Грибанов. Справочник "Отчизны верные сыны: Писатели России - участники Великой Отечественной войны"

Используя ресурсы интернета и материалы биографических словарей русские писатели 19 века подготовьте устное сообщение жизни и творчестве к ф рылеева заранее спасибо

Ответы:

Кондратий Федорович Рылеев родился 18 сентября 1795 года. После окончания кадетского корпуса он принимал участие в заграничных походах русской армии в 1814- 1815 годах, где и стал впервые задумываться об идеале свободной жизни. К. Ф. Рылеев - член Северного общества, один из руководителей восстания декабристов. Он был одним из создателей популярного альманаха «Полярная звезда» , в котором публиковались романтические произведения, главной идеей которых была идея гражданственности. Поэмы Рылеева «Войнаровский» , «Наливайко» , его думы насыщены политическими ассоциациями. Можно сказать, что обращение к истории для Рылеева служило поводом для решения современных проблем, возможностью высказаться на актуальные, но запретные в тогдашней литературе темы. Рылеев был казнён в 1826 году в числе пяти декабристов - участников и организаторов восстания на Сенатской площади.

Похожие вопросы

  • Объясните как решать. Пожалуйста.
  • что необходимо учитывать при выборе банка для размещения своих сбережений? Обьяс??ите откуда банки берут деньги для оплаты процентов по вкладам
  • От каких величин зависит внутренняя энергия
  • переведите пжжж Я бы хотела что бы моя идеальная школа была большой, чистой и тепл??й. Хотелось бы что бы в нашей школе были большие кабенеты, спотзалы и что бы в кабенет химии был полон реакций и т.д. И в моей идеальной школе должны быть шкафчики для вещей и чтобы у нас моленькая перемены были по двадцать менут и уроки наченались с девяти часов утра и домашнее задание было творческим.так должга выгледить моя идеальная школа п
  • 521.ОДИН РАБОЧИЙ РАБОТАЛ 3 ДНЯ, ПО 7 Ч В ДЕНЬ, А ДРУГОЙ- 2 ДНЯ,ПО 8 Ч В ДЕНЬ. ВМЕСТЕ ОНИ ИЗ??ОТОВИЛИ 481 ДЕТАЛЬ. СКОЛЬКО ДЕТАЛЕЙ ИЗГОТОВИЛ КАЖДЫЙ РАБОЧИЙ, ЗА ЧАС ОНИ ИЗГОТОВЛЯЛИ ДЕТАЛЕЙ ПОРОВНУ/
  • Как по Английски Дима Симонов?
  • Вычислите удобным способом используя распределитеььный закон умножения 39*9 , 5*52 , 3*901
  • Помогите сделать для проверки. не слитно или раздельно: (Не)безынтересный материа??; (не)респектабельный человек; (не)преходящие духовные ценности; ничуть (не)сентиментален; (не)худший вариант; (не)полный перечень; (не)расположен к дискуссии; разве это (не)приемлемое решение?; вовсе (не)плохая акварель; (не)приспособленный человек; отнюдь (не) справедливое постановление; (не)знакомый мне ландшафт; (не)ведомая растительность; (не)высок и (не)мал ростом; (не)фиолетовая краска; это было (не)понятнее всего; (не)виноват в происшедшем; был земляк (не)стар, (не)молод; очень (не)выгодный контракт; (не)бескомпро- миссная затея; (не)знакомая, но весёлая компания; (нелицеприятный разговор; (не)южные катакомбы; (не)готов к апелляции; (не)иссякаемый источник; нисколько (не)интересное сообщение; (не)деликатный ответ; (не)продолжительные переговоры; (не)ук- люжий человек; вторая часть ещё (не)интереснее, чем первая; он становился всё (не)довольнее; оказаться в (не)лучшем положении; содержался (не)строже прочих; (не)годен к употреблению; (не)от- личимы ни по вкусу, ни по запаху; (не)корректный вопрос.
Статьи для биографического словаря «Русские писатели, 1800–1917» Вацуро Вадим Эразмович

СТАТЬИ ДЛЯ БИОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ «Русские писатели, 1800–1917»

Из книги Русский советский научно-фантастический роман автора Бритиков Анатолий Федорович

