Русская униатская церковь. Краткая история Украинской грекокатолической церкви

Как государственную религию в Древнерусском государстве . Это произошло перед тем, как великий церковный раскол 1054 года разделил христианский Восток и Запад. Киевская Церковь унаследовала традиции византийского Востока и была частью Константинопольского патриархата . Однако Киевская Церковь также оставалась в полном литургическом общении с латинским Западом и его патриархом - Папой Римским .

Часть духовенства и мирян в Великом княжестве Московском отказалась признать Флорентийскую унию и отделилась от Киевской митрополии, провозгласив свою автокефалию (самоуправление) в 1448 году и образовав отдельную митрополию с центром в Москве. В 1589 году, воспользовавшись упадком греческого православия и нахождением Константинополя под турецким господством, Церковь в Москве получила статус патриархата.

Униатская церковь на территории Речи Посполитой была образована после заключения Брестской унии в 1596 году .

Большая часть епископов Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой поддержали Брестскую унию, в результате чего митрополия была переподчинена папе римскому, сумев сохранить все епархии в своём составе. В то же время противниками унии была сохранена и православная церковная организация, что обусловило параллельное существование двух Киевских митрополий: греко-католической и православной. Протесты православных против перевода церквей и монастырей в унию выражались в форме литературной полемики , дебатов на сеймах , братского движения , а также открытых выступлений вплоть до восстаний, среди которых выделяют Могилёвское 1618 года и Витебское 1623 года . В свою очередь Униатская церковь для увеличения влияния среди населения создала собственную систему учебных заведений и церковных братств, активно участвовала в литературной полемике, занималась книгоизданием.

В целом униатская церковь пользовалась государственной поддержкой, хотя и рассматривалась как второразрядная, чему свидетельствовало в частности не включение крупнейших грекокатолических иерархов в состав сената .

Постепенно авторитет униатской церкви рос, чему способствовало создание ордена базилиан , а также переход в грекокатоличество Мелетия Смотрицкого . С 1630-х годов к унии стала склоняться шляхта . В 1630-х годах митрополит Иосиф Рутский предпринимал попытку создания объединённого униатско-православного Киевского патриархата, однако проект оказался неудачным. Несмотря на усилия по распространению унии, в 1647 году в Речи Посполитой насчитывалось около 4 тысяч униатских и более 13,5 тысяч православных приходов .

Посвящение Патриархом Иерусалимском Феофаном III в 1620 году новой православной иерархии в Речи Посполитой (до этого епископы не допускались на кафедры королём Сигизмундом III), раздел в 1635 году культовых учреждений грамотой Владислава IV между православной и униатской церквями утвердили разделение восточной церкви на 2 легальные киевские митрополии - униатскую и православную и закрепили конфессиональный раскол западнорусского (белорусско-украинского) общества. Попытки его примирения делались на соборах 1629 году в Киеве и 1680 года в Люблине , созванными по инициативе униатской иерархии, но проигнорированы православными. В 1630-е годы митрополит Иосиф Рутский вынашивал проект создания на базе Киевской митрополии патриархата , общего для православной и униатской церквей, чем заинтересовал православных оппонентов, в том числе Петра Могилу . Но эта идея не встретила поддержки папства, правительства Речи Посполитой, не нашла понимания православного населения.

В XVIII веке началась постепенная латинизация униатской церкви, выраженная в перенимании латинского обряда , что противоречило условиям Брестского собора 1569 года. Проводниками латинизации были базилиане , происходившие в основном из польско-католических семей. Особое значение имел проведённый в 1720 году Замойский собор , постановивший унифицировать богослужение, приняв литургические книги, одобренные папской властью и отказавшись от использования некатолических изданий. После 1720 года в униатстве наметилось два течения: сторонники первого стремились к заимствованию римско-католических традиций, второго - к сохранению собственных западнорусских православных традиций и чистоте обряда .

C 1729 - и по 1795 год резиденцией униатских митрополитов был город Радомышль . 5 марта 1729 во владение Радомышлем вступил номинант и администратор Киевской униатской митрополии епископ Атанасий Шептицкий , который позже, в этом же году становится митрополитом.

В 1791 году на территории Великого княжества Литовского униаты составляли 39 % населения, а на территории современной Белоруссии - 75 % (в сельской местности - более 80 %)

Большинство последователей униатской церкви составляли крестьяне. Кроме того, униатами являлись часть горожан и мелкой шляхты .

Предстоятели

  • Михаил Рогоза (27 июля 1589-1599)
  • Ипатий Поцей (26 сентября 1599 - 18 июля 1613)
  • Иосиф Рутский (5 апреля 1614 - 5 февраля 1637)
  • Рафаил Корсак (1637 - 28 августа 1640)
  • Антон Селява (18 марта 1641 - 5 октября 1655)
  • Гавриил Коленда (24 апреля 1665 - 11 февраля 1674)
  • Киприан Жоховский (11 февраля 1674 - 26 октября 1693)
  • Лев Слюбич-Заленский (22 сентября 1695 - 24 августа 1708)
  • Юрий Винницкий (7 мая 1710 - 22 сентября 1713)
  • Лев Кишка (17 сентября 1714 - 19 ноября 1728)
  • Атанасий Шептицкий (18 августа 1729 - 12 декабря 1746)
  • Флориан Гребницкий (16 декабря 1748 - 18 июля 1762)
  • Филип Володкович (18 июля 1762 - 12 февраля 1778)
  • Лев Шептицкий (1778-1779)
  • Ясон Смогожевский (1780-1788)
  • Феодосий Ростоцкий (1 ноября 1788 - 25 января 1805)

Церковная структура

После Брестской унии 1596 года униатскими стали Киевская , Полоцкая архиепархии и Пинская , Луцкая , Владимирская и Холмская епархии. Унию не приняли Львовская и Перемышльская епархии. После смерти владыки Кирилла Терлецкого в 1607 году Луцкая епархия постепенно отошла от унии, вернувшись к ней в 1702 году с епископом Дионисием Жабокрицким. После взятия в 1616 году польскими войсками Смоленска, король номинировал в 1625 году Льва Кревзы на архиепископа Смоленского, основав тем самым униатскую Смоленскую архиепархию. В 1691 году к униатской Киевской митрополии присоединилась Перемышльская епархия с владыкой Иннокентием Винницким, а в 1700 году присоединилась Львовская епархия с епископом Иосифом Шумлянским.

