Феминистка — что это такое и кто такие феминистки. Уведомления Кто такие феминисты простыми словами

· Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных

Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Портал Дискриминация

Зарождение и предтечи феминизма

Основная статья : Протофеминизм

Истоки феминизма принято датировать концом 18-го - началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США ( -). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс ( -). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» ().

Важной фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Пэнхёрст (Emmeline Pankhurst) - она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм» от англ. suffrage , "право голоса"). Одной из её целей было развенчание сексизма , укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1868 году Пэнхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов.

После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах ().

Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное - это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной» . Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

«Освобождение женщин» в США

Фраза «освобождение женщин» (Women’s Liberation) впервые была использована в Соединенных Штатах в 1964 году , а в печати впервые появилась в 1966 году . К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению. Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и интеллектуал Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминисткая теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году .

«Загадка женственности»

Книги Б. Фридан «Загадка женственности»

Фридан считала, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права - одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, - это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей».

«Вторая волна» во Франции

Важное развитие феминистская теория в период «второй волны» получила во Франции. По сравнению с разработками в США и Великобритании французский феминизм отличается более философским и литературным подходом. В работах этого направления можно отметить экспрессивность и метафоричность. Французский феминизм мало внимания уделяет политическим идеологиям и сосредотачивается на теориях «тела». К нему относятся не только французские писатели, но и те, кто работал в основном во Франции и в рамках французской традиции, например, Юлия Кристева и Браха Эттингер.

Французский автор и философ Симона де Бовуар в настоящее время наиболее известна своими метафизическими романами «Гостья» (L’Invitée , ) и «Мандарины» (Les Mandarins , ), а также написанным в 1949 году трактатом «Второй пол», в котором она даёт детальный анализ угнетения женщин и который является ключевой работой современного феминизма. Эта работу можно отнести к феминистскому экзистенциализму. Являясь экзистенциалисткой, Бовуар принимает тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности», из чего следует, что «женщиной не рождаются, ею становятся». В её анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» - именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически считается девиантной и ненормальной, что даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперёд, такие представления должны уйти в прошлое.

«Третья волна» феминизма

Основная статья : Третья волна феминизма

Разновидности и идеологии феминизма

Краткое описание

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

  • Вуманизм (от англ. woman - женщина)
  • Духовный феминизм
  • Культуро-феминизм
  • Лесбийский феминизм
  • Либеральный феминизм
  • Индивидуалистский феминизм
  • Мужской феминизм
  • Материальный феминизм
  • Многокультурный феминизм
  • Поп-феминизм
  • Постколониальный феминизм
  • Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory)
  • Психоаналитический феминизм
  • «Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»)
  • Радикальный феминизм
  • Ролевой феминизм
  • Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм)
  • Сепаратистский феминизм
  • Социалистический феминизм
  • Социально-обусловленный феминизм
  • Трансфеминизм
  • Феминизм амазонок
  • Феминизм стран третьего мира
  • Французский феминизм
  • Экофеминизм
  • Экзистенциальный феминизм
  • Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты

Социалистический и марксистский феминизм

Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте и в быту. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.

Некоторые социалистические феминисты считают наивной точку зрения, согласно которой гендерное угнетение является подчинённым по отношению к классовому угнетению, поэтому значительная часть усилий сторонников социалистического феминизма направлена на отделение гендерных феноменов от классовых феноменов. Существующие уже долгое время в Соединенных Штатах социалистические феминистские организации «Радикальные женщины» (Radical Women ) и Свободная социалистическая партия (Freedom Socialist Party ) подчёркивают, что в классических марксистских работах Фридриха Энгельса («Происхождение семьи…») и Августа Бебеля («Женщина и социализм») убедительно показана взаимосвязь гендерного угнетения и классовой эксплуатации.

Исследователь Валери Брайсон пишет: «Марксизм, несомненно, комплексная теория, хотя, открывая для феминизма возможности новых открытий, он не является чем-то типа „клада“, из которого по желанию могут быть извлечены готовые ответы. Разработанные Марксом идеи в отношении классов и экономических процессов могут быть применены для анализа отношений полов, но их невозможно переносить автоматически». При этом в качестве «минуса» он отмечает, что «марксизм исключает возможность внеэкономического угнетения, что означает, что любые возможности конфликта интересов между полами без экономической подоплеки исключаются, равно как и вероятность существования патриархата в бесклассовом обществе».

Радикальный феминизм

Основная статья : Радикальный феминизм

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

С течением времени стали возникать различные направления в радикальном феминизме, такие как культурный феминизм, сепаратистский феминизм и антипорнографический феминизм. Культурный феминизм - это идеология «женской природы» или «женской сущности», пытающаяся вернуть ценность тем отличительным чертам женщины, которые кажутся недооценёнными . Он подчеркивает различие между мужчинами и женщинами, но считает, что эта разница является психологической и культурно сконструированной, а не биологически врожденной. Критики этого направления утверждают, что, поскольку его концепция основана на учёте сущностных различий между мужчинами и женщинами и выступает за культурную и институциональную независимость женщин, культурный феминизм уводит феминисток от политики к некоему «стилю жизни». Одна из таких критиков, историк феминизма и культурный теоретик Элис Эхолс приписывает члену «Редстокингс» Брук Уильямс введение термина «культурный феминизм» в 1975 году для описания деполитизации радикального феминизма .

Сепаратистский феминизм - это форма радикального феминизма, которая не поддерживает гетеросексуальные отношения. Сторонники этого течения утверждают, что сексуальные различия между мужчинами и женщинами является неразрешимыми. Сепаратистские феминистки, как правило, считают, что мужчины не могут вносить позитивный вклад в феминистское движение, и что даже руководимые благими намерениями мужчины воспроизводят патриархальную динамику . Автор Мэрилин Фрай описывает сепаратистский феминизм как «разные виды отделения от мужчин и от учреждений, отношений, ролей и действий, определяемых и доминируемых мужчинами, а также работающих в интересах мужчин и с целью сохранения мужских привилегий, причём это отделение по собственному желанию инициируется или поддерживается женщинами».

Либеральный феминизм

Основная статья : Либеральный феминизм

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами .

Во многом, такая позиция исходит из классической концепции Просвещения о построении общества на принципах разума и равенстве возможностей. Применение этих принципов к женщинам положило основу либерального феминизма, развивавшегося в XIX веке такими теоретиками, как Джон Стюарт Милль , Элизабет Кэйди Стэнтон и другими. Поэтому особенно важным для них был вопрос о праве собственности для женщины как одном из основных прав, гарантирующих независимости женщины от мужчины.

Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд» (лозунг «Equal pay for equal work!»), доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

«Чёрный» феминизм

Основные статьи : «Чёрный» феминизм , Вуманизм

«Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой . Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» (The Combahee River Collective ) в 1974 году , говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

Одной из теорий, зародившихся в рамках этого движения, стал вуманизм Элис Уокер . Он возник как критика феминистского движения, в котором доминируют белые женщины среднего класса и которое в целом игнорирует угнетение по расовому и классовому признакам. Элис Уокер и сторонницы вуманизма отмечали, что чернокожие женщины испытывают угнетение в других и более интенсивных формах, чем белые женщины.