I. До 1917 1. Амфитеатров А. Жар-цвет. Ф. роман. - В кн. А.: Собр. соч., т. 2, СПб., «Просвещение», 1910. 386 с.; то же. Берлин, Русское универсальное изд., 1922. 384 с.2. Афанасьев Л. Путешествие на Марс. Ф. повесть. - В кн.: Ежемес. лит. прилож. к журн. «Нива». СПб., А. Ф. Маркс, 1901, январь - апрель, с. 276

Из книги Язык наш: как объективная данность и как культура речи автора СССР Внутренний Предиктор

3.3.2. Языковой стандарт “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля Русская классическая литература XIX века признаётся во всём мире как неоспоримое достижение Русской культуры и в аспекте рассматриваемой в ней проблематики (нравственность и психология

Из книги Книга для таких, как я автора Фрай Макс

Два способа чтения "Хазарского словаря" Я уже давно пришел к пониманию того, что есть искусство «обратимое» и «необратимое». <…> Я всегда хотел превратить литературу, необратимое искусство, в обратимое. Поэтому мои книги не имеют ни начала, ни конца в классическом

Из книги Жизнь и творчество Дмитрия Мережковского автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Из книги Успехи ясновидения автора Лурье Самуил Аронович

В. Соловьев Из энциклопедического словаря МАЙКОВ (Аполлон Николаевич) – один из главных поэтов послепушкинского периода, сын Николая Аполлоновича Майкова, родился 23 мая 1821 года; первоначальным своим развитием обязан В. А. Солоницину и И. А. Гончарову, преподававшему ему

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

В. Соловьев Из энциклопедического словаря ЖЕМЧУЖНИКОВ (Алексей Михайлович) – лирический поэт, сатирик и юморист; родился в 1821 г., кончил курс в училище правоведения, служил в Сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

Из книги Четыре солнца автора Жигунов Виктор Васильевич

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Е. А. Баратынский (1800–1844) 63. Поцелуй Сей поцелуй, дарованный тобой, Преследует мое воображенье: И в шуме дня и в тишине ночной Я чувствую его напечатленье! Случайным сном забудусь ли порой - Мне снишься ты, мне снится наслажденье! Блаженствую, обманутый мечтой, Но в тот же

Из книги Избранные труды автора Вацуро Вадим Эразмович

Из книги Синтез целого [На пути к новой поэтике] автора Фатеева Наталья Александровна

A. Ф. Вельтман (1800–1870) A. Вельтман более известен как замечательный прозаик, но начинал он свой путь с поэм. Впрочем, и его проза носит следы поэзии: она организована не по строгим грамматическим и синтаксическим правилам языка, а, скорее, по эмоциональным законам поэзии.

Из книги Очерки по истории английской поэзии. Поэты эпохи Возрождения. [Том 1] автора Кружков Григорий Михайлович

В. И. Туманский (1800–1860) В. Туманский принадлежал к тем поэтам второго ряда, которые «оттачивали, доводили до совершенства художественные открытия их выдающихся современников». Поэтому Туманский – признанный мастер «унылой элегии» – шел в русле разных поэтов, но его

Из книги автора

IV СТАТЬИ ДЛЯ БИОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ «Русские писатели,

Из книги автора

3.8. Комментарий лингвиста к статьям «Словаря языка русской поэзии XX века» Моему учителю В. П. Григорьеву посвящается При работе со «Словарем языка русской поэзии XX века», идея создания которого принадлежит В. П. Григорьеву, для исследователя и для составителя статей

Из книги автора

Уильям Купер (1731–1800) Купер получил юридическое образование в Лондоне и имел возможность сделать хорошую карьеру. Однако душевная болезнь, связанная, как говорят, с несчастной любовью, расстроили эти планы. Год, проведенный в лечебнице в Сент-Олбансе, принес

