождение феодальных отношений, социально-экономическое развитие белорусских земель в IX – середине XII вв.

В IX – XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад (в связи с возникновением частной собственности и имущественного неравенства). Земля, бывшая прежде во владении сельской общины, переходит в частную собственность отдельных общинников (старейшин, вождей…). Из них формируется класс феодалов . А ранее свободные крестьяне общинники («люди») попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу землевладельцев различные повинности. Существовали такие группы зависимых крестьян : челядь(служили при дворе феодала), смерды (полусвободные крестьяне), холопы (почти рабы, полностью потеряли личную свободу), закупы (попадали в зависимость за долги), рядовичи (попадали в зависимость по договору).

Существовала 2 формы феодального землевладения :

Вотчинное (с правом продажи, раздела, передачи по наследству)

Поместное (с правом временного пользования за службу у князя)

В IX – XII вв. на терр-ии Беларуси происходило возникновение городов . Причины: отделение ремесла, требовавшего особых навыков, от земледелия; поселение ремесленников в местах, близких к источникам сырья, необходимого для их занятий; развитие обмена продуктами на товары и торговли.

Самым древним белорусским городом считается Полоцк (862г.), затем Витебск (974), Туров(980) согласно «Повести временных лет». Всего в летописи упоминается более 30-35 названий городов, существовавших на терр-ии Беларуси в IX – XIII вв..

Город состоял из нескольких частей. Укрепленный валами, рвами, стенами центр города назывался «детинец». Поселения ремесленников и торговцев, которые возникали около укрепленного центра, назывались посадами . Обычно воле детинца на берегу реки располагался рынок или торг . Раннефеодальные города были невелики: от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей. Жилища простых горожан представляли собой деревянные срубы. Церкви обычно строились из дерева, камня и кирпича. Княжеские терема (дворцы) строились в несколько этажей. Улицы (они назывались «концы») были узкими, отходили в разные стороны от центра.

Города являлись также центрами торговли . Через терр-ию Беларуси проходил путь «из варяг в греки» : из Балтийского моря по Зап. Двине далее волоком в Днепр и по Днепру в Черное море. Из Беларуси везли меха, воск, мед. Завозили ткани, стеклянную посуду, специи, украшения, оливковое масло.

7. Феодальная раздробленность в Беларуси. Распад Полоцкого и Туровского княжества на удельные княжества. Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. Феодальная раздробленность - это процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс был обусловлен экономическими и политическими причинами : а) развитие феодальных отношений, укрепление власти местных феодалов, б) рост значения экономических и политических центров. Этот период начался еще при жизни Всеслава, когда он, опасаясь борьбы за земельный передел, был вынужден разделить «отчину» между сыновьями, которые, начали дальнейшее перекраивание территории, что неизбежно привело к раздроблению до этого единого и мощного княжества. В результате Полоцкое княжество раздробилось сначала на 6, а затем и больше уделов. Собственно Полоцк получил старший из сыновей, Давыд.

Туровское княжество также не минула судьба дробления на уделы. В 1142 оно было разделено на такие уделы как Брест, Клецк, Рогачев, Дрогичин, Черторийск. К началу 13 века ТК потеряло свое прежнее политическое значение. Всё большую самостоятельность приобретали Пинское, Брестское, Слуцкое. Пинск стал как бы 2 столицей княжества.

8. Борьба белорусских княжеств с крестоносцами и монголо-татарами. Внешнеполитическое положение в конце XII – первой половине XIII вв.