Постоколониальный феминизм возник из гендерной теории колониализма: колониальные державы часто навязывают колонизируемым регионам западные нормы. По словам Чиллы Бальбек, в настоящее время постоколониальный феминизм борется за уничтожение гендерного угнетения в рамках собственных культурных моделей общества, а не через те модели, которые навязывались западными колонизаторами. Постколониальный феминизм относится критически к западным формам феминизма, в частности, к радикальному и либеральному феминизму и их универсализации женского опыта. Это направление в целом может быть охарактеризовано как реакция на универсалистские тенденции в западной феминистской мысли и на недостаток внимания к гендерным вопросам в основном потоке постколониальной мысли.

Феминизм «третьего мира» - условное название для группы теорий, разработанных феминистами, сформировавшими свои взгляды и участвовавшими в феминистской деятельности в так называемых странах «третьего мира ». Феминисты из стран «третьего мира», такие как Чандра Талпад Моханти (Chandra Talpade Mohanty ) и Сароджини Саху (Sarojini Sahoo ), критикуют западный феминизм на том основании, что он этноцентричен и не принимает во внимание уникальный опыт женщин из стран «третьего мира». По словам Чандры Талпад Моханти, женщины в странах «третьего мира» считают, что западный феминизм основывает своё понимание женщины на «внутреннем расизме, классизме и гомофобии».

Отношения с другими общественно-политическими движениями

Многие феминисты занимают позицию целостного подхода к политике, веря в то, что однажды сказал Мартин Лютер Кинг-младший : «Угроза справедливости в одном месте есть угроза справедливости повсеместно». В соответствии с этим убеждением, некоторые феминисты поддерживают и другие движения, такие как движение за гражданские права, движение за права гомосексуалистов и лесбиянок, и с некоторого времени - движение за права отцов.

Феминизм в искусстве

Начиная с 1970 годов, одно из самых значительных преобразований в изобразительном искусстве было связано с пересмотром проблем пола. В начале 70-х годов кризис доверия к культуре модернизма , в котором доминировали мужчины, нашёл наиболее полное выражение в среде художниц-феминисток.

Нью-Йорк. «Женщины бунтуют»

Женские группы активно проявили себя в Нью-Йорке, где Коалиция работников искусства среди своих «13 требований», выдвинутых перед музеями, назвала необходимость «преодолеть несправедливость, веками проявляемую по отношению к художницам, установив при организации выставок, приобретении новых экспонатов и формировании отборочных комитетов, равную представительную квоту для художников обоих полов». Вскоре возникла «группа влияния» под названием «Художницы бунтуют» (Women Artists in Revolution, сокращенно WAR), протестующая против дискриминации женщин на ежегодных экспозициях в Музее Уитни. Члены группы ратовали за то, чтобы процент участниц был повышен с 7 до 50 процентов. В дальнейшем они предприняли шаги по организации собственных выставок и галерей.

В этой атмосфере дебатов о женском творчестве было сформулировано несколько ключевых идей, самые заметные из которых были изложены в эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художников-женщин?», опубликованном в 1971 году в «Арт ньюз» и в каталоге к выставке «25 современных художниц». Предметом рассмотрения Нохлин стал вопрос, есть ли в женском творчестве какая-то особая женская суть. Нет, не имеется, доказывала она. Причины отсутствия среди женщин художников ранга Микеланджело Нохлин усматривала в системе общественных институтов, включая образование. Она настаивала на силе обстоятельств, проявляющих ум и талант в целом.

Художница Линда Бенглис сделала пресловутый демонстративный жест, бросив в 1974 вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где, позируя как модель, пародировала типично мужской взгляд на женщин. В заключительной фотографии цикла она снялась обнаженной с фаллоимитатором в руке.

Влияние на Западное общество

Феминистское движение повлекло за собой различные изменения в западном обществе, в том числе предоставление женщинам права голоса в выборах; право подавать заявление на развод ; прав на владение имуществом; право женщин на контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и аборты и другое .

Гражданские права

С 1960-х годов женское освободительное движение вело кампанию за следующие женские права, включающие равную с мужчинами оплату, равные законодательные права и свободу в планировании своей семьи. Их попытки привели к неоднозначным результатам .

Интеграция в общество

Некоторые из исключительно радикально-феминистических взглядов теперь приняты повсеместно как само собой разумеющаяся, традиционная часть политической мысли. Подавляющее большинство населения западных стран не видит ничего противоестественного в праве женщин голосовать, самостоятельно выбирать супруга (или не выбирать никого), владеть землёй - всего того, что показалось бы невероятным ещё сто лет назад.

Влияние на язык

В языках западного мира (в частности, в английском языке) феминистки зачастую являются сторонниками использования не-сексистского языка, например, используя обращение Ms. (Miss) по отношению к женщинам, независимо от того, состоят ли они в браке. Феминистки также выступают за выбор слов, которые не исключают один из полов, если речь идёт о явлении/понятии/предмете, свойственном и мужчинам, и женщинам, как например «супружество» вместо «замужества».

Английский язык предоставляет более глобальные примеры: слова humanity и mankind используются для обозначения всего человечества, но второе слово - mankind - восходит к слову man ‘мужчина’, и потому использование слова humanity предпочтительнее, так как оно восходит к нейтральному слову ‘человек’.

Во многих других языках (в том числе и русском) принято использовать грамматическое ‘он’, если пол человека, о котором идёт речь в предложении, неизвестен; более политкорректным с точки зрения феминиста будет использование в таких случаях ‘он или она’, ‘он/она’, ‘его/её’, ‘его или её’ и т. д. В большинстве случаев такое отношение к языку для феминистов означает уважительное отношение к обоим полам, а также имеет определённую политическую и смысловую окраску передаваемой таким образом информации.

Данные перемены в языковых требованиях также объясняются стремлением исправить элементы сексизма в языке, так как феминистки считают, что язык напрямую влияет на наше восприятие мира и понимание своего места в нём (см. гипотезу Сапир-Уорф - Sapir-Whorf Hypothesis). Однако, вполне возможно, что данный лингвистический вопрос не столь актуален для всех языков мира, хотя нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что английский язык стал одним из самых распространённых языков международного общения.

Влияние на мораль в образовании

Оппоненты феминизма заявляют, что женская борьба за внешнюю власть - как противоположность «внутренней власти», которая помогает оказывать влияние на формирование и поддержание таких ценностей, как этика и мораль - оставила вакуум, так как раннее роль морального воспитателя традиционно отводилась женщине. Некоторые феминистки отвечают на этот упрёк тем, что сфера образования никогда не была и не должна была быть исключительно «женской». Как парадокс, система домашнего образования (англ. homeschooling ) есть результат женского движения.