  • Полоцкая архиепархия be-tarask
  • Смоленская архиепархия
  • Перемышльская епархия

Напишите отзыв о статье "Русская униатская церковь"

Примечания

Литература

  • Уніяцкая царква // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 1: Абаленскі - Кадэнцыя. - С. 114-116. - 684 с. - ISBN 985-11-0314-4 . (белор.)
  • Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и обществ.-полит. борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. М., 1996
  • Kuklo C. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej - Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. - 518 p. - P. 211. (польск.)
  • Анатоль Грыцкевіч. Уніяцкая царква на Беларусі ў канцы ХVIIІ - пачатку XIX стагодзьдзяў // Хрысьціянская думка, № 3 (214), 1993, с. 119. (белор.)
  • Лабынцев Ю. А. Щавинская Л. Л. НЕКОТОРЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И СРЕДСТВА ПОДДЕРЖАНИЯ БЕЛОРУССКО-УКРАИНСКОЙ УНИАТСКОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В XVII-XIX ВЕКАХ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2000. № 2. С. 124-136.
  • Гісторыя Беларусі (ў шасці тамах). Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII-XVIII стст.). Т. 3. - Мінск: «Экаперспектыва», 2004. С. 302-303 (белор.)
  • Гудзяк Б. Криза і реформа: Київська митрополія, Царгородський патріархат і генеза Берестейської унії. - Львів: Ін-т історії Церкви Львів. богословської академії, 2000. (укр.)
  • S. Senyk, The Ukrainian Church and Latinization. - Orientalia Christiana Periodica, 56, 1990. C. 165-187.
  • Marian Radwan. Carat wobec Kościoła greckokatolickiego w zaborze rosyjskim 1796-1839. - Lublin: Instytut Europy Środkowo-Wschodniej, 2004. - ISBN 839176155X .
  • Włodzimierz Osadczy. Święta Ruś. Rozwój i oddziaływanie idei prawosławia w Galicji. - Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2007. - ISBN 9788322726723 .

Отрывок, характеризующий Русская униатская церковь

– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Наполеон строго приказывает генералу Себастиани следить за движениями русской армии, рассылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно распоряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России. В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Растопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург. Изложив так же подробно свои виды и великодушие перед Тутолминым, он и этого старичка отправляет в Петербург для переговоров.
В отношении юридическом, тотчас же после пожаров, велено найти виновных и казнить их. И злодей Растопчин наказан тем, что велено сжечь его дома.
В отношении административном, Москве дарована конституция, учрежден муниципалитет и обнародовано следующее:
«Жители Москвы!
Несчастия ваши жестоки, но его величество император и король хочет прекратить течение оных. Страшные примеры вас научили, каким образом он наказывает непослушание и преступление. Строгие меры взяты, чтобы прекратить беспорядок и возвратить общую безопасность. Отеческая администрация, избранная из самих вас, составлять будет ваш муниципалитет или градское правление. Оное будет пещись об вас, об ваших нуждах, об вашей пользе. Члены оного отличаются красною лентою, которую будут носить через плечо, а градской голова будет иметь сверх оного белый пояс. Но, исключая время должности их, они будут иметь только красную ленту вокруг левой руки.
Городовая полиция учреждена по прежнему положению, а чрез ее деятельность уже лучший существует порядок. Правительство назначило двух генеральных комиссаров, или полицмейстеров, и двадцать комиссаров, или частных приставов, поставленных во всех частях города. Вы их узнаете по белой ленте, которую будут они носить вокруг левой руки. Некоторые церкви разного исповедания открыты, и в них беспрепятственно отправляется божественная служба. Ваши сограждане возвращаются ежедневно в свои жилища, и даны приказы, чтобы они в них находили помощь и покровительство, следуемые несчастию. Сии суть средства, которые правительство употребило, чтобы возвратить порядок и облегчить ваше положение; но, чтобы достигнуть до того, нужно, чтобы вы с ним соединили ваши старания, чтобы забыли, если можно, ваши несчастия, которые претерпели, предались надежде не столь жестокой судьбы, были уверены, что неизбежимая и постыдная смерть ожидает тех, кои дерзнут на ваши особы и оставшиеся ваши имущества, а напоследок и не сомневались, что оные будут сохранены, ибо такая есть воля величайшего и справедливейшего из всех монархов. Солдаты и жители, какой бы вы нации ни были! Восстановите публичное доверие, источник счастия государства, живите, как братья, дайте взаимно друг другу помощь и покровительство, соединитесь, чтоб опровергнуть намерения зломыслящих, повинуйтесь воинским и гражданским начальствам, и скоро ваши слезы течь перестанут».

И западнорусский письменный язык .

Её прямыми преемниками в настоящее время являются: Украинская и Белорусская грекокатолические церкви, а также косвенно Российская грекокатолическая церковь , образованная в новейшее время и не восходящая непосредственно к Брестской унии (1596). Русинская грекокатолическая церковь восходит не к Брестской, а к Ужгородской унии (1648), наряду с Венгерской и Словацкой церквями.

История

В целом униатская церковь пользовалась государственной поддержкой, хотя и рассматривалась как второразрядная, о чём свидетельствовало в частности, то, что крупнейшие грекокатолические иерархи не были включены в состав сената .

Постепенно авторитет униатской церкви рос, чему способствовало создание ордена базилиан , а также переход в грекокатоличество Мелетия Смотрицкого . С 1630-х годов к унии стала склоняться шляхта . В 1630-х годах митрополит Иосиф Рутский предпринимал попытку создания объединённого униатско-православного Киевского патриархата, однако проект оказался неудачным. Несмотря на усилия по распространению унии, в 1647 году в Речи Посполитой насчитывалось около 4 тысяч униатских и более 13,5 тысяч православных приходов .

Посвящение в 1620 году Патриархом Иерусалимском Феофаном III новой православной иерархии в Речи Посполитой (до того православные епископы не допускались на кафедры королём Сигизмундом III), раздел грамотой Владислава IV в 1635 году культовых учреждений между православными и униатами утвердили разделение на 2 легальные киевские митрополии (униатскую и православную) и закрепили раскол западнорусского (белорусско-украинского) общества. Попытки его примирения делались на соборах 1629 году в Киеве и 1680 года в Люблине , созванными по инициативе униатской иерархии, но были проигнорированы православными. В 1630-е годы митрополит Иосиф Рутский вынашивал проект создания на базе Киевской митрополии патриархата , общего для православной и униатской церквей, чем заинтересовал православных оппонентов, в том числе Петра Могилу . Но эта идея не встретила поддержки папства, правительства Речи Посполитой, не нашла понимания православного населения.