14 декабря 1825г. на Сенатской площади произошло восстание декабристов. Одним из руководителей являлся К.Ф.Рылеев. Имя его навечно занесено в летопись русской истории. Неотъемлемой частью жизни Рылеева стало его литературное и гражданское дело.Кондратий Федорович Рылеев родился 18 сентября 1895г. в селе Батове, Софийского уезда, Петербургской губернии. Небольшое поместье приносило мало дохода, и родители не могли дать будущему поэту блестящего образования и воспитания. Отец Рылеева, подполковник Эстляндского полка, выйдя в отставку, управлял киевским поместьем князей Галициных. Он относился к сыну холодно, а по характеру был скуп и жесток. Но мать Рылеева была сердечна и добра, и сын привязался к ней.В1801г. мальчика отдали в Первый кадетский корпус, где он провел тринадцать лет. Здесь завязались дружеские связи, пробудились литературные интересы, возникли гражданские чувства и понятия. Мир в ту пору был напоён тревогой и ожиданием. В России наступила короткая пора либерализма - «Дней Александровских прекрасное начало». Обещания царя даровать конституцию и освободить крестьян предвещали значительные перемены.1814г. прапорщик Рылеев отправился в составе артиллерийской бригады за границу. Он увидел Польшу, Германию, и Швейцарию. Позднее, в своих показаниях на следствии, Рылеев признавался: «Свободолюбием первоначально заразился я во время походов во Францию в 1814 и 1815 гг.По возвращении на родину в конце1815года и до конца 1818 года Рылеев служил офицером в Острогожском уезде Воронежской губернии. Здесь он встретил дочь местного помещика Наталью Михайловну Тевяшову, на которой в январе 1819года женился.В Острогожске Рылеев продолжал писать стихи. Молодой поэт подражает Жуковскому и Батюшкову и созданной ими в школе элегической поэзии. Острогожский период - это пора овладения стилем и формами психологической лирики.В 1818 году Рылеев вышел в отставку. Армию, в которой насаждалась муштра, шагистика, жестокость к солдатам, покидали многие заслуженные офицеры. «Для нынешней службы, - писал Рылеев матери, - нужны подлецы». После женитьбы поэт уезжает сначала в Батово, а затем с осени 1820 года поселяется в Петербурге. Здесь началось его гражданское и литературное поприще.Идейному и литературному созреванию Рылеева способствуют большие международные и внутренние события.По приезду в Петербург Рылеев знакомится с видными писателями и журналистами, а в апреле 1821г. по рекомендации А.А. Дельвига его принимают в Вольное общество любителей российской словесности, в котором собирались передовые литераторы. Дальнейшее развитие этих начал в творчестве Рылеева происходит в 1821-1823годах не в одах и элегиях, а в думах. Думы являлись тем переходным жанром, который помог Рылееву объединить гражданскую мысль и личные переживания.Поэт хотел пробудить в дворянской молодёжи гражданские чувства, воспитать в ней любовь к отчизне и ненависть к деспотии, подвигнуть её на активное и сознательное действие, зажечь историческими примерами.. Рылеев требовал от молодого поколения безусловной самоотдачи.В1823году Рылеев был принят в Северное общество И.И. Пущиным. В 1824году после встречи с П.И. Пестелем заметно углубились революционные настроения Рылеева. Если в 1821 - 1823 годах поэт ещё верил в просвещённый абсолютизм, то начиная с 1824года отстаивает республиканскую форму правления и от всей души желает гибели самовластию. Приход Рылеева сразу же оживил тайную организацию декабристов. Вскоре личные заслуги поэта были признаны всеми, и он вошёл в верховный орган общества - Думу сплотив вокруг себя влиятельную и радикально настроенную группу республиканцев. В ноябре 1825года внезапно умер Александр первый. Декабристы решили использовать подходящий момент для вооруженного восстания. На квартире поэта одно совещание сменялось другим. Рылеев, трезво оценив ситуацию, нашёл, что декабристы не готовы к выступлению. Он проявил исключительную находчивость и настойчивость, наметив практические меры.Восстание было разгромлено. Рылеева арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. После мучительного следствия поэта в числе пяти декабристов приговорили к казни четвертованием, но потом заменили её повешеньем. Ранним утром 13(25) июля 1826 года «великий гражданин» - так называл Рылеева декабрист А.В. Поджио - был казнён.С гибелью Рылеева не угасла его гражданская страсть, не умолк его поэтический голос. Традиции боевой, насыщенной большими общественными идеями и чувствами поэзии Рылеева питали русскую литературу. И сегодня творчество Рылеева помнят и любят, ибо оно - пользуясь выражением Александра Блока - «корнями вросло в русское сердце»

В справочнике представлены только Москва и Санкт-Петербург. Хотя в подзаголовке справочника дана ссылка на всю Россию.

Составитель ограничил все биографические справки о писателях только одним фронтовым периодом. Главный редактор справочника Иван Колос считает, что этого достаточно, "чтобы читатель увидел, откуда, из какой судьбы писателей выросли их книги".