Аргументы и дискуссии подобного рода далее усугубляются в более крупных разногласиях, например, в войне культур, а также внутри феминистских (и анти-феминистских) рассуждений о том, кто ответственен за хранение общественной морали и такого качества, как милосердие .

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминистское движение, несомненно, повлияло на гетеросексуальные отношения как в западном обществе, так и в других странах, подвергшихся влиянию феминизма. В то время как в общем и целом это влияние оценивается как позитивное, отмечаются и некоторые негативные последствия.

В некоторых отношениях произошла перемена полюсов власти. В таких случаях и мужчинам, и женщинам приходится адаптироваться к сравнительно новым ситуациям, что иногда вызывает замешательство и смятение в привыкании к нетрадиционным для каждого пола ролям.

Женщины теперь более свободны в выборе открывающихся для них возможностей, но некоторые ощущают значительный дискомфорт от необходимости исполнять роль «суперженщины», то есть удержания балансирования между карьерой и заботой о домашнем очаге. В ответ на то, что в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью», многие сторонники социалистического феминизма отмечают отсутствие достаточного количества учреждений дошкольного воспитания. В то же время, вместо перекладывания ответственности за воспитание и уход за детьми исключительно на матерей, многие отцы стали активнее включаться в этот процесс, признавая, что это и их ответственность тоже.

Начиная со «второй волны» феминизма имеют место и перемены в отношении сексуального поведения и морали. Свободный выбор средств предохранения от незапланированного зачатия способствует тому, что женщины чувствуют себя более уверенно в сексуальных отношениях. Не последнее место в этом играет и изменение общественного мнения по отношению к женской сексуальности. Сексуальная революция позволила женщинам раскрепоститься, а обоим полам - получать большее удовольствие от интимной близости, так как оба партнёра чувствуют себя теперь свободными и равными.

Несмотря на это мнение, некоторые феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин. Дискуссия на тему «является ли супружество институтом притеснения женщин» продолжает быть актуальной. Те, кто рассматривает брак как инструмент угнетения, делает выбор в пользу сожительства (то есть так называемого фактического брака).

Влияние на религию

Феминизм также оказал влияние на многие аспекты религии .

В либеральных ответвлениях протестантского христианства женщины могут быть членами духовенства . В реформизме и реконструктивизме женщины могут стать «священниками » и певчими. Внутри этих групп христианского реформизма женщины постепенно стали более или менее равны мужчинам посредством доступа к высокопоставленным постам; их перспектива теперь - в исследовании и новом истолковании соответствующих верований.

Эти тенденции, однако, не поддерживаются в исламе и католичестве . Набирающие силу деноминации ислама запрещают мусульманкам быть в составе духовенства в каком бы то ни было качестве, включая занятия теологией . Либеральные движения внутри ислама всё же не оставляют попыток провести некоторые реформы феминистского характера в мусульманском обществе. Католическая церковь традиционно не допускает женщин в ряды духовенства любого ранга, за исключением принятия монашества .

Мужчины и феминизм

Хотя основную массу последователей феминистского движения составляют женщины, мужчины тоже могут быть феминистами.

Некоторые феминистки всё же считают, что мужчины не должны занимать лидерские позиции в феминистском движении в силу их природного напористого стремления к власти и доминированию в любой иерархии, что приведет в конечном итоге к примению этой тактики к феминистским организациям.

Другие считают, что женщины, предназначенные природой подчиняться мужчине, не смогут полностью раскрыть и выразить свои собственные лидерские качества, работая в слишком тесном сотрудничестве с мужчинами. Такая точка зрения является проявлением сексизма .

Несмотря на это, многие феминистки принимают и одобряют поддержку движения со стороны мужчин. Сравните про-феминист, гуманизм , маскулизм .

Перспектива: Природа современного движения

Многие феминисты считают, что дискриминация по отношению к женщинам всё ещё существует как в странах Европы и Северной Америки, так и во всех остальных странах мира. Среди феминистов существует много разных мнений касательно глубины и широты существующих проблем, их идентификации и способов борьбы с ними. Экстремальные группы включают таких радикальных феминистов, как Мэри Дейли (Mary Daly), которая придерживается мнения, что мир был бы намного лучше, если бы в нём было намного меньше мужчин. Есть и диссиденты, среди которых Кристина Хофф Соммерс (Christina Hoff Sommers) и Камилла Паглиа (Camille Paglia) - феминистки, которые обвиняют феминистское движение в пропаганде антимаскулинных предрассудков. Многие феминистки ставят под вопрос их право называть себя феминистками.

Многие феминистки, однако, также ставят под вопрос применение термина «феминист» к тем, кто поддерживает любые формы насилия по отношению к любому полу, или к тем, кто не признаёт фундаментального принципа равенства полов. Некоторые феминистки, такие как Кейта Поллитт (Katha Pollitt) - автор работы «Разумные создания» (Reasonable Creatures) и Надин Строссен (Nadine Strossen) - автор «Защищая порнографию» (Defending Pornography), трактата на тему свободы слова, считают, что в основе феминизма лежит утверждение «Прежде всего, женщины - люди», а любые утверждения, целью которых становится разъединять людей по половому признаку вместо того, чтобы их объединять, должны называться сексистскими, а не феминистскими, что позволяет признать их слова ближе к эгалитаризму , чем к классическому феминизму.

Проходят дебаты и между феминистами-дифферециалистами (difference feminists), такими как Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) с одной стороны, которые придерживаются мнения о том, что существуют важные различия между полами (врождённые или приобретённые, но которые нельзя не учитывать), и феминистами, считающими, что различий между полами нет, а есть лишь только роли, которые общество навязывает людям в зависимости от их пола. Учёные современности расходятся во мнениях в вопросе о том, существуют ли более глубокие врождённые различия между полами, чем анатомические, хромосомные и гормональные. Вне зависимости от того, сколько и какие различия существуют между полами, феминистки соглашаются с тем, что эти различия не могут быть основой для дискриминации одного из них.

Критика феминизма

Основные статьи : Антифеминизм , Мужское движение

Феминизм привлекает к себе внимание тем, что он привнёс существенные перемены в западное общество. Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжают подвергаться критике.

Некоторые из критиков (как мужчины, так и женщины) считают, что феминистки сеют вражду между полами и пропагандируют идеи мужской неполноценности. Американский анархист, сюрреалист и исследователь теории заговора Роберт Антон Уилсон в своей работе «Андрофобия» отмечает, что если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова «мужчина» и «женщина» на соответственно «чернокожие» и «светлокожие», то в результате эти произведения будут звучать как пропаганда расизма. В то время как некоторые феминистки не соглашаются с тем, что мужчины в равной степени с женщинами не выигрывают от патриархального уклада жизни, другие феминистки, особенно феминистки т. н. «третьей волны» придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола .

Американский исследователь НЛО Роберт Шифер считает, что говоря о равноправии полов, феминистки современности тем не менее пропагандируют идеологию, в центре которой стоит женщина. Он пишет об этимологии и символике современного феминизма, утверждая, что феминистки неизменно уделяют повышенное внимание только к тем вопросам, которые относятся к женщинам. По мнению Фишера, такая подача материала заставляет последователей этой идеологии видеть мир лишь через призму женских проблем, тем самым искажая восприятие мира и вырабатывая стойкие предрассудки. Эта группа критиков говорит о необходимости введения и перехода к новому термину, характеризующему такое нейтральное по отношению к полу движение, как «эгалитаризм» . Этот термин мог бы прийти на смену термину «феминизм», когда подразумевается течение мысли, которое стало уже почти универсальным в западных странах - убеждение в том, что и у мужчин, и у женщин есть равные права и возможности .

Критики феминизма утверждают, что в странах Запада теперь из-за феминистского движения фактически мужчины подвергаются дискриминации. Роберт Уилсон в своей статье приводит цифру, согласно которой уровень суицида у мужчин в США в четыре раза выше, чем у женщин; что эти данные существенно увеличились в период с 1980-х по 1990-е годы; что 72 % всех самоубийств совершены белыми мужчинами; что чуть более половины всех самоубийц - взрослые мужчины в возрасте 25-65 лет. По мнению Уилсона, США становится страной, где мужчины, в особенности светлокожие, становятся жертвами серьёзной дискриминации, ссылаясь при этом на данные «мировой статистики» .

По мнению некоторых критиков феминизма, примером дискриминации мужчин не только в России, но и во многих других странах, является служба в армии по призыву. Хотя Конституция РФ распространяет воинскую повинность на всех граждан, фактически призыву подлежат лишь мужчины, что критики считают прямой дискриминацией по половому признаку, при этом необходимо отметить, что этот факт является результатом государственной политики, а не деятельности феминисток. Они обращают внимание на тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всех граждан, вне зависимости от пола.

«Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.»

«По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания».

По мнению критиков феминизма, женщины пользуются более мягкими условиями заключения, к ним не могут применяться наказания в виде лишения свободы в колониях строгого и особого режимов в соответствии со ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса . Обращается также внимание, что в законодательстве ряда стран применение смертной казни допускается только для мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов. Ряд критиков феминизма считает, что данная ситуация, тем не менее, не привлекает внимания феминисток.

По мнению критиков, в частности, консервативного социолога Кристины Соммерс, для современного феминизма характерен однобокий, односторонний взгляд на вещи, когда не замечаются очевидные факты, неудобные феминизму, а малозначительные факты, идущие ему на руку, раздуваются до огромных размеров

Многие противники феминизма настроены против феминистского движения потому, что считают его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных ролей, традиционно предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. В частности, американский адвокат, специализирующийся на защите мужских прав, отмечает, что между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественных различий, и что всё общество только выигрывает от их признания .

Противники феминизма также считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются в семье, где есть мужественный отец и женственная мать. Об этом также пишет Ричард Дойл в своем «Мужском манифесте». Он считает, что разводы , неполные семьи или семьи с гомосексуальными партнёрами рассматриваются как более существенная угроза развитию ребёнка, нежели проживание в полной семье с частыми конфликтами между родителями, или в таких, где оба родителя являются слабыми образцами для подражания. Обязательное стремление к такой модели семьи иногда подвергается критике как нечто ненужное и идеализированное .

Раздаются голоса критиков, утверждающих, что социальные перемены и законодательные реформы зашли слишком далеко, и что теперь они оказывают негативное влияние на семейных мужчин, у которых есть дети. Например, американский писатель и автор мужских бестселлеров 1970-х годов Уоррен Фаррелл утверждает в статье «Женское тело - женское дело», что в судебных слушаниях об опекунстве права отцов явно ущемляются, так как предпочтение на опекунство детей чаще всего отдаётся матерям, а не отцам. В связи с этим стали образовываться организации, целью которых стала борьба за права отцов .

Некоторые мужчины - противники феминизма также выражают беспокойство по поводу того, что широко распространённая вера в существующий т. н. «стеклянный потолок» в карьере для женщин приводит к тому, что женщин часто продвигают по службе с целью создания хорошего имиджа для компании, а не основываясь на объективной оценке их талантов и способностей. Такое явление можно сравнить с т. н. «защищающим актом» (affirmative action), целью которого было (и есть) в США защитить права национальных меньшинств (в частности, афро-американцев) при приёме на работу.

Существует также группа так называемых палео-консерваторов, в числе которых Джордж Гилдер (George Gilder) и Пэт Бьюканан (Pat Buchanan); они считают, что феминизм породил общество, которое фундаментально порочно, не имеет будущего и в конце концов погубит само себя. Эта группа противников феминизма утверждает, что в тех странах, где феминизм продвинулся дальше всего, показатели уровня рождаемости неуклонно снижаются, а уровень иммиграции (зачастую из тех стран, где отношение к феминизму крайне негативное) - самый высокий. В США т. н. «либеральные» религиозные группы, относящиеся к феминизму благосклонно, отмечают снижение уровня роста церковного прихода как со стороны новообращённых, так и тех, кто вырос в этой религиозной среде. В настоящее время в США ислам - стремительно увеличивает число своих сторонников, в то время как это вероисповедание относится к феминизму с ярко выраженным неприятием.

Хотя усилия, направленные на поддержание контроля над сексуальными домогательствами на рабочих местах, поддерживаются почти повсеместно, есть и те, кто считает практику разрешения конфликтов такого рода косвенной дискриминацией против мужчин, так как в большинстве случаев правосудие склонно вставать на сторону женщины, а случаи, где в качестве истца предстаёт мужчина, редко воспринимаются всерьёз. Начиная с 1990-х годов, Верховный суд США усложнил процедуру рассмотрения случаев заявленного сексуального домогательства .

Представители пост-колониального феминизма критикуют западные формы феминизма, в особенности радикальный феминизм, и их основу - стремление представить жизнь женщины в обобщённом, универсальном свете. Феминистки этого типа считают, что этот принцип основан из расчёта того, какие ущемления в правах испытывают женщины-представительницы среднего класса со светлой кожей, и не учитывает трудностей, с которыми приходится сталкиваться тем женщинам, кто подвергается расовой или классовой дискриминации.

В современном обществе часто встречается такое понятие, как феминистка. Термин этот не совсем новый, хотя его появление можно отнести к 18-20 векам. Что такое феминизм объясняет популярный портал Википедия. Это совмещение различных идеологий, взглядов, направленных на достижение политического, социального, финансового, личного равенства женщин и сохранения их прав.

Феминисткие движения борются за право слабого пола участвовать в выборах, выбирать работу, иметь оплату труда наравне с мужчинами, право на неприкосновенность.

