Презентация на тему политическая система общества. Современные политические идеологии

Политическая система общества

Политическая система

Политическая система, ее компоненты Функции политической системы

  • 1. Функция целеполагания определение целей, задач, путей развития общества.
  • 2.Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.
  • 3.Распределение материальных и духовных ценностей.
  • 4.Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.
  • 5.Интегративная- это согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.
  • 6.Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.
  • 7.Регулятивная –это разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.
  • 8.Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
Понятие «Государство»

ГОСУДАРСТВО

СТРАНА= ГОСУДАРСТВО

Причины возникновения государства

Название теории

Сущность

Теологическая

Аквинский, Маритен

1.Государство – продукт божественной воли

2. Неравенство людей предопределено

Патриархальная

Аристотель Филмер

1. Люди-существа коллективные →семья→увеличение семей→объединение людей→ГОСУДАРСТВО = семья, государь - отец

Договорная

Государство – рациональное объединение людей на основе соглашения, по которому часть свободы и власти →государству

Теория насилия

Гумплович Каутский

Насилие, порабощение одних племен другими, для управления покоренными нужен аппарат принуждения - ГОСУДАРСТВО

Органическая

Государство – это продукт социальной эволюции. В процессе борьбы и войн (естественный отбор) складываются гос-ва

Материалистическая (классовая)

Разделение труда + совершенствование ОТ→↗ПТ→возникновение избыточного продукта→появление част. собственности→появление классов→гос-во

Психологическая

Петражицкий

Особенности человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми, готовность последних подчиняться.

Государство: признаки, функции, формы Понятие власти

Вла́сть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей

Власть – это отношения «господства – подчинения» возникающее между людьми. Одни главенствуют, проявляя свою волю, другие подчиняются этой воле.

Источниками власти (по М. Веберу) :

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция
Типология политических режимов

В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается определенный политический порядок или режим , т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти.

Выучить характеристику режимов

Демократия и Её основные принципы

ДЕМОКРАТИЯ

Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти

  • Народовластие
  • Принцип большинства , воля большинства выявляется через выборы и референдум
  • Уважение прав меньшинства – право меньшинства на оппозицию
  • Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль принадлежит народному представительству - парламенту
  • Политический плюрализм (многообразие):
  • многопартийность, многообразие политических идей, СМИ и т. д.

    -Гласность – открытость деятельности политических институтов, доступность информации, свобода слова

    -Правовое государство , основой которого является верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан

ПРИНЦИПЫ

Демократия и Её формы

Представительная

Прямая (непосредственная)

Власть осуществляется самим народом без политических посредников. Как?

  • Выборы на основе всеобщего избирательного права
  • Референдумы
  • Сходы и собрания граждан
  • Обращения граждан в органы власти
  • Митинги, демонстрации

Осуществление власти представителями народа – депутатами

  • Обязательно наличие представительного законодательного органа – ПАРЛАМЕНТА
  • В процессе представительной демократии участвуют профессиональные политики
Слабые места демократии
  • 1.Несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, СМИ, административными рычагами воздействия на принятие решений.
  • 2.Неэффективное осуществление демократических принципов порождает разочарование в массах избирателей, недоверие к власти, нежелание участвовать в выборах и
  • прочих демократических процедурах.
  • Это ослабляет демократический режим!
Как вы оцениваете политическую систему России? Какой тип режима преобладает? По Форме правления государства бывают

Монархия (единовластие)- форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один человек, занимающий престол по праву рождения

Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является народ и выборные органы- парламент и президент

Абсолютная (неограниченная) единоличное правление

Конституционная (ограниченная) монарх царствует, но не правит

Парламентская:

  • Верховенство парламента
  • Прав-во ответственно перед Парламентом
  • Премьер-министр формирует и возглавляет прав-во

Президентская:

  • Президент – глава государства и прав-ва
  • Президент избирается населением или выборщиками
  • Прав-во ответственно перед Президентом

Смешанная (парламентско-президентская): Сильный парламент и сильный президент; баланс полномочий

Форма государственного устройства

Гражданское общество и государство

Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства . Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества

Признаки правового государства

Политическая элита

Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти

Теория элит Г. Моска и В.Парето :

1.Общество делится на класс правящих и класс управляемых;

2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством

3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др.