В XVIII веке началась постепенная латинизация униатской церкви, выраженная в перенимании латинского обряда , что противоречило условиям Брестского собора 1569 года. Проводниками латинизации были базилиане , происходившие в основном из польско-католических семей. Особое значение имел проведённый в 1720 году Замойский собор , постановивший унифицировать богослужение, приняв литургические книги, одобренные папской властью, и отказавшись от использования некатолических изданий. После 1720 года в униатстве наметилось два течения: сторонники первого стремились к заимствованию римско-католических традиций, второго - к сохранению собственных западнорусских православных традиций и чистоте обряда .

C 1729 года (официально с 1746 года) по 1795 год резиденцией униатских митрополитов был город Радомышль . 5 марта 1729 во владение Радомышлем вступил номинант и администратор Киевской униатской митрополии епископ Атанасий Шептицкий , который позже, в этом же году становится митрополитом.

В 1791 году на территории Великого княжества Литовского униаты составляли 39 % населения, а на территории современной Белоруссии - 75 % (в сельской местности - более 80 %) .

Большинство последователей униатской церкви составляли крестьяне. Кроме того, униатами являлись часть горожан и мелкой шляхты .

Видео по теме

Предстоятели

  • Михаил Рогоза (27 июля 1589-1599)
  • Ипатий Поцей (26 сентября 1599 - 18 июля 1613)
  • Иосиф Рутский (5 апреля 1614 - 5 февраля 1637)
  • Рафаил Корсак (1637 - 28 августа 1640)
  • Антон Селява (18 марта 1641 - 5 октября 1655)
  • Гавриил Коленда (24 апреля 1665 - 11 февраля 1674)
  • Киприан Жоховский (11 февраля 1674 - 26 октября 1693)
  • Лев Слюбич-Заленский (22 сентября 1695 - 24 августа 1708)
  • Юрий Винницкий (7 мая 1710 - 22 сентября 1713)
  • Лев Кишка (17 сентября 1714 - 19 ноября 1728)
  • Атанасий Шептицкий (18 августа 1729 - 12 декабря 1746)
  • Флориан Гребницкий (16 декабря 1748 - 18 июля 1762)
  • Филип Володкович (18 июля 1762 - 12 февраля 1778)
  • Лев Шептицкий (1778-1779)
  • Ясон Смогожевский (1780-1788)
  • Феодосий Ростоцкий (1 ноября 1788 - 25 января 1805)

Последующих, поставленных с июля 1806 года российским правительством на такое достоинство, - Ираклия Лисовского , Григория Кохановича , Иосафата Булгака - папский престол считал только администраторами.

Церковная структура

После Брестской унии 1596 года униатскими стали Киевская , Полоцкая архиепархии и Пинская , Луцкая , Владимирская и Холмская епархии. Унию не приняли Львовская и Перемышльская епархии. После смерти владыки Кирилла Терлецкого в 1607 году Луцкая епархия постепенно отошла от унии, вернувшись к ней в 1702 году с епископом Дионисием Жабокрицким. После взятия в 1616 году польскими войсками Смоленска король номинировал в 1625 году Льва Кревзы на архиепископа Смоленского, основав тем самым униатскую Смоленскую архиепархию. В 1691 году к униатской Киевской митрополии присоединилась Перемышльская епархия с владыкой Иннокентием Винницким, а в 1700 году присоединилась Львовская епархия с епископом Иосифом Шумлянским.

соединение православной и католич. церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением значит. части православных обрядов. Еще в 1439 на соборе во Флоренции была заключена уния католич. и православной церквей, но вскоре она была расторгнута (см. Флорентийский собор). С конца 15 в. идея унии была вновь выдвинута польск. феодалами, т. к. значит. часть населения Польши и Литвы была православной и с помощью церковной унии они предполагали постепенно ополячить украинцев и белоруссов. Часть православных феодалов и высшего духовенства в 16 в. поддержала идею унии, стремясь сравняться в правах с католиками. В 1595 епископы владимир-волынский Ипатий Потей и луцкий Кирилл Терлецкий обратились к папе римскому с просьбой об унии. На соборе в Бресте 6 епископов провозгласили Брестскую унию 1596, несмотря на протест большей части духовенства, феодалов и горожан. Король поддержал унию и объявил православную церковь вне закона, а ее имущество передал У. ц. В нач. 17 в. был создан орден базилианов, действовавший в интересах унии в сотрудничестве с иезуитами. Постепенно У. ц. и в обрядовом отношении все больше сближается с католической, изменяются облачения, устройство храмов, вводятся католич. праздники и отменяются православные. Все эти изменения были закреплены на соборе в Замостье в 1720. В Закарпатье уния была провозглашена на Ужгородском соборе 1649, но окончательно утвердилась лишь в конце 18 в. Борьбу с унией за религ. и нац. свободы на Украине и в Белоруссии в 16-17 вв. возглавили т. н. братства. После заключения Вечного мира 1686 Россия получила право защиты православных в Речи Посполитой и неоднократно протестовала против передачи православных церквей У. ц. После разделов Польши У. ц. была подчинена Римско-католич. коллегии в Петербурге, а с 1828 особой Униатской коллегии. В связи с начавшейся в 30-х гг. 19 в. ликвидацией У. ц. (завершена в 1839, кроме Холмской епископии, где У. ц. была ликвидирована в 1875), У. ц. с 1837 подчинялась обер-прокурору Синода. У. ц. в Галиции, тесно связанная с Ватиканом, в то же время поддерживала укр. националистич. тенденции вплоть до 2-й мировой войны 1939-1945. Прекратила свое существование в Зап. Украине в 1946 после Львовского собора, а в Закарпатье после Ужгородского собора 1949. На терр. Чехословакии ликвидирована в 1950. У. ц. продолжает существовать среди укр. эмигрантов, центр ее находится в Риме. Лит.: Правда про унию. Док-ти н мат-ли, в. 2, Львнв, 1968; Чистович И. A., Очерк истории западнорус. церкви, ч. 2, СПБ, 1884; Петров A., Старая вера и уния в XVII-XVIII вв., т. 1 - 2, СПБ, 1905-06. А. И. Рогов. Москва.