В общем, идея была самая благородная - увековечить всех писателей-фронтовиков, а исполнение оказалось никудышным.

- Биографический словарь "Русские писатели 20 века".П.И. Николаев.

В своём кратком предисловии составитель Пётр Николаев особо отмечает достижения так называемой "деревенской" прозы.

В словарь попали Курчаткин и Личутин, Есин и Маканин, Проханов и Крупин. Но нет Анатолия Афанасьева и Владимира Гусева, Руслана Киреева и Эрнста Сафонова.

Составитель не забыл поэтов-постмодернистов и всех метаметафизиков. Он включил в словарь Парщикова и Александра Ерёменко, Пригова и Всеволода Некрасова. А традиционная поэзия дана почему-то выборочно. В частности, почему-то "выпали" Николай Дмитриев и Геннадий Красников.

Избирательно в словаре представлено новое поколение, громко заявившее о себе в последние пять-десять лет: Пьецух, Клех, Пелевин, Слаповский.

А как подан материал в словаре П. Николаева. Может, это пока первое издание о русских писателях XX века, отвечающее чуть ли не всем обязательным атрибутам биографического справочника и при этом сохраняющее особенности стиля авторов словарных статей. Практически все статьи очень объёмны, информативно насыщены и читабельны.

- Справочник "100 поэтов XIX - ХX веков". Челябинское издательство "Урал LTD". Е.С. Абрамовских.

Судя по отбору имён, Елену Абрамовских больше привлекает авангард. Она нашла место для Вертинского, Окуджавы, но почему-то "забыла" про главного скандалиста советской литературной эпохи Евтушенко, вспомнила Хармса, но прочла Твардовского, оценила Бродского, но проморгала Юрия Кузнецова. Каждая статья у Абрамовских начинается с однострочного, максимум двухстрочного эпиграфа (к Заболоцкому она подобрала слова А. Тарковского: "Не человек, а череп века"). Затем идёт короткий врез - всего из одного предложения, в котором в достаточно образной форме сделана попытка выразить суть поэта или, на худой конец, как-то обозначить его вклад в мировую культуру. Как это сделано об Ахматовой: "Не срами моего имени!" - сказал ей отец, узнав о её стихах. И "17-летняя шальная девчонка" выбрала татарскую фамилию, ставшую символом женской судьбы в России. Потом вся биография героя разбивается на четыре-пять периодов со своими названиями, ищутся узловые моменты каждого периода (знаковая поэтическая строчка, какая-то личная история, судьбоносная встреча или что-то ещё), и одним-двумя абзацами и предпочтительно в экспрессивной форме даётся характеристика каждого жизненного этапа. И в итоге зримо проступает образ, например, Даниила Хармса. Абрамовских так прочитала его судьбу. Проделки детства, как всегда, она оставила без лишних комментариев, только один-два значимых факта. А дальше первый этап. Абрамовских назвала его: "1922 - 1925: Человек-спектакль". Потом: "С 1925: Лица и маски"; "1925 - . 1928: Сборище друзей, оставленных судьбою". Далее страсти накаляются: "1926 - 1929: Столкновение дуба с мудрецом". И вот близкая развязка: "1930 - 1942: Поэт, забытый небом". Финальные строки страшной драмы: "В августе 1941 года Хармс был арестован (во второй раз); разыграв сумасшествие, был помещён в психиатрическую больницу новосибирской тюрьмы, где и умер". Автор сразу ограничила себя объёмом: каждому поэту у неё посвящено ровно две книжные страницы, и ни строкой больше. Отсюда - жёсткие принципы отбора и построения материала.

2002 - Трёхтомный "Российский гуманитарный энциклопедический словарь". Санкт-Петербургский госуниверситет совместно с гуманитарным издательским центром "Владос" при Московском педагогическом госуниверситете.

Словарь содержит более 10 тысяч статей, в том числе свыше трёхсот статей, посвященных русским писателям XX века.