Как зарождался феминизм

Начало движения женщин феминисток относят к концу XVIII — началу XIX веков. В это время царствует патриархат, а женщина подвергается угнетениям. Первой феминисткой согласно Википедии считается Абигейл Смит Адамс. Женщины впервые выдвинули свои требования во время Войны за независимость.

В конце XVIII века появился журнал, посвященный борьбе женщин за равенство. Произошло это во Франции.

Первая волна пошла с 1848 года. Был организован съезд по защите прав женщин. Здесь была принята декларация, в которой освещались вопросы о правах женщины в различных сферах жизни.

Второй этап относится к 60-м годам XX века. Здесь уже произошло акцентирование внимания на социальном, юридическом равенстве, устранении дискриминации.

Третья волна началсь с 90-х годов прошлого века и продолжается и поныне. Современное понятие феминистки — это уже борьба за сексуальность.

Кто такие феминистки

Чтобы называть себя приверженцем этого направления, надо четко понимать, что значит феминистка. Сейчас это модное слово, но женщины, относящиеся себя к этому течению, не всегда верно оценивают его значение.

Девушка феминистка желает быть, действовать, мыслить наравне с мужчинами. Они не приемлют ограничений своих свобод. Активистки устраивают шествия, митинги, общаются с прессой.

Одна из известных феминисток — Клара Цеткин, биография которой . Благодаря ей весной мы отмечаем Женский день.

Мужчины воспринимают последователей направления как агрессивных, независимых, даже мужеподобных, доминирующих. Есть представительницы, которые проявляют ненависть мужчин и неприемлемость отношений с ними.

Виды феминизма

Как и любое течение, феминизм имеет разновидности.

  • Анархо-феминизм. — главная проблема общества, и с ним надо бороться.
  • . Оба пола признаются равными.
  • Индивидуальный. Защищает индивидуальность слабого пола.

Большинство представителей течения женщины. Тем не менее существует и мужской вариант. Феминист в этом случае называется маскулизм.

Влияние на общество

То, что делают феминистки, оказало широкое влияние на общество. Значение этого течения огромно: женщины получили право участвовать в выборах, владеть имуществом, решать, рожать ли им детей, выбирать работу, получать развод. Повлияли они и на развитие языка, введя новые термины и понятия. Свой вклад феминистки внесли в воспитание и обучение детей.

В современном обществе мужчинам и женщинам приходится адаптироваться к новым условиям. Феминистический взгляд оказывает влияние и на семейные роли, когда женщина занимает доминирующее положение или предпочитает растить ребенка самостоятельно, отвергая отношения с мужчиной.

В некоторых религиях женщинам разрешается становится членами духовенства, что определенно влияет и на эту сторону жизни.

Дискуссия, насколько значимо фиминистическое направление и полезно для общества, продолжается и сейчас. Создаются различные бесплатные форумы, где женщины обсуждают проблемы, способы отстаивания своих интересов.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Феминизм – знакомое слово, определение которого для многих остается размытым.

Для одних – это движение за равноправие полов, для других – извращенное понятие, рассматривающее мужчин в качестве угрозы.

Понять, что такое феминизм, можно лишь ознакомившись с историей его развития и современной трактовкой.

Феминизм: что это такое и кто такие феминистки

Термин феминизм (от лат. femina, «женщина») можно рассматривать как:

  1. политическое движение, связанное с борьбой представительниц женского пола за равноправие;
  2. интеллектуальное движение, предметом которого является женская проблематика.

Само понятие возникает в начале XIX века. В то время оно подразумевало совокупность качеств, присущих женщине.

Феминистка - это женщина, которая борется за свои права

Слово «феминистка» появляется в конце XIX века. Так именовали представительниц суфражистского движения, желавших получить право на участие в выборах.

Начиная с XX века, феминистка – это женщина, которая борется за свои права. Причем содержание этих прав может пониматься по-разному.

К сожалению, современные феминистки — это уж слишком радикально настроенные женщины, которые давно перешли от борьбы за равноправие полов к борьбе за женское доминирование.

В США психологи бьют тревогу, ибо эта борьба приводит к тому, что мужчины там теряют интерес к жизни, перестают проявлять активность и . Борьба за равноправие полов привела к началу .

Нужно четко понимать разницу. Феминизм сегодня - это борьба за ПРАВА женщин, а не за РАВНОПРАВИЕ мужского и женского пола. В тех же штатах сейчас самые уязвимые люди — это белые мужчины с традиционной ориентацией. Просто им не разрешают бороться за свои права, так как они раньше были «угнетателями» женщин, цветных и .

Истоки феминизма

Корни феминизма можно найти в античной философии. Ещё в IV веке до н.э. Платон писал, что разумные женщины могут обладать теми же правами, что и мужчины.

В числе первых феминисток часто упоминают англичанку Мэри Эстел, жившую в первой половине XVIII века. В своих работах она акцентировала внимание на необходимости женского образования . Эстел считала, что карьерные возможности женщины должные выходить за рамки брака и монастыря.

Появился трактат «Защита прав женщины». Автор Мэри Уолстонкрафт обосновывала право женщин распоряжаться своей судьбой. Ответом на трактат Уолстонкрафт стало заявление, что требование защиты прав женщин не менее нелепо, чем защита прав домашних питомцев.

Вклад в развитие феминистского движения внес и Джон Стюарт Милль, автор трактата «Угнетение женщин». Британский философ поддерживал . Вопрос о неравноправии женщин обсуждали Д. Дидро, М. Кондорсе, Ш. Фурье и Ф. Энгельс.

Этапы развития феминизма

Деление феминизма на волны – , позволяющая выделить этапы развития этого многообразного движения. Для каждого этапа характерна своя проблематика.

Первая волна движения феминисток

За пределы книг феминизм вышел в начале XX века. Первым массовым проявлением стало движение суфражисток . Его представительницы боролись за право женщин избирать и быть избранными. Наибольших масштабов движение достигло на территории США и Великобритании.

Первыми избирательное право получили женщины в Новой Зеландии, входившей на тот момент в состав Британской империи. Итогом деятельности суфражисток в США стало принятие поправки к Конституции, гласившей, что пол не может быть причиной ограничения участия в политической жизни.

Вскоре избирательные права были предоставлены женщинам в Финляндии, Норвегии, Дании, Германии, Бельгии, Польше, Канаде и ряде других стран.

В тот же период появилось мнение, что феминистками становятся некрасивые женщины, которым не удалось найти достойного мужа. Жюль Ренар, французский драматург конца XIX века, писал, что феминизм – это когда уже не рассчитывают на Прекрасного Принца.

Вторая волна

В 60-е годы XX века проблематика феминизма заметно расширяется. Если раньше ключевым был политический аспект, то теперь феминистки сосредоточили внимание на угнетении в семье и на рабочем месте. Лозунги той эпохи представлены в книге «Второй пол» Симоны де Бовуар.

Острой критике , что отказ от карьеры и забота о доме – единственный удел женщины.