И западнорусский письменный язык .

Её прямыми преемниками в настоящее время являются: Украинская и Белорусская грекокатолические церкви, а также косвенно Российская грекокатолическая церковь , образованная в новейшее время и не восходящая непосредственно к Брестской унии (1596). Русинская грекокатолическая церковь восходит не к Брестской, а к Ужгородской унии (1648), наряду с Венгерской и Словацкой церквями.

История

В целом униатская церковь пользовалась государственной поддержкой, хотя и рассматривалась как второразрядная, о чём свидетельствовало в частности, то, что крупнейшие грекокатолические иерархи не были включены в состав сената .

Постепенно авторитет униатской церкви рос, чему способствовало создание ордена базилиан , а также переход в грекокатоличество Мелетия Смотрицкого . С 1630-х годов к унии стала склоняться шляхта . В 1630-х годах митрополит Иосиф Рутский предпринимал попытку создания объединённого униатско-православного Киевского патриархата, однако проект оказался неудачным. Несмотря на усилия по распространению унии, в 1647 году в Речи Посполитой насчитывалось около 4 тысяч униатских и более 13,5 тысяч православных приходов .

Посвящение в 1620 году Патриархом Иерусалимском Феофаном III новой православной иерархии в Речи Посполитой (до того православные епископы не допускались на кафедры королём Сигизмундом III), раздел грамотой Владислава IV в 1635 году культовых учреждений между православными и униатами утвердили разделение на 2 легальные киевские митрополии (униатскую и православную) и закрепили раскол западнорусского (белорусско-украинского) общества. Попытки его примирения делались на соборах 1629 году в Киеве и 1680 года в Люблине , созванными по инициативе униатской иерархии, но были проигнорированы православными. В 1630-е годы митрополит Иосиф Рутский вынашивал проект создания на базе Киевской митрополии патриархата , общего для православной и униатской церквей, чем заинтересовал православных оппонентов, в том числе Петра Могилу . Но эта идея не встретила поддержки папства, правительства Речи Посполитой, не нашла понимания православного населения.

В XVIII веке началась постепенная латинизация униатской церкви, выраженная в перенимании латинского обряда , что противоречило условиям Брестского собора 1569 года. Проводниками латинизации были базилиане , происходившие в основном из польско-католических семей. Особое значение имел проведённый в 1720 году Замойский собор , постановивший унифицировать богослужение, приняв литургические книги, одобренные папской властью, и отказавшись от использования некатолических изданий. После 1720 года в униатстве наметилось два течения: сторонники первого стремились к заимствованию римско-католических традиций, второго - к сохранению собственных западнорусских православных традиций и чистоте обряда .

C 1729 года (официально с 1746 года) по 1795 год резиденцией униатских митрополитов был город Радомышль . 5 марта 1729 во владение Радомышлем вступил номинант и администратор Киевской униатской митрополии епископ Атанасий Шептицкий , который позже, в этом же году становится митрополитом.

В 1791 году на территории Великого княжества Литовского униаты составляли 39 % населения, а на территории современной Белоруссии - 75 % (в сельской местности - более 80 %) .

Большинство последователей униатской церкви составляли крестьяне. Кроме того, униатами являлись часть горожан и мелкой шляхты .

Предстоятели

Церковная структура

После Брестской унии 1596 года униатскими стали Киевская , Полоцкая архиепархии и Пинская, Луцкая , Владимирская и Холмская епархии. Унию не приняли Львовская и Перемышльская епархии. После смерти владыки Кирилла Терлецкого в 1607 году Луцкая епархия постепенно отошла от унии, вернувшись к ней в 1702 году с епископом Дионисием Жабокрицким. После взятия в 1616 году польскими войсками Смоленска король номинировал в 1625 году Льва Кревзы на архиепископа Смоленского, основав тем самым униатскую Смоленскую архиепархию. В 1691 году к униатской Киевской митрополии присоединилась Перемышльская епархия с владыкой Иннокентием Винницким, а в 1700 году присоединилась Львовская епархия с епископом Иосифом Шумлянским.

Речь пойдет о последних событиях в жизни УГКЦ в свете гаванской встречи предстоятелей Русской Православной и Римо-католической церквей), «ответки» на нее УГКЦ, а также память Львовского Собора, 70-летия перехода значительной части униатов Галиции и Закарпатья в Православие, которое так до сих пор и не хотят признавать униаты.

Прежде чем говорить о комплексов неполноценности униатов, справедливости ради, стоит сказать о полноценности - о тех реальных успехах, которые имели место быть в последние годы в жизни УГКЦ с момента распада СССР.

На территории современной Западной Украины раньше располагались как отдельные княжества, так и исторически разные государства. Это было поле борьбы - не только политической, но и религиозной, - где соприкасались Западный мир - католицизм и Восточный - Православие. Здесь происходила борьба идеологий за сердца людей и борьба местного населения за самоидентификацию. Уния - плод политики Рима и Речи Посполитой - представляла собой политико-религиозный гибрид, - который предусматривал совсем не примирение и единение Церквей, а экспансию, колонизаторство, ассимиляцию завоеванных территорий. В связи с этим возникали кровавые войны и взаимные межэтнические чистки. Таким путем Рим добился успехов - экспансии значительной территории, которая канонически принадлежала Православной Церкви. (Что удивительно, нынешний Папа, в отличие от своих агрессивных предшественников, в Декларации однозначно осудил совместно с Патриархом Кириллом « метод "униатизма" , который « » , подробнее об этом мы поговорим дальше ).

Такая политика Ватикана нравилась далеко не всем, даже самим униатам, как из народа русинов, селившихся от Словакии до Буковины, так и из местного галицкого народа. Все, что было в народе русским, убивалось геноцидом, в концлагерях, таких как Телергоф, Терезин; причем убивали не только православных, но даже самих униатских русинов, за одно лишь русское имя или за одно только подозрение в симпатии к ним! Сотни тысяч людей погибло от католического и греко-католического зверства. До сих пор об этом позорно молчат униаты, скрывая факты своего участия в геноциде. Но все равно, когда на галицкую землю приходили русские солдаты Российской империи или солдаты Советской армии, их встречали хлебом-солью. Документальные свидетельства этого сохранились для нас в кинохронике того времени. Хотя возродившиеся униатские бандеро-фашисты полностью отрицают эту страницу истории своего народа, предаваясь западной истерии русофобии - духовному самоубийству.