В статье на букву "А" сразу бросается в глаза, что составители и издатели, по когда-то печально сложившейся традиции, плохо знают реалии литературной жизни последнего десятилетия, но они зато хоть не забыли упомянуть самых значимых персонажей из истории русской литературы 1960 - 1980-х годов. Фронтовиков учёные мужи представили Ф. Абрамовым, В. Астафьевым и Э. Асадовым. Деревенскую прозу олицетворяет М. Алексеев, городскую - В. Аксёнов. Есть модные поэты-шестидесятники (в лице Б. Ахмадулиной). Не прочены литературоведы (М.П. Алексеев, С. Аверинцев, И. Андропов, М. Азадовский) и драматурги (А. Арбузов, С. Алёшин). Нашлось место и для жертв ГУЛАГа (А. Алдан-Семёнов) и диссидентов (А. Амальрик, Ю. Алешковский). Прекрасно, что не забыта старая гвардия (В. Ажаев, М. Алигер, П. Антокольский). Ну а из относительно новых имён в словарь попал лишь один поэт Ю. Арасов (и то не столько за стихи, сколько за сценарии к годным фильмам Сокурова). Не все статьи, разумеется, равнозначны. Очень редко, но всё-таки встречаются фактические ошибки. Скажем, Мих. Алексеев возглавил журнал "Москва" не в 1986 году, а почти на два десятилетия раньше. Но больше замечаний другого плана. Авторы словаря не то, что не знают, как развивалась русская литература в последние десять лет (иначе чем объяснить отсутствие, к примеру, в статье об Астафьеве упоминаний его романа "Прокляты и убиты" и повести "Весёлый солдат"; для энциклопедистов, похоже, последним произведением писателя стал написанный в 1986 году "Печальный детектив"), они плохо представляют, что происходило даже в 1970 - 1980-е годы (судя по словарю, Алдан-Семёнов ничего не создал после изданной в 1969 году первой книги романа "Красные и белые").

В словарь не попали А. Ананьев с его "Годами без войны", С. Антонов с "Оврагами" и И. Акулов с "Касьяном остудным".

Конечно, это в какой-то степени снижает полноту издания.

Однако по мере изучения статей словаря, начинающихся на другие буквы алфавита, настроение стало меняться. Нет в составленном известными докторами наук справочнике статей о Ю. Бондареве, Д. Балашове, Л. Бородине, К. Воробьёве, Т. Глушковой, Ан. Иванове, В. Кондратьеве, Ст. Куняеве, Ю. Кузнецове, В. Крупине, В. Личутине, Г. Маркове, Б. Можае-ве, Е. Носове, В. Пикуле, Ю. Полякове, А. Проханове, В. Солоухине, И. Стаднюке, Н. Старшинове. Хотя это писатели далеко не последнего ряда.

Большая часть статей, посвященных русским писателям XX века, выдержана в стиле сухой биографической справки, без каких-либо оценок творчества и жизненных поступков. И только два с небольшим десятка статей изобилует негативными отзывами и ремарками отрицательного свойства. Это будет понятно, если огласить имена писателей, о которых помещены отрицательные суждения: Е. Исаев, А. Прокофьев, В. Катаев, Н. Грибачёв, А. Софронов, М. Шолохов. Большинство упрёков, обращенных к названным писателям, справедливы. Надо честно признать: Егор Исаев - плохой, никудышный поэт. Да, совершенно верно, Александр Прокофьев "в 60-е гг. выступал против молодых поэтов А. Вознесенского, Е. Евтушенко и др., позднее - против И. Бродского". Валентин Катаев "в политике, однако, не позволял себе никакого свободомыслия и, будучи с 1958 членом КПСС, послушно выполнял все её требования (например, подписал инспирированное властями и опубликованное 31 августа 1973 письмо с осуждением А. Солженицына)". Кстати, почему в словарной статье перечислены почти все творения Катаева, кроме повести 1980 года "Уже написан Вертер".

Весьма тенденциозно и предвзято представлены в словаре и литературные журналы. Понятно, что "Новый мир" времён Твардовского описан в патетических тонах и исключительно как борец с консервативными и неопочвенническими тенденциями.

Помнится, творения Блока, Горького или Бунина всегда оценивали не только по тому, как эти писатели отнеслись к октябрьскому перевороту 1917 года. Всех интересовала и эстетика их книг. Говоря про "Новый мир", авторы словаря подробно описывают, как власть преследовала и изгоняла Твардовского. Всё верно, так оно и было в жизни. Но непонятно, почему в статье о журнале "Молодая гвардия" лишь мимоходом сказано о том, что покидал свой пост Анатолий Никонов. А в статье о "Нашем современнике" вообще ни слова не промолвлено о том, какой травлей в начале 1980-х годов был подвергнут первый заместитель С. Викулова Юрий Селезнёв - за то, что посмел в одном номере напечатать сразу повесть В. Крупина "Сороковой день", статьи В. Кожинова и А. Ланщикова и проходную, но кому-то наверху не понравившуюся рецензушку С. Семанова.