4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений

ПАРТИЯ (parties, pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели

Политическая цель

Политологи в структуре партии выделяют три уровня

Члены партии, занимающие государственные посты

Официальная партийная организация: лидеры, аналитики, партийный актив, рядовые члены

Блок избирателей, массовая база партии

Государство

Гражданское общество

Гражданское общество

Партии обеспечивают связь гражданского общества и государства

Классификация партий

Находящиеся у власти

Коммунисты

Анархисты

Монархисты

Клерикальные

Социал-демократы

Либералы

Консерваторы

  • По отношению к власти : правящие и оппозиционные
  • По организационной структуре : массовые и кадровые
  • По программным установкам : крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые
  • По идеологическим установкам: консервативные, либеральные, социал.

Функции партий:

1.Связь гражданского общества и государства

2.Электоральная – участие в выборах

3. Политическая социализация граждан

4. Воспитание политических элит

Либералы

Проправительственные партии

Типы партийных систем

Партийная система – это механизм взаимодействия и борьбы партий за власть

Фр. политолог Дюверже: «Партийная система – это стабильный ансамбль партий , длительное время, принимающий участие в дележе власти »

Однопартийная система

Двухпартийная система = бипартизм

Система «2-х с половиной партии» или «2+»

Многопартийная система

Политическое лидерство

Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе

Характеристики

политического лидера

Программа

Выражение интересов опред. группы

Настойчивость, воля, мужество

Имидж, ораторские способности

Команда помощников

Поддержка власти и масс

Типы лидерства по м.веберу

Традиционное лидерство , основано на традициях (вожди племен, монархи) ПРИВЫЧКА

Рационально-легальное лидерство – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом. РАЗУМ

Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». ВЕРА

Органы государственной власти

Субъекты Федерации

Федеративное устройство России На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает в себя 83 субъекта Федерации. РОССИЯ= 21 республика +46 областей +9 краев + 1 автономная область +4 автономных округа + 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)

Политическое участие

Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в институты власти

Политическая элита (профессионалы)

Рядовые граждане

Прямое (непосредственное) участие

Представительное (опосредованное) через избранных представителей

Признаки участия

1. конкретное действие

2. добровольность

3. участие является действительным, а не фиктивным

СМИ в политической системе

СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории

Интернет

Важный социальный институт, инструмент управления поведением людей

Каналы распространения информации

  • Информационная; влияние на избирателя
  • Политическая социализация
  • Представление различных общественных интересов
  • Формирование общественного мнения
Избирательный процесс в России

Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов

Этапы :

  • - Организационный
  • - Выдвижение и регистрация кандидатов
  • - Предвыборная агитация
  • - Голосование и определение его результатов
  • - Обнародование итогов

Выборы

  • Всеобщие
  • Равные
  • Тайные
  • Прямые

Активное избирательное право

Пассивное избирательное право

Абсентеизм – уклонение от участия в выборах

1.Лоббизм (лобби)= группы давления;

2. Лоббизм - процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Законотворческий процесс в рф

1.Законодательная инициатива (внесения з/п в ГД)

2.Обсуждение з/п в ГД

3. Принятие з/п в ГД

4.Принятие з/п в Совете Федерации

5.Подписание Президентом и обнародование (опубликование)


  • Понятие власти
  • Политическая система
  • Типология политических режимов
  • Демократия. Ее основные ценности и признаки
  • Государство, его функции
  • Гражданское общество и государство
  • Политическая элита
  • Политические партии и движения
  • СМИ в политической системе
  • Избирательная кампания в России
  • Политический процесс
  • Политическое участие
  • Политическое лидерство
  • Органы гос. власти РФ
  • Федеративное устройство РФ

Не рассмотрены


Власть – это отношения «господства – подчинения» возникающее между людьми. Одни главенствуют, проявляя свою волю, другие подчиняются этой воле.

Вла́сть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей

Источниками власти (по М. Веберу) :

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция


В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается определенный политический порядок или режим , т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти.

Демократия. Демократический политический режим. В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть).

Тоталитаризм. Тоталитарный политический режим Политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером, тотальный контроль за жизнью общества

Выучить характеристику режимов


Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти

  • Народовластие
  • Принцип большинства , воля большинства выявляется через выборы и референдум
  • Уважение прав меньшинства – право меньшинства на оппозицию
  • Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль принадлежит народному представительству - парламенту
  • Политический плюрализм (многообразие):

многопартийность, многообразие политических идей, СМИ и т. д.

- Гласность – открытость деятельности политических институтов, доступность информации, свобода слова

- Правовое государство , основой которого является верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан


Представительная

Прямая (непосредственная)

Власть осуществляется самим народом без политических посредников. Как?