В предвоенный и послевоенный периоды движение духовенства по воссоединению с материнскою Церковью возглавил униатский талантливый богослов, знаменитый протопресвитер Гавриил Костельник, с именем которого и связан переход униатов в Православие. По его мнению, эту новую Православную Украинскую Церковь должен был возглавить митрополит Андрей (Шептицкий).

В 1995 году мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с талантливейшим православным священником, регентом архиерейского хора Луцкого собора, глубоко уважаемым о.Владимиром Ганджуком (1919 - 2001, Царство Небесное!), который собрал уникальную коллекцию музыкальных церковных сочинений. Батюшка произвел на меня неизгладимое впечатление, как человек великой силы духа, исповедник веры. Он некоторое время, до 1947 г., был протодиаконом и секретарем в Львовской епархии и имел возможность общаться с униатским митрополитом Андреем (Шептицким), который, по его словам, «очень симпатизировал Православной Церкви и, когда к нему хотели перейти два православных священника, не принял их, говоря, что скоро мы к вам перейдем». И это не удивительно, потому что среди простого духовенства и народа была тогда сильная тяга к Православию. До тех пор, пока мнение о Православной Церкви не изменилось под влиянием репрессивных действий НКВД. Рим, конечно же, такие новости не радовали, поэтому был задействован ряд католических миссионерских орденов, занимающихся, в том числе, и провокациями.

В таких условиях 8-10 марта 1946 года на Львовском Соборе греко-католического духовенства и мирян было принято Постановление об «отмене решений униатского Брестского собора 1596 г., разрыве с Ватиканом и возвращении к родной православной вере». На соборе о.Гавриил Костельник выступил с докладом «О мотивах воссоединения УГКЦ с РПЦ», в котором с исторической и с богословской точек зрения обосновал необходимость ликвидации унии. Решение Собора поддержало 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины, остальные были осуждены.

Мученик Христов протоиерей Гавриил Костельник был убит по заказу недобитых фашистских униатов бандеровцами под руководством Романа Шухевича после службы Божьей в г. Львове в 1948 г. Униаты-бандеровцы, конечно же, отрицают свою причастность к этому убийству. Но отец Владимир Ганжук, зная ситуацию на месте, не ставил под сомнение заказного характера убийства отца Гавриила.

Бесспорно, что значительная часть этой церкви сознательно перешла в Православную Церковь, но даже среди тех, кто подписал Соглашение о воссоединении, оставались приверженцы УГКЦ. Некая часть украинских униатов действовала на Украине подпольно, за рубежом в диаспорах - открыто. Весь период с 1946-го до 1992 г. многие новые открывающиеся приходы, по совету Ватикана, сознательно регистрировались в составе РПЦ, ожидая возрождения УГКЦ.

Сейчас в адрес РПЦ и на Украине - в адрес УПЦ МП от униатов раздаются наглые и циничные обвинения в соучастии в репрессиях, в потакании коммунистам и т.д. Это делается не только в связи с горьким для униатов юбилеем - провалом униатской экспансии, - но и для постоянного стимулирования русофобских и антиправославных настроений. В самом настрое и менталитете этой «церкви», при всей ее декларированной «унийности» (соединении), царит дух, абсолютно противоположный духу христианства и единения; как сказал об этом сам их глава Папа Франциск, «метод «униатизма» ... не является путем к восстановлению единства ».

Но что же, все-таки, происходило в те жестокие в послевоенные годы?

Каждая конфессия - не только УГКЦ - пострадала в тот атеистический и богоборческий период. Если мы сравним статистику и соотношение пострадавших в РПЦ и УГКЦ, то число репрессированных будет несоизмеримо выше в РПЦ: в УГКЦ пострадал каждый шестой священник, храмов разрушено не более 15%. В то же время в Русской Православной Церкви на 100 предсатвителей духовенства и монашества, условно не пострадавшей является 1ч., а процент разрушенных храмов составляет 95%. Храмы и духовенство УГКЦ сохранились благодаря тому, что вошли в состав РПЦ; НКВД так яростно, как в России или на востоке УССР, их не репрессировали. Семинаристы - будущие священники - из униатских областей имели привилегированное положение перед русскими, их было больше в семинариях и академиях РПЦ, где они получали образование и обеспечение. Такова была политика. Как мне рассказывал отец Владимир Ганжук (когда он был в Львовской епархии), «мы, священники, знали друг друга, знали, что еще осталось в подполье верное духовенство УГКЦ, но мы себе не позволяли на них доносить. И когда к нам НКВДешники приводили пойманного священника УГКЦ по доносу от местного населения, мы, из-за христианской солидарности, заступались за него, говорили, что он наш. Все прекрасно понимали, чем это может ему грозить - расстрелом, так же, как и нам, если бы мы не смогли это доказать. Парафии (приходы) облагались советской властью налогами, иногда мы скрывали их доход, чтобы приход мог развиваться, и этим немало подвергали жизнь свою опасности». Отец Владимир (тогда протодиакон) был арестован во Львове в 1947г. по сфабрикованному делу об «антисоветской деятельности», как «экономический контрреволюционер». Дали ему 8 лет, но после смерти Сталина он был освобожден досрочно.

Чем же отблагодарила УГКЦ РПЦ (УПЦ МП) в мирное время?

Стоит признать, что с 1992 г., когда возникла свобода вероисповедования, и произошло возрождение УГКЦ на Западной Украине, часть приходов мирно возвратились в Украинскую Греко-католическую церковь. Но были отцы и прихожане, которые не хотели возвращаться в унию. Эти священники и их паства подвергались унижению, шантажу, пыткам; православные епархиальные центры были разгромлены, а местная власть весьма потакала такому «возрождению» унии. «Благодарностью» со стороны УГКЦ стали русофобские нападки, гонение на Православие, убийство православного духовенства.