Словари для того и создаются, чтобы люди могли найти в них правдивую информацию. В данном же случае авторы избрали другой метод: подтасовок и умолчания. Скажем, они почему-то постеснялись упомянуть о том, что после смерти В. Кожевникова журналом "Знамя" до прихода Г. Бакланова два года руководил поэт Ю. Воронов. Бакланов в 1993 году покинул "Знамя", и вот уже девять лет "главным знаменосцем" выступает критик С. Чупринин. Но этих фактов в статье о "Знамени" нет. Полное молчание в словаре и о том, кто сменил в "Новом мире" Твардовского. Залыгин ведь в 1986 году пришёл не на пустое место. Можно по-разному оценивать 16-летний период журнала от ухода Твардовского до появления Залыгина, но он был, и штурвал тогда поочерёдно держали Косолапов, С. Наровчатов и разведчик В. Карпов, который чем больше лет проходит после войны, тем больше в своих интервью захватывает "языков". Кстати, после Залыгина "Новый мир" возглавил критик А. Василевский.

Похоже, тенденциозность - главная отличительная черта "Российского гуманитарного энциклопедического словаря".

Точно так же субъективно представлены в словаре отечественные историки, филологи и североведы. Ведь это же нонсенс: в словарь не попали историки с мировыми именами Борис Рыбаков, А. Окладников и Николай Покровский. Нет в словаре великого языковеда академика Олега Трубачева и крупнейшего слависта Владимира Топорова. Из североведов первого ряда в словарь не вошли В. Аврорин, Г. Меновщиков, Вал. Чернецов, П. Скорик, С. Стебницкий и О. Суник.

Официально справочник называется "Российский гуманитарный энциклопедический словарь". Акцент сделан на слово "российский". Это означает, что редакция хотела представить всю Россию.

Вообще-то в подобных изданиях неплохо бы помечать авторство каждой статьи. А то приходится за тенденциозный подбор персоналий и допущенные ошибки ругать всю редакцию словаря вместе с консультантами скопом. А ведь среди консультантов данного словаря числится немало приличных людей, в том числе ныне покойные Ю. Лотман и А. Панченко.

А третье замечание касается пристатейной библиографии. Мне так осталось непонятным, почему она есть в справках о Н. Заболоцком и Б. Зайцеве, но отсутствует в статьях о Е. Замятине или А. Платонове. Похоже, когда ещё словарь только составлялся, левая рука не ведала, что творит правая. Ну и общий вывод такой: кажется, академическая и вузовская науки утратили свой потенциал. Во всяком случае, так гуманитарные энциклопедические словари не составляются.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времён Ивана Грозного.

В Смутное время один из Тургеневых - Пётр Никитич - был казнён на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.

Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать - богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мцен-ского уезда Орловской губернии.

Всё управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что всё вокруг подчинено произволу и капризам хозяйки имения. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в моих произведениях». Отдельные черты характера Варвары Петровны угадываются в образах некоторых героинь Тургенева («Муму»).

В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.

С гувернёрами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимали природа, охота, рыбная ловля.

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Купили дом на Самотёке. Сначала дети были помещены в пансион, после выхода из него снова усердные занятия с учителями: шла подготовка к поступлению в Университет. В результате преподаватели отметили высокий уровень развития подростков. Отец в письмах призывает сыновей больше писать письма на русском, а не на французском и немецком языках. Тургеневу не исполнилось ещё и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевёлся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им ещё в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетнёвым, с Грановским. Кумиром друзей стал А. С. Пушкин. Тургеневу не было ещё и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

Для завершения образования он уезжает в Берлинский университет. Немецких профессоров поражала неутолимая жажда знаний у русских студентов, готовность принести всё в жертву истине, жажда деятельности на благо родины. В начале декабря 1842 года Тургенев возвращается из-за границы в Петербург. Он с удвоенной силой отдаётся творческому труду.

* * * По Н. Богословскому * * *

Вопросы и задания

  1. Что нового вы узнали об И. С. Тургеневе из статьи, подготовленной по материалам книги Н. Богословского «Тургенев»?
  2. Используя биографические словари «Русские писатели» и ресурсы Интернета подготовьте устное сообщение о жизненном пути писателя.