Феминистки выступают против домашнего и сексуального насилия, навязанных гендерных ролей. Активно обсуждается вопрос об уровне заработной платы. Эпицентром нового этапа стали США.

Итогом 2-й волны феминизма становится социальная революция, в результате которой женщины массово выходят на рынок труда.

Третья волна феминизма началась в 90-х годах XX века. С той поры уже нельзя говорить о теоретическом единстве феминисток. Исчезает восприятие женщин в качестве однородной группы. Подчеркивается, что некоторые женщины, например, состоятельные и , могут угнетать других представительниц своего пола.

Для представительниц 3-й волны характерно желание избавиться от ограничений, навязанных старым феминизмом. Новый этап феминизма ознаменовало появление движения Riot Grrrl, нашедшем свое выражение в панк-роке. Его участницы прославились как ярые сторонницы абортов.

Движение феминисток в России

В России новое отношение к женщине зародилось в эпоху Петра І. Славу журналиста, поставившего «женский вопрос», снискал литературный критик середины XIX века М. Михайлов. В его статье впервые прозвучало требование равноправия женщин.

У истоков российского женского движения стояли жительницы больших городов и представительницы привилегированных слоев.

Начало движения фемиисток в России было связано с попытками обеспечить женщинам доступ к профессиональной занятости и к высшему образованию. К этому стремился «феминистский триумвират», в состав которого входили В.Трубникова, А. Философова и Н.Стасова.

В XIX веке русские женщины, приобщившиеся к движению за равноправие, не могли требовать политических прав, так как тогда в России политически бесправным было большинство населения.

Первый в русской истории митинг за политические права женщин произошел в период революции 1905 года. В этом же году возник всероссийский «Союз равноправия женщин».

В начале XX века в России формируется два направления движения феминисток – либеральное и марксистское.

Первые сосредоточили свою деятельность на благотворительности, трудовой помощи и просвещении, а вторые настаивали на признании женщины полноправным субъектом, каким тогда считался мужчина. Известная представительница марксистского направления – Александра Коллонтай.

Россия внесла большой вклад в развитие марксистского феминизма . На юридическом уровне равноправие с мужчинами закрепила Конституция 1918 г. Было гарантировано формальное политическое равенство. Был декриминализован аборт. Русские женщины первыми в Европе получили возможность сохранять девичью фамилию при вступлении в брак.

Но уже в 30-х годах XX века отношение к женщинам стало более консервативным. Идеалом женщины в СССР становится работающая мать. Но патриархатные установки официальной власти существенно ограничивали присутствие женщин в публичной сфере.

Возрождение феминизма началось в 1970-х годах, правда на нелегальных основаниях. Реформы середины 80-х позволили россиянкам встать на путь борьбы за реальное гендерное равенство. В настоящий момент российские феминистские организации поляризуют принципы соучастия в решении социальных проблем: насилия, наркомании, торговли женщинами и пр.

Идейные направления феминизма

В настоящее время феминизм – это разношерстное движение.

Рассмотрим направления, получившие широкую известность.

Либеральный феминизм

В основе либерального феминизма лежит идея равенства прав мужчин и женщин. Его сторонники считают, что угнетение женщин спровоцировано воспитательными и правовыми ограничениями, которые должны быть устранены.

Главная цель либеральных феминисток – получение равных с мужчинами прав в разных сферах деятельности. На Западе данную теорию учитывают многие большие политические партии.

Марксистский феминизм

Сторонники марксизма считают феминизм частным случаем капиталистического и классового угнетения. Большой вклад в развитие данного направления внесли Клара Цеткин и Роза Люксембург. Центральная тема данного направления – неоплачиваемый домашний труд.

Марксистские феминистки утверждают, что ликвидация капиталистической экономики устранит все формы угнетения.

Радикальный феминизм

Основа радикального феминизма – критика патриархата, под которым подразумевается культурное, политическое и экономическое доминирование мужчин.

Сторонники данного движения считают, что женщина должна перестать быть бесплатной бытовой и сексуальной прислугой мужчины.

Они настаивают на обособленном существовании женщин от патриархальных структур.

Из радикального феминизма вырос « ». Его представительницы заявляют, что женщины не должны вступать в сексуальные отношения с мужчинами, потому что это является продолжением традиции угнетения. По их мнению, ритуалы, свойственные влюбленности, это форма покупки женского тела.

К феминизму можно относиться по-разному, но вряд ли кто-то решится отрицать, что это явление сыграло важную роль в процессе формирования современного общества. Остается лишь ждать, какие изменения повлечет за собой следующая волна движения феминисток.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Эмансипация - это уравнивание прав и свобод женщин с мужчинам, несовершеннолетних с родителями и других ущемленных групп Что такое ЛГБТ - как расшифровывается, что значит, а так же символика и цвета флага ЛГБТ движения Нацисты - это приверженцы идей нацизма и неонацизма Что такое сексизм - его идеология и как распознать сексиста Стерва: значения слова и кто такая женщина-стерва Что такое права человека: мнение ООН и учёных Дискриминация - это ограничение прав, неравенство или предвзятость Чайлдфри - что это и каковы причины этого явления Чем занимается прокуратура в государстве: направления деятельности и властные полномочия Что такое источники права: определение, виды, распределение по отраслям

Феминизм является именно тем явлением, которое вызывает в современном обществе неоднозначную реакцию. При рассмотрении данного движения нужно всегда уделять внимание обеим его сторонам. В первую очередь это политическое явление, возникновение которого было неизбежным.

Женщины, которые до 19 столетия были самым большим меньшинством на планете, должны были начать борьбу за равные права с мужчинами, которая продолжается и сегодня.

Именно этот аспект явления многие вспоминают тогда, когда речь заходит о феминизме в целом. В частности его ассоциируют с суфражистками, а также женщинами, проводившими демонстрации ради получения равных прав голоса.

Многие думаю, что подобное явление присуще прошлым векам, но это не так. Ведь еще в первой четверти 20 столетия в подавляющем большинстве стран на планете женщины не имели избирательного права вообще. Именно благодаря борьбе, которую вели феминистки, подобный мужской шовинизм остался в прошлом, и о нем успешно забыло современное общество.

Второй аспект заключается в интеллектуальном движении. Фактически речь идет об особой философии, в рамках которой удается окинуть взором более широкую сферу деятельности феминисток, чем просто политические требования равных прав и одинакового отношения.

Феминистками, как не сложно понять, являются представительницы прекрасной половины человечества, которые поддерживают идеалы феминизма или отстаивают их в повседневной жизни. В научных трудах под термином феминизм обычно подразумевают комплекс качеств, которые присущи именно женщинам. Тем не менее, в данную совокупность могут входить и некоторые мужские черты, к примеру, мужественность.

Суфражистское движение уже в последней четверти 19 столетия начинает использовать слово феминистка. Оно происходит из французского языка и применяется в отношении активной части данного движения.