Начиная с 1992 года, РПЦ и УГКЦ находились на Украине в неравных условиях по техническим возможностям возрождения. Это, в первую очередь, связано с колоссальными потерями РПЦ в богоборческий период. Под юрисдикцией Ватикана находятся 23 униатских церкви, 11 из которых имеют славянское происхождение: Албанская, Болгарская, Словацкая, Венгерская, Польская, Македонская, Хорватская, Русинская, Украинская, Белорусская, Российская. Последние четыре в то время действовали в диаспорах. А это - серьезный ресурс кадров, образования и силы, реализованный затем на Западной Украине. РПЦ в этом проигрывала, тем более, Русская Православная Церковь не могла противостоять насилию бандеро-униатских радикалов при полном потакании местной власти. В начале 90-х я был свидетелем того, как при областных советах вывешивали списки и недельный план по сбору людей и захвату того или иного храма в УПЦ МП в районах области. Священникам за переход в унию предлагали в подарок машины, дома и круглую сумму денег, в те годы это был значимый аргумент, и некоторые, не выдерживая давления, поддавались на эти предложения. РПЦ в 1988 г., например, во Львовской области, имела 599 приходов, сейчас - 70; на это повлияли, конечно же, и раскол Украинской Православной Церкви на УПЦ КП и УАПЦ.

Какое же современное положение и результат возрождения УГКЦ?

Безусловно, что, с точки зрения греко-католика, можно говорить о бурном возрождении этой Церкви. В силу американской геополитики и экспансии происходит поддержка извне ее как структуры, так и как ареала русофобии и антиправославных настроений. Приходы УГКЦ появились там, где она никогда не имела поддержки; довольно успешно развивается миссионерская деятельность, хотя эта Церковь как была, так и остается локальной, присущей западным областям Украины. Возрастает и ее политический вес в государстве, как антипода русского населения и Православной Церкви.

Но все же Львовский Собор 1946 г. принес для Православия положительные результаты. До 1946 года на всю Львовскую область было всего лишь три православных прихода.

Вот статистические данные на 1 января 2015 г.: УПЦ МП - 70 религиозных организаций (р.о.), 2 - монастыря (м.), 2 - учебных заведения (у.з.); УАПЦ - 394 р.о., 3 - м., 1 - у.з., УПЦ КП - 484 р.о., 3 - м., 2 - у.з., РКЦ (католики) - 167 р.о., 18 - м., 2 - у.з., УГКЦ имеет значительный перевес: 1598 р.о., 40 - м., 7 - у.з. Если взять совместно все ветки Православия, то это будет составлять 948 религиозных организаций, чего униаты никак не могут простить украинскому народу, который не захотел остаться в лоне дочерней корпорации Ватикана - УГКЦ.

Что о себе пишут униаты?

Чтобы как-то компенсировать свою неполноценность, УГКЦ создает свой месседж, имидж глобального признания и своей необходимости в обществе, как на религиозной, так и на мировой политической арене, - наподобие укроСМИ она создает так называемые фейки и тиражирует их в своей среде, по украинской пословице: «хвали мене, моя губонько, хвали, бо я тебе розірву». Так, вспоминая печальное для себя событие - 70-летний юбилей Львовского Собора, на котором произошло осуждение унии и разрыв с Ватиканом, она называет его «псевдособором». Желая как-то реабилитироваться, греко-католики приводят «факт», с которым мы можем ознакомиться в статье «Православные христиане мира: «Настало время признать ужасную правду о Львовском псевдособоре 1946 года»». Она размещена на официальном сайте УГКЦ 7 марта этого года. Оказывается, вдруг, - обратите внимание! - «все православные христиане всего мира » (!), осудили этот «лжесобор», ну и, конечно же, Московский Патриархат: «Мы знаем, что миллионы православных христиан по всему миру искренне осуждают антирелигиозные преследования со стороны советского правительства... Мы смиренно просим прощения за все несправедливости... и склоняем наши головы перед мучениками Украинской Греко-Католической Церкви... которые, при попустительстве Московского Патриархата , были заключенными, замученными, депортированными и убитыми советской властью».

В результате титанических усилий, наверное, дипломатии УГКЦ, под этим документом появились подписи «всех православных христиан всего мира»! А теперь - внимание. Вот они: 1 - из Львова (!), 1 - из Астердама, 2 - из Нью-Йорка, 2 - из Москвы (это, без сомнений, победа над Московией!) 5 - из Парижа и 7 - из Киева. Под каждой подписью прибавлено (для очевидности и наглядности!) «православный». Вот как надо глобально действовать и прилагать «соборные и всеправославные заявления»! Но почему-то под этим сверхглобальным документом нет ни одной подписи «друзей», представителей украинского епископата раскольников УАПЦ и УПЦ КП, с которыми взаимно заигрывали на бандеровской почве.

В статье о проповеди «Глава УГКЦ по случаю 70-летия псевдособора» сказано: «Надеемся, наша протянутая рука примирения хотя бы в этот раз не останется без ответа». Сам глава униатов выдал следующие шедевры-перлы. Опираясь на выше приведенное письмо, он заявил: «Вчера весь мир взволновала весть о том, что большое число священников-интеллектуалов Православной Церкви направило нам письмо с просьбой прощения за преступление псевдособора...» «Большое число священников», если верить подписям под этим письмом, - внимание! Состоит аж из четырех отцов!!! Четырех подписей!!!

Еще один «перл» из той же статьи, - как бы реакция, «ответка»-реабилитация после вызова на коврик в Рим к Папе, - является просто литературным шедевром в классическом униатском менталитете; его достоинство вы сейчас оцените по этой цитате: «Он (глава УГКЦ) сообщил, что Папа для УГКЦ дал апостольское благословение и сам попросил благословения от епископов УГКЦ: «Он склонил перед нами свою голову, говоря: "Благословите меня". Мы почувствовали , что Папа склонил голову перед Церковью-мученицей и многострадальным народом».

Обратите внимание на ключевую фразу: «мы почувствовали ». То, что Папа во время приветствия обыкновенно склоняет голову, это факт, остальное же говоря другими словами: «Ну вот так нам захотелось, чтобы Папа именно так почувствовал и так нас попросил...» Это просто уникальный шедевр!

Теперь я хочу внести для читателя ясность в то, что остается между строк в Слове главы УГКЦ, что не просто имеется в виду, а является его главной целью: «Поэтому я стараюсь вспомнить жест, который совершил мой предшественник 10 лет назад... Пусть эта наша протянутая рука примирения и оздоровления хотя бы в этот раз не останется без ответа». Вы представляете? Униаты, как жертвы репрессий, «протягивают руку примирения» друзьям православным, которые такие глухие, что не слышат, но, может быть, их жест «хотя бы в этот раз не останется без ответа»!!! Внимание, 10 лет тому назад тогдашнему главе УПЦ МП митрополиту Владимиру (Сабадану) от униатов была «протянута рука» т.е. было предложение разорвать отношения с РПЦ и принять унию, следовательно, полностью подчиниться Папе Римскому поляку Войтыле! А взамен митрополиту с барского, т.е. с папского, плеча, будет разрешено возглавить УГКЦ. Вот такая «рука примирения»! После осуждения нынешним Папой практики униатства это обращение к православным «хотя бы в этот раз не останется без ответа» показывает, что уровень самодурства УГКЦ не подлежит определению. Лечиться еще долго...