Осуществление власти представителями народа – депутатами

  • Выборы на основе всеобщего избирательного права
  • Референдумы
  • Сходы и собрания граждан
  • Обращения граждан в органы власти
  • Митинги, демонстрации
  • Обязательно наличие представительного законодательного органа – ПАРЛАМЕНТА
  • В процессе представительной демократии участвуют профессиональные политики


Теологическая

Сущность

Аквинский, Маритен

Патриархальная

Договорная

1.Государство – продукт божественной воли

2. Неравенство людей предопределено

Аристотель Филмер

Теория насилия

1. Люди-существа коллективные →семья→увеличение семей→объединение людей→ГОСУДАРСТВО = семья, государь - отец

Государство – рациональное объединение людей на основе соглашения, по которому часть свободы и власти → государству

Гумплович Каутский

Органическая

Насилие, порабощение одних племен другими, для управления покоренными нужен аппарат принуждения - ГОСУДАРСТВО

Материалистическая (классовая)

Психологическая

Государство – это продукт социальной эволюции. В процессе борьбы и войн (естественный отбор) складываются гос-ва

Разделение труда + совершенствование ОТ→↗ПТ→возникновение избыточного продукта→появление част. собственности→появление классов→гос-во

Петражицкий

Особенности человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми, готовность последних подчиняться.



Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является народ и выборные органы- парламент и президент

Монархия (единовластие)- форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один человек, занимающий престол по праву рождения

Парламентская:

  • Верховенство парламента
  • Прав-во ответственно перед Парламентом
  • Премьер-министр формирует и возглавляет прав-во

Конституционная (ограниченная) монарх царствует, но не правит

Абсолютная (неограниченная) единоличное правление

Президентская:

  • Президент – глава государства и прав-ва
  • Президент избирается населением или выборщиками
  • Прав-во ответственно перед Президентом

Смешанная (парламентско-президентская): Сильный парламент и сильный президент; баланс полномочий


Унитарное государство – форма гос. устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами, не имеют статуса гос.образования (Япония, Украина, Польша)

Федерация – форма гос. устройства, при котором территориальные части являются гос. образованиями-субъектами федерации (Россия, Германия, США, Мексика)

Конфедерация – форма гос. устройства, добровольное объединение независимых стран или республик, которые сохраняют суверенитет (Евросоюз, СНГ, США до 1865)


Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.


Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства . Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества



Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти

Теория элит Г. Моска и В.Парето :

1.Общество делится на класс правящих и класс управляемых;

2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством

3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др.

4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений


ПАРТИЯ (parties , pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели

Политическая цель

ПАРТИИ

  • Общность идеологии
  • Выражение интересов определенных социальных групп
  • Борьба за завоевание политической власти – притязания на власть и участие во власти – важнейший признак партии

ДВИЖЕНИЯ

  • Нет общей идеологии
  • Не ставят цели прихода к власти
  • База массовая
  • После достижения цели могут распасться, а могут превратиться в партию


Находящиеся у власти

Консерваторы

Левые

Правые

Центр

Социал-демократы

Либералы

Либералы

Проправительственные партии

Коммунисты

Анархисты

Фашисты

Монархисты

Клерикальные

  • По отношению к власти : правящие и оппозиционные
  • По организационной структуре : массовые и кадровые
  • По программным установкам : крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые
  • По идеологическим установкам: консервативные, либеральные, социал.

Функции партий:

1.Связь гражданского общества и государства

2.Электоральная – участие в выборах

3. Политическая социализация граждан

4. Воспитание политических элит


Партийная система – это механизм взаимодействия и борьбы партий за власть

Фр. политолог Дюверже: «Партийная система – это стабильный ансамбль партий , длительное время, принимающий участие в дележе власти »

Одно партийная система

Двух партийная система = бипартизм

Система «2-х с половиной партии» или « 2+ »

Много партийная система


Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе

Настойчивость, воля, мужество

Имидж, ораторские способности

Характеристики

политического лидера

Программа

Команда помощников

Поддержка власти и масс

Выражение интересов опред. группы




Субъекты Федерации


На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает в себя 83 субъекта Федерации.