Поэтому к середине 20 столетия данное понятие кардинальным образом изменяется. На протяжении последнего столетия словом феминистка обозначают женщин, которые борются за равенство в различных его проявлениях.

Истоки феминизма

Идеи, которые можно назвать близкими к данному движению, начинают возникать в европейском обществе еще во времена античности. Так в одной из книг Платона, этот известных философ древности отмечает, что не существует природных законов, которые бы не позволили женщине стать правителем в государстве.

Если последняя получила достаточное образование, а также обладает рациональным мышлением и талантом, то она должна получить те же права, что и мужчины. Схожие мысли можно заметить у многих средневековых писателей, и в особенности у авторов времен Возрождения.

Первой современной феминисткой принято называть Мэри Уолстонкрафт, которая проживала в Англии в последней четверти 18 века. Именно ей принадлежит работа в защиту прав женщин, в которой она поднимает вопросы, до того момента часто остававшиеся вне внимания широкой публики.

На страницах своего труда она спрашивает о том, насколько женщина отличается от мужчины. Неужели она недостаточно умна для того, чтобы вести домашнее хозяйство, растить маленьких мужчин или написать эту самую книгу?

Главным лозунгом Уолстонкрафт, который вызвал невероятные прения в обществе того времени, является свобода действий для людей любого пола. Мэри Эстел, еще одна англичанка, которая жила в то же время, что и Уолстонкрафт, опирается в своих трактатах на Декарта.

Напомним, что последний не делает различий между женщиной и мужчиной. Если ознакомиться с подобными произведениями, которые дошли до наших дней в оригинале, то можно заметить, что карикатурный образ борца за права женщин, который часто возникает сегодня, не выдерживает критики.

В частности, эти замечательные женщины не только предлагают различные взгляды на злободневные вопросы, но и вносят нестандартную аргументацию. К примеру, Эстел вполне серьезно рассматривает возможность создания светского монастыря, в котором женщины будут жить свободно от мужчин без необходимости обязательно выходить замуж, что в ее понимании равносильно становлению собственность мужа.

Говоря о первых феминистках, нельзя не отметить и то, что среди них были и мужчины. В частности, именно перу Стюарта Милля принадлежит статья Подчиненность женщины, в которой автор выражает свою позицию относительно прав прекрасной половины населения, считая, что в просвещенное время (19 век) нельзя придерживаться порядков, царивших в средневековую эру. Тем не менее, среди большинства мужчин подобная позиция остается и сегодня не популярной.

Вся история человечества представляет собой череду практически непрерывной борьбы между народами, отдельными людьми, социальными группами и даже между мужчинами и женщинами.

Параллельно история человечества, является историей угнетения слабых более сильными. И поскольку женщина в физическом отношении относительно слабее мужчины, на протяжении веков и тысячелетий наблюдалось ограничение женщин в правах и даже насилие над ними.

В 18-ом веке активизировалась борьба женщин за свои права и прекращение насилия со стороны сильного пола.

Об этом сегодня у нас и пойдет речь.

История зарождения феминизма

Как говорят историки, термин «феминизм» был изобретен одним из основоположников утопического социализма Оуэном. В утопиях описывалось идеальное общество, в котором все люди равны независимо от возраста и пола. Каждый может трудиться на любой работе, занимать любые должности и не подвергаться насилию со стороны других.

  • Слово «феминизм» происходит от латинского femina – женщина.

Более углубленно теоретические основы феминизма разработал основоположник коммунистической теории Фридрих Энгельс.

Феминизм, как идеология и социальное движение зародился в 18-ом веке, как раз на момент бурного развития капитализма и индустриализации человеческого общества.

Это дало возможность богатым женщинам принять активное участие в жизни общества.

  • Первоначально дамы высшего света пожелали принимать участие в политической деятельности и управления страной.
  • Далее естественным образом возникла необходимость выравнивания прав женщин и мужчин. Поскольку как женщина может участвовать в политике, в не обладая правами?

Однако здесь проблему создавало относительно низкое образование слабого пола.

Будучи замкнутой в семейной жизни, женщине не требовалось широкого образования в различных сферах знаний. Достаточно было обладать навыками ведения домашнего хозяйства и воспитания детей.

На этом этапе возникает конспирологическая теория , но почему, именно в эпоху раннего капитализма возникла необходимость начать активную борьбу за права женщин?

Некоторые политологи высказывают мнение, что причиной эмансипации была вовсе не забота о правах слабого пола, а возросшая потребность в рабочей силе.

Капитализм не может существовать без постоянного расширения. А для расширения производства требуются все новые и новые рабочие руки.

Как известно из истории, индустриализация и капитализм в первую очередь начали развиваться в Англии. Так вот, когда капиталистам понадобилось больше рабочих рук для расширения производства, крестьян просто согнали со своей земли и превратили в бродяг.

Несчастным не оставалось ничего иного, кроме как наниматься на фабрики трудиться по 18 часов в сутки без выходных за жалкие гроши.

Но капитализм все расширялся и расширялся, рабочих рук требовалось все больше и больше.

В то время еще не придумали приглашать мигрантов из развивающихся стран. Поэтому британские капиталисты обратили внимание на единственный еще незадействованный ресурс – женщин.

  • Женщины в то время не работали, а занимались исключительно домашним хозяйством.
  • Но нельзя же просто так взять, и забрать женщину, хозяйку, мать нескольких детей из семьи на фабрику?
  • Чтобы освободить женщин и дать им возможность работать на фабриках, необходимо было сначала разрушить семью.

Казалось бы спорный вопрос, но статистика доказывает, что именно это и произошло. По достоверным данным в результате активизации феминизма в Западной Европе рождаемость сократилась в два раза. Сегодня возобновление населения даже не способно обеспечить физическое выживание государств. Чтобы пополнить народонаселение, правительства западных стран вынуждены приглашать мигрантов.

Весьма любопытно, что на момент зарождения и активизации феминизма в Англии - это движение получило мощную поддержку в средствах массовой информации. Любые попытки высказаться против, жестко пресекались, а авторы публикаций с критикой феминизма подвергались остракизму.

На первоначальном этапе массы женщин были воодушевлены перспективами получения равных прав и освобождением от насилия. Однако, когда ориентированные на семью дамы увидели, что феминизм привел в реальности к свободе от семьи и материнства – миллионы женщин отвернулись от феминистской идеи.

Получить одиночество, не иметь возможности рожать и воспитывать детей, а взамен получить право по 18 часов батрачить на капиталиста, такие перспективы слабо воодушевляли.

Вторая волна феминизма произошла в шестидесятые годы двадцатого века, во времена расцвета экзотических культов и сексуальной революции.

На этот раз молодых женщин попытались соблазнить сексуальной свободой и развлечениями.

Кстати, аналогичная стратегия для добровольно-принудительного освобождения женщин применялась в первые годы после революции 1917-го в Советской России.

Одна из первых российских феминисток Александра Коллонтай предложила теорию «стакана воды» в сексуальном поведении женщин.