УГКЦ называет свой политический гибрид «Церква-Мучиниця», а вот когда надо было выступить перед властью против геноцида в Телергофе и Торезе, заступиться хотя бы за свою униатскую паству, сказать слово против расстрела фашистами западных украинцев во время ВОВ, «мученицею» быть эта «церковь» почему-то не захотела. Даже после нынешнего указания своего главы - Папы в Декларации, что на Украине это внутренний конфликт, а не внешняя агрессия, антинародный и братоубийственной тон «мученицы» не меняется.

В слове о Львовском Соборе глава УГКЦ так и не избавился от патологической русофобии и от неадекватной оценки тех верных УГКЦ, которые искренне присоединились к Православию, представленной им как «поцелуи Иуды». Но все же стоит заметить, что агрессивная тональность официальных документов, по сравнению с прошлыми годами, после гаванской встречи понизилась, хотя бы в высказываниях об этом Соборе. Но при этом амплитуда раздражительности и недовольства еще больше увеличилась. Не стоит и нам обольщаться, что бандеровская униатская верхушка вмиг изменилась.

Возьмем, к примеру, статью «"Как пастыри, мы говорим от имени нашего народа Святейшему Отцу и миру: Папа Франциск нас услышал", - епископы УГКЦ». Сам по себе стиль статьи очень «чудотворный», когда собеседнику приписывают от его имени то, что он услышал и то, что он даже хотел почувствовать. В этих словах, как униатский религиозный менталитет, передается комплекс неполноценностей и лакейства. Чтобы как-то компенсировать свою несамобытность, все подается в духе гигантизма, мировой глобальности и значимости, потому, что на униатах, - как и на Украине в целом, - якобы «весь мир» клином сошелся. В частности, в этой статье говорится: «Подготовили публичное обращение, в котором доносят вниманию мировой общественности информацию об агрессии и гибридной войне... Церковь осуждает зверства, похищения, заточения и пытки против отдельных лиц и групп на Донбассе и в Крыму, особенно против крымских татар - мусульман (ну, вот татарам мусульманам никак не живется хорошо без униатских бандер, и это аксиома! - авт .), а также попрание свободы вероисповедания и достоинства миллионов человек (как они точно все о себе сказали! - авт .)... УГКЦ неустанно молится и поддерживает мир, и сегодня её руководство обратилось к Святейшему Отцу и миру - помочь прекратить войну и облегчить гуманитарный кризис, вызванный российской агрессией против Украины... (униаты нагло противоречат Папе, который в Декларации четко определил, что это гражданский внутренний конфликт, а не внешняя агрессия. Сами униаты реально помогали «восстановления мира» на майдане, разливать «коктейли Молотова» и убивать там людей. Студенты и «отцы» УГКЦ и РКЦ, абсолютно со всех учебных духовных заведениях принимали участия в майдане - авт. ). Украинцев беспрестанно поносят с помощью хорошо продуманной и финансируемой международной пропаганды. (Ну, вы видали? Опять «зрада», теперь уже международная!!! - авт. ). «Я сказал Святому Отцу: "Народ страдает, Ваше Святейшество, и ждёт Ваших объятий". Папа Франциск дал чётко понять, что будет действовать», - сообщил Блаженнейший Святослав. (А вот каким чудесным образом Папа дал это понять, не уточняется. Бесспорно, опять униатский шедевр! Митрополит Святослав сам говорит и сам же отвечает вместо Папы, другими словами это: «четко дает понять, я вас тут держу за дураков, всю свою паству» - авт. )... Святейший Отец является глобальным моральным авторитетом, который говорит правду. Этот голос правды особенно важен для украинцев, которые сейчас страдают, - сказал Блаженнейший Святослав Папе Франциску. («Голос правды..» - «непогрешимая» аксиома! Но не для униатов, ведь можно похабно отрицать декларации папы - авт. ). Если люди не слышат или не понимают этого голоса, то они запутываются, беспокоятся и чувствуют себя забытыми, (Тут сказываются фобические симптомы бандеровцев после «гаванского предательства» Папой. - авт. ). «Святейший Отец подчеркнул, что никто не будет решать экуменические вопросы ценой всей Восточной Католической Церкви», - сообщил Глава УГКЦ. (Слова «никто не будет решать...» означают, что это уже решено Папой без УГКЦ. Стоит вспомнить, что обычно на это мероприятия (Львовский Собор), хоть и не круглая была дата, во Львов съезжались главы других униатских церквей ради солидарности, согласуясь с Папой, конечно, а тут вдруг ни одного из них НЕ БЫЛО! Так что, неужели все так радужно для УГКЦ, как они это представляют? - авт. ). Под этой «чудотворной» статьей подпись всего этого цирка: Секретариат Синода Епископов УГКЦ.

Последние движения-фейки по реабилитации собственного комплекса неполноценности, это громогласные заявления униатов, что они ведут успешно экуменическое общение-переговоры с раскольниками УАПЦ, о чем и сообщают на своем сайте, а также доложили об этом (что очень важно) Папе. Что только ни сделает брошенная и обиженная любовница! Вот с таким комплексом неполноценности «брошенной» и живут униаты! Ведь при всех своих совместных бандеровских мероприятиях с православными раскольниками, они не упускали свой шанс разбоем отобрать приходы не только у УПЦ МП, но и у УАПЦ, которая где перевес униатского населения находиться под их прессингом; а там это помнят и глупыми иллюзиями не живут. А после заявления Папы об осуждении униатизма УАПЦ их «имели в виду...» (це зрада! ), так что эта новость в униатов всплыла с позавчерашнего дня.

Последняя новость, - кульминация по реабилитации комплекса неполноценности даже на государственном уровне (!), - это подготовка встречи двух «побратимів»-«защитников» Украины, коллег по несчастью, - главы УГКЦ митрополита Вячеслава (Шевчука) и президента Петра Порошенко. Первого, мягко говоря, «не учли во время встречи» - Папа предал, а второго «не учли после встречи» с ЕС. Всюди, всюди одна ЗРАДА! Обычно после таких встреч распухшее лицо не только у Порошенко.