КРЕСТОНОСЦЫ

В конце 12 века в устье Зап. Двины высадились немецкие рыцари под видом распространения католичества (искоренения язычества) они стремились поработить местное население. В 1201г была основана крепость Рига при католическом епископе Альберте. В 1202г был создан орден меченосцев, который стал расширять свои территории, стремясь поставить под контроль торговый путь «из варяг в греки» и прибрать к рукам право сбора дани с ливов. (орден – это военная организация церковных и светских феодалов). В этом их интересы столкнулись с ПК, поэтому летом 1203г князь Владимир организовал поход и захватил крепости Икскюль и Гольм. В борьбе с крестоносцами при защите города-крепости Кукейнойс отличился князь Вячка. Он несколько раз одерживал над ними победы, но в 1208г был вынужден сжечь свою крепость. В 1209г крестоносцами был захвачен и сожжен Герцике. 5 раз они пытались захватить Полоцк. В 1210г был заключен между рижским епископом Альбертом и Владимиром (мир выгодный крестоносцам). В 1216г был подготовлен большой поход совместно полоцких дружин с племенами ливов и эстов против крестоносцев. (поход не состоялся, т. к. князя Владимира отравили). Тогда был заключен очередной мир, который получил название «Смоленская торговая правда» (мир Полоцка, Витебска и Смоленска с Ригой). .

Крестоносцы угрожали не только Полоцку, но и Новгороду, что привело их к политическому объединению. Так в 1240г в битве на Неве (прославился Яков полочанин), а затем в 1242г в битве на Чудском озере («Ледовое побоище») совместные новгородско-полоцкие войска под руководством Александра Ярославовича (Ал.Невский) одержали блестящие победы над немецкими рыцарями.

МОНГОЛО-ТАТАРЫ

С востока на русские земли начали нашествие татаро-монгольские полчища. В 1223г татары разгромили объединенное войско русских и половецких князей на р. Калка. В битве погиб князь Юрий Несвижский. К 1240г татаро-монголы захватили все русские земли и часть Зап. Европы, Создали свое государство – Золотую Орду .

9. Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв. Распространение христианства на территории Беларуси.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

В 988г киевский князь Владимир принял христианство, как гос. религию. В связи с этим он отказался от многоженства. Появилось духовенство во главе которого стоял метрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка, но христиане в Полоцке были ещё раньше, в начале 9 века: полоцкие воины, входившие в Византию, Рогнеда, Изяслав и т.д. После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа). В 992г в Полоцке (Витебск, Менск, Орша, Заславль, Браслав,Логойск), в 1005г – в Турове (Гомел., Брест, Гродн. Области). Стали открывать церкви и монастыри: в 12 век около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Итоги распространения христианства:

Развитие культуры восточных славян, распространение письменности, летописание.

Начало каменному зодчеству

Развитие ремесел и торговли с др. странами

Создание художественных ценностей.

РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯТЕЛИ:

Ефросинья Полоцкая.

Предслава. Девочкой сбежала в женский монастырь, постриглась в монашки под именем Ефросинья, переписывала церковные книги, основала школу для детей, монастырь, на склоне жизни совершила паломничество в Иерусалим. Во время которого умерла в 1167г. Мощи были в Киево- Печерской Лавре, а 1910г перенесли в Полоцкий Спасо-Ефросиневский монастырь. Первая святая.

ПИСЬМЕННОСТЬ.

Известие о письменности у восточных славян относится к 10- началу 11 века. Это была кириллица. Первые памятники письменности на Бел: «Борисовы камни» (4 валуна с надписями) -в русле Зап. Двины (12 век), «Рогволодов камень» - возле Орши, деревянный гребень с буквами алфавита – в Бресте, берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле – 13 век.

КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО. ФРЕСКИ

К концу 10века с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений – в середине 11в в Полоцке каменный Софийский Собор (7 куполов, фрески, библиотека, архив, гос. казна; при строительстве использовали плинфу – плоский кирпич).

В 13 веке оборонительные сооружения, т. к. угроза со стороны крестоносцев и татар: башня Белая Вежа в Каменце (30 метров).

В 11-13вв – фресковая живопись. Фреска – водяные краски по свежей штукатурке. Стены Софийского и Спасского Соборов, Витебской, Благовещенской церкви и др. украшены фресками на сюжеты библейских сказаний и с фигурами святых.


Похожая информация.