Западные СМИ обычно представляют Советский Союз, как тоталитарное государство, в котором граждане не имели никаких прав.

Однако в реальности, именно в Советском Союзе, концепция и основные идеи феминизма были воплощены в реальность намного раньше, чем в Западной Европе.

Когда в Европе женщины еще только боролись за свои права, в Советском Союзе уже были введены квоты на представительство женщин в администрации и правительственных органах. Все права и свободы для женщин, заявленные феминизмом, были реализованы в СССР еще в двадцатые-тридцатые годы прошлого века.

Тогда как в Западной Европе права женщины получили только к 70-м годам.

И какие же права получили женщины? Право на аборт. Право одной воспитывать ребенка. Безотцовщина как следствие освобождения женщин от мужского «пьянства и избиений», как выразился герой детективов Эрла Гарднера, адвокат Мэйсон.

Женское одиночество и безотцовщина были частично компенсированы практикой алиментов для бывших мужей.

Однако далеко не всех женщин удовлетворила такая эмансипация и полученные права.

В восьмидесятые годы XX века популярность феминизма резко упала.

Для возобновления интереса к феминизму в начале XXI века теневые кукловоды начали привлекать к развитию движения представителей ЛГБТ сообщества.

В современную эпоху все ведущие мировые феминистки – активные и открытые лесбиянки. Такого рода освободители уже не просто требуют равных прав, а полного разрушения семьи и устранения мужчины из жизни женщины.

Популяризируется идея «женского мира» вообще без мужчин.

Понятно, что феминизм, как борьба за права женщин принес множество положительных моментов.

Но факт есть факт, семья, как базовый институт и основа человеческого общества, к настоящему моменту серьезно подорвана.

Стали ли от этого женщины более счастливы, вопрос спорный.

Как это обычно бывает, освободители никогда не спрашивают освобождаемых, хотят ли они освобождаться на самом деле и от чего.

Современный феминизм в западных странах породил такое своеобразное явление, как харассмент или сексуальное домогательство.

Просто за попытку познакомиться с девушкой мужчину могут привлечь к суду и в лучшем случае оштрафовать на большие деньги.

У всех на слуху случаи, когда знаменитых людей в США и Западной Европе за случаи харассмента лишали всех титулов и фактически выбрасывали из жизни.

Такая ситуация привела к возникновению у мужчин страха перед женщинами.

Мужчины не только не хотят жениться и создавать семьи, а просто боятся подходить к дамам.

Руководители предприятий в США сидят в кабинетах со стеклянными стенами. Это для того, чтобы снаружи свидетели видели и могли подтвердить, что босс не пытался приставать к пришедшей на прием сотруднице.

В результате активных действий феминизма мужчина в семье полностью потерял всякие права. Сегодня мужчина в европейской семье больше не является главой. Современный мужчина в семье более бесправен, нежели женщина в самые мрачные и дикие времена прошлого.

По этой причине количество мужчин, желающих жениться и построить семью, резко сократилось. а количество разводов выросло до немыслимых цифр.

Такие результаты феминизма не удовлетворяют нормальных женщин, поэтому сегодня очень слабо и медленно, но начинает зарождаться женское движение за права мужчин.

Почему женщины хотят быть главнее мужчин

Вопрос представляется чисто риторическим. Любое живое существо пытается занять лидирующие позиции в сообществе. Лидер всегда обладает большими возможностями для самореализации. Грубо говоря, получает лучшие куски пищи.

Позиция лидера позволяет использовать энергетические и интеллектуальные ресурсы подчиненных для усиления собственного жизненного процесса.

Так что нельзя утверждать, что именно женщины хотят быть главнее. Даже у животных мы видим совершенно аналогичную борьбу за лидерство. Таковы законы Природы.

Кто такая феминистка

Говоря простыми словами, феминистка – это женщина, которая борется за свои права. Более точно – за свои права, которые отнимаются у мужчин.

В подтверждение своей аргументации феминистки приводят ужасающие статистические цифры о количестве изнасилований, о домашнем насилии, более низкой зарплате женщин за равный труд, о слабом представительстве женщин в государственном управлении, о сексизме как разновидности дискриминации на гендерном основании.

Можно сказать, что феминистка – это женщина, не только убежденная необходимости борьбы за отнятие прав у мужчин, но и активно пропагандирующие свои убеждения.

Мифы и заблуждения о женском движении

Основной миф о феминизме – это то, что речь идет о равных правах для женщин, как у мужчин.

Однако в реальности речь не идет о равных правах для всех, а о получении дополнительных прав именно для женщин, вне зависимости от того, ущемляет ли это права мужчин или нет.

Возвращаясь к истории феминизма, можно заметить, что, кроме многочисленных заявлений о гендерной дискриминации, о сексизме со стороны мужчин и насилии, кроме редких публичных акций, никакой борьбы за права женщин на самом деле не было.

Как только женщины начинали активно заявлять о каких-либо правах, эти права были немедленно и без вопросов предоставлены.

И в этом смысле уместно еще раз вспомнить про конспирологию. Такая вот странная борьба без борьбы наводит на мысль о четкой синхронизации действий властей и феминистких движений.

Как будто бы для введения новых прав для женщин бывало достаточно всего лишь небольшого запроса, а власти уже сами давно хотели подтвердить эти права.

  • Как бы женщины сами захотели освободиться от «семейного рабства», чтобы быстренько устроиться на фабрику.
  • Как будто бы женщины сами попросили разводов, одиночества и абортов вместо семейного счастья.
  • И только злобные эгоисты мужчины препятствовали вовлечению прекрасных дам в трудовую, общественную и политическую жизнь.

Еще раз уточним, что это всего лишь конспирологическая теория , а не собственные мысли и убеждения автора.

Еще один распространяемый феминистками миф – это то, что женщины до сих пор бесправны и находятся в угнетенном положении.

В реальности прекрасные дамы не только сохранили все привилегии темного прошлого, но и приобрели массу новых прав, по факту отняв ряд существенных прав у мужской половины человечества.

Третий распространенный миф, что феминизм – это свободное волеизъявление женщин и независимое общественное движение.

В реальности достоверно подтверждены факты спонсирования феминистского движения такого рода благотворительными организациями, как фонд Джорджа Сороса и фонд Карнеги.

А последнее фонды известны, в частности, мощным финансированием цветных революций, пропагандой абортов и интерпретации семьи как архаического, бесполезного социального института.

Во время перестройки в Российской Федерации, фондами Сороса и Карнеги были организованы и финансировались бесплатные медицинские клиники, в которых забеременевших женщин буквально уговаривали и убеждали к прерыванию беременности.

Такая практика в итоге привела к сокращению населения на несколько миллионов человек.

Какие цели на самом деле преследует феминистское движение? На самом ли деле обретенные права сделали жизнь женщин более свободной, справедливость, безопасной и счастливой?

Все эти вопросы все еще требуют серьезных научных исследований.