В призме этой горькой для униатов дате - 70-летний юбилей события Собора, да еще после «гаванского предательства» Папы, наглядно проявляются исторические комплексы неполноценности, фобии «брошенной любовницы» - УГКЦ. Ее менталитет и жизнь - русофобия и православнофобия, а, кроме этого, теперь еще и «ватникофобия» - к Донбассу, ко всем тем, кто не разделяет «патриотичную» бандеро-фашистскую идеологию. Которая, полным таким комплектом, выливается в кощунственный и чудовищный грех УГКЦ - народоубийство Украины!

Что явилось причиной такой жизни УГКЦ?

Причина этого в православном богословии называется ересью филетизма (расизм) или этнофилетизма. Суть которой заключается в следующем: в предательстве христианских истин в угоду этническим и политическим интересам. В 1872 г. эта ересь была осуждена Православной Церковью.

В фундаменте «святости» УГКЦ лежит один из ее подвижников - Иосаф Кунцевич (1580-1623), который сжигал вместе с храмами православных христиан, не желающих принимать унию. За что был канонизирован Римом как «апостол единства»; для большей «святости» его останки положили рядом с мощами апостола Петра в Ватикане.

Именно униаты навязали нам украинцам и Украине желто-голубой католический австрийский флаг, который они получили за заслуги от австрийского короля, за подавление-убийство венгерских крестьян. И вот этот флаг, обагренный проклятием и кровью крестьян венгров, лег в основу государственности, последствия чего мы сейчас ощущаем. Не зря ныне венгерские общины Закарпатья хотят полностью отсоединиться от убийцы-Украины, их дети не воюют в братоубийственной войне в АТО, и это факт!

В 21 веке УГКЦ, при номинальном вспоминании о Христе и внешней христианской обрядности, в эволюционном процессе извратила веру. Украина - это бог в вышиванке, Путин - дьявол, москали - бесы, Бандера - пророк, майдан - церковь, «правый сектор» - апостолы, АТО - святая инквизиция, фашистская свастика - вместо нательного креста, все это в сюжетах иконах УГКЦ, а ее «святые», которые нарисованы на стенах храмов, - братоубийцы, насильники и детоубийцы - АТО-шники. Вот и икона Матери Божьей - новая, чисто униатская - «укропская»! Именно таким «святым» героям, которые занимались геноцидом поляков, евреев, украинцев, русских (которые не разделяли идеи фашизма), нынче в униатских храмах, по уже установленной богослужебной традиции, вместо молитвы «слава Богу», кричат «слава героям!», вместо проповеди «любви к ближнему» звучит «смерть врагам!»

Нет сомнения в катастрофических последствиях «майдана», где организаторской силой была УГКЦ. Каждый (!) из епископов УГКЦ заявлял тогда: «на майдан вывел людей Святой Дух!». На майдане этот «святой дух» руками отцов и семинаристов УГКЦ метал «коктейли Молотова», убивал и выкалывал глаза «беркутовцам», разливал чаек с наркотиком. Тот же униатский «святой дух» привел страну к обнищанию, геноциду, братоубийству и ненависти, к принятие евросодомских законов и ценностей. Флагами евросодома украшены их храмы, иконы, они присутствуют в виде ленточек на облачениях и на свечах (дикирии и трикирии) епископов. В зоне АТО униатский «святой дух» также действует через наставления капелланов, когда объектами обстрелов являются православные храмы, монастыри. Как свидетельствуют жители Донбасса, именно на православные праздники осуществлялись активные бомбардировки и вылазки укро-фашистов. Вот такому «святому духу» уже 400 лет своего существования поклоняется униатская «церковь». Вот это все и есть чистейшей воды - греко-католическая «святость»!!! Как написано в Евангелии, «каждое дерево по плодам познается». УГКЦ - это филетизско-фашистская секта дьявола, которая разрушила Украину, на которой лежит грех народоубийства!

Но, слава Богу, не все миряне и духовенство разделяют такие взгляды верхушки УГКЦ. Стоит вспомнить об одной из веток, отделившейся от УГКЦ УПГКЦ (Украинской Правоверной Греко-Католической церкви). По своему настрою - это бескомпромиссные антиглобалисты, выступающие против евросодомии и других апостасийных проявлений нашего времени, прокляли прошлых Пап. Они изначально во время майданных событий заняли противоположную позицию, а в самом начале АТО умоляли народ не участвовать в братоубийственной гражданской войне и не собирать деньги на эту войну. Реакция УГКЦ не заставила себя долго ждать. Была организована спецоперация, где было задействовано, - вы только вдумайтесь, - до сотни человек, до зубов вооруженных огнестрельным оружием. Храмы и монастыри УПГКЦ были разгромлены, священники арестованы, часть из них депортирована. «Цивилизованная Европа», конечно же, не возмущалась этим нарушением прав верующих.

Не удивительно, что даже в лоне самой этой «церкви» не менее дикарские взаимоотношения. История, которая шокировала область. Это было во всем известном еще при Союзе в курортном городе Трускавец Львовской обл. Молодой и активный священник о. Иоанн, имел связи с украинскими диаспорами Канады и США, благодаря чему, в конце 90-х годах построил шикарный Свято-Покровский храм (УГКЦ). Благочинный (декан) не мог с этим смириться и что бы стать там настоятелем нанял убийц, которые на глазах у матушки и детей его зарезали. Все как обычно, благочинный - настоятель, отпел - жалобно, следствие - не дало результатов.

Какое же должно быть наше отношение к УГКЦ?

Конечно же, имея перед глазами этот горький опыт, необходимо не допустить в будущем подобные проявления, в той степени, в какой это является законным и возможным для осуществления. По своим делам и религиозно-политической идеологии УГКЦ мало чем отличается от ваххабитов ИГИЛ. Стоит вспомнить слова митрополита Иллариона (Алфеева): «У нас нет никакой антипатии к верующим Греко-Католической Церкви... в Венгрии... она там не агрессивная... Но на Украине, к сожалению, это не так. Потому что на протяжении веков греко-католики занимали ту самую позицию, которую они и сегодня, не стесняясь, озвучивают на весь мир».

Протоиерей Олег Трофимов , доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук

Автор статьи, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в помощи. Карта Сбербанка России: 676196000086178580 яндекс кошелек 410014004754153