РОССИЯ = 21 республика +46 областей +9 краев + 1 автономная область +4 автономных округа + 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)


Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в институты власти

Рядовые граждане

Политическая элита (профессионалы )

Прямое (непосредственное) участие

Признаки участия

1 . конкретное действие

2. добровольность

3. участие является действительным, а не фиктивным

Представительное (опосредованное) через избранных представителей


Функции:

  • Информационная; влияние на избирателя
  • Политическая социализация
  • Представление различных общественных интересов
  • Формирование общественного мнения

Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов

Этапы :

  • - Организационный
  • - Выдвижение и регистрация кандидатов
  • - Предвыборная агитация
  • - Голосование и определение его результатов
  • - Обнародование итогов

Выборы

  • Всеобщие
  • Равные
  • Тайные
  • Прямые

Активное избирательное право

Пассивное избирательное право

1.Лоббизм (лобби)= группы давления;

2. Лоббизм - процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Абсентеизм – уклонение от участия в выборах


    Слайд 2

    Государство, как элемент политической системы общества

    Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества. Политическая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Основными элементами политической системы являются политические институты: 1. государство; 2. политические партии; 3. общественные организации и объединения; 4. институты непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги и др.).

    Слайд 3

    Функции государства

    Основная функция государства - обеспечение комфортного проживания своих граждан. С этой целью государство выполняет ряд задач: управление хозяйством и обществом; оборона собственной территории. По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства. Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

    Слайд 4

    Классификация функций государства

    Функции государства классифицируются: по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние, по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства), по значению: на основные и дополнительные, по видимости: на явные и латентные, по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

    Слайд 5

    Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

    Внутренние функции государства: Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов, с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

    Слайд 6

    Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

    Слайд 7

    Внешние функции государства:

    Внешнеполитическая функция - развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях. Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства. Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

    Слайд 8

    Слово «политика» произошло от греческого politike, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством». Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их уси­лий с целью упрочения политической власти или ее завоевания. Категория «политическая система» отражает целенаправленность политического процесса. Целью функционирования политической системы является обеспечение власти в обществе.

    Слайд 9

    Политическая система включает в себя четыре компонента: 1) политическая организация общества: государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.; 2) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политичес­кой власти; политические отношения; 3) политическую идеологию: политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 4) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

    Слайд 10

    Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой связаны. Существуют различные политические системы. Основанием классификации политических систем, как правило, выступает политический режим, т. е. характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. Назовем их без раскрытия содержания: = распределительного типа, рыночные, конвергентные, = либерально-демократические, тоталитарные, авторитарные, = открытые и закрытые и др.

    Слайд 11

    Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. В политической системе главную роль играет государство, обеспечивающее политическую организованность общества. Многие ученые в обоснование главенствующего места государства в политической системе общества приводят ряд аргументов: » Государство решает общие проблемы страны. » Оно является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны. » Оно определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого человека. » Является официальным представителем общих интересов и целей как внутри страны, так и за рубежом.

    Слайд 12

    Политическая система общества - это категория, которая отражает политическую деятельность и подчеркивает системный характер политической жизни общества. Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых иногда подсистемами: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую. К институциональной подсистеме относятся политические институты (организации), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Элементы политической системы

    Слайд 13

    Коммуникативная подсистема политической системы общества - это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

    Слайд 14

    Нормативная подсистема. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и иных общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами.

    Слайд 15

    Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии - чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений. Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

    Слайд 16

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды


Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховный главнокомандующий. Кандидат на должность президента РФ: гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Полномочия: назначает с одобрения Гос. Думы председателя Правительства РФ; предоставляет кандидатуру на должность председателя ЦБ, судей, ген. прокурора, назначает выборы в Гос. Думу и роспуск её, подписывает и обнародует ФЗ, представляет Россию на международной арене.


Государственная Дума РФ Гос. Дума Гос. Дума - нижняя палата Федерального собрания РФ (парламента). Гос. Дума состоит из 450 депутатов, входящие в свои фракции, спикера Гос. Думы и его заместителей. С 2007г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах с сроком на 5 лет (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Полномочия: одобрение кандидатур, принимает ФЗ, принимает гос. бюджет РФ.


Совет Федерации РФ Совет Федерации Совет Федерации верхняя палата Федерального собрания РФ (парламента). В Совет Федерации РФ входят: по 2 представителя от каждого субъекта РФ по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Полномочия: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, назначение выборов Президента РФ, принятый в Гос. Думе федеральный закон может быть либо одобрен, либо отклонен в Совете Федерации РФ, назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.


Правительство РФ Правительство РФ Правительство РФ это высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением. Основная задача правительства проводить в жизнь законы, принятые Федеральным собранием РФ (парламентом). Правительство состоит из министров и возглавляется премьер-министром. Как высший орган исполнительной властью правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. Структура правительства - это министерства, департаменты, ведомства, федеральные службы и т. д.


Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Полномочия: Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, По запросам Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ, По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ


Верховный Суд РФ Верховный суд РФ Верховный суд РФ - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, окружным (флотским) военным судам. Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей. Кандидатура на должность судьи: возраст не менее 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет.


Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) высший судебный орган по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Система Арбитражных судов: -ВАС РФ; -Федеральные арбитражные суды; -Арбитражные апелляционные суды; -Арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ. Судьи ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.


Прокуратура РФ Прокуратура РФ Прокуратура РФ – это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Функции прокуратуры: -Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации и т.д. и за соответствие издаваемых ими нормативных актов федеральным законам; -Надзор за соблюдением прав и свобод человека; -Надзор за соблюдением законов органами следствия; -Дознание и предварительное следствие; -Надзор за соблюдением законов органами исполнения наказаний. Генеральный прокурор назначается и освобождается Советом Федерации по представлению Президента РФ.


Сущность политической системы общества Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет более четко понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.


Современные подходы к анализу политической системы 1. Субстанциональный подход, который состоит в выделении в самой системе ее универсальной абстрактной сущности – принципиального начала (здесь политическая система – механизм функционирования и развития политической власти). 2. Институциональный подход (понимающий под институтами политические учреждения, формы и сущности политических функций, типов управления), который позволяет характеризовать систему с точки зрения господствующих в ней политических отношений (коммуникативная подсистема), а также политических принципов и норм (нормативная подсистема), используя понятия: «институт парламентаризма», «институт президентства», «институт политического плюрализма» и т.д.


Политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.; политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; cоциально–политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. Политическая система общества обычно рассматривается в единстве ее подсистем: институциональной, идеологической, нормативной, коммуникативной и культурной. Структура политической системы


Функции политической системы 1)обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования); 2)управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); 3)мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);


Функции политической системы 4)выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна); 5)удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества; 6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;


Функции политической системы 7)политическая социализация, посредством которой формируется политическое сознание индивида и он «включается» в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности; 8)легитимация политической власти (достижение степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим нормам).


Институциональная подсистема политической системы общества – совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. В нее входят: 2. Политическая инфраструктура (политические партии, общественно – политические организации и движения, лоббистские группы). 3. Средства массовой информации (телевидение, радио, печать, глобальные информационные сети). 4. Церковь. 1. Государство (законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы). Институциональная подсистема политической системы


Идеологическая подсистема политической системы общества – совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества. Данная подсистема функционирует на следующих уровнях: теоретическом – политическая идеология (формы проявления: взгляды, принципы, лозунги, идеалы, концепции, теории); эмпирическом – политическая психология (формы проявления: чувства, настроения, эмоции, мнения, традиции, предрассудки). Структурно подсистема состоит из следующих компонентов: 1. Индивидуальные идеи и взгляды. 2. Классовые (групповые) воззрения. 3. Общечеловеческие (межклассовые, межгрупповые) представления Идеологическая подсистема политической системы


Нормативная подсистема политической системы Нормативная подсистема политической системы общества - политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. В структуру данной подсистемы входят: 1. Правовые нормы (конституция, законы, нормативные акты). 2. Нормы деятельности общественных организаций. 3. Неписанные обычаи и традиции. 4.Этико-моральные нормы.


Коммуникативная подсистема политической системы Коммуникативная подсистема политической системы общества - совокупность отношений и форм воздействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики. Коммуникативная подсистема включает следующие виды отношений (по социальной направленности). 1. Политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя. 2. Политические отношения, выражающие интересы оппозиционно-умеренных или революционных сил.


Культурная подсистема политической системы Культурная подсистема политической системы общества - интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения. Культурная подсистема политической системы обеспечивает: Стабильность политической системы общества через достижение на базе общепринятых политико- культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя;


Культурная подсистема политической системы обеспечивает единство различных слоев населения через установление связи между участниками политического процесса как по горизонтали, так и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы; прочность социальной базы политической власти правящей элиты; возможность предвидеть реакцию населения на принимаемые политико-управленческие решения через создание условий для эффективного развития политической системы в целом; воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.


Источник политической власти - демократическая (конституционная), - автократическая Тип формации - рабовладельческая, - феодальная, - капиталистическая, - социалистическая Характер и направленность политического процесса - командная, - соревновательная, - социопримирительная Отношение к действительности - консервативная, - реформаторская, - прогрессивная, - реакционная Способ властвования - традиционная, - рациональная Социокультурная среда - англо-американская, - континентально-европейская, - доиндустриальная Классификация политических систем Основание классификации Типы политических систем