Правила святых апостолов. Правила святых апостолов Правила святых апостолов с толкованиями

25 правило Святых Апостолов

греческий текст:
Ἐπίσκοπος, ἢ πρεσβύτερος, ἢ διάκονος ἐπὶ πορνείᾳ, ἢ ἐπιορκίᾳ, ἢ κλοπῇ ἁλούς, καθαιρείσθω, καὶ μὴ ἀφοριζέσθω λέγει γὰρ ἡ γραφή Οὐκ ἐκδικήσεις δὶς ἐπὶ τὸ αὐτό. Ὡσαύτως καὶ οἱ λοιποὶ κληρικοί.

русский перевод:
Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в воровстве обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного. Ибо Писание глаголет: не отмсти дважды за одно. Так же и прочие причетники.

Некоторые выводы:
Прежде всего стоит заметить, что данное правило хоть и довольно краткое, но содержит в себе столь много вопросов, что обсудить их в рамках одного сообщения на мой взгляд представляется очень сложным. Но что самое главное, данное правило прежде всего говорит не о правонарушениях как таковых, а о мере наказания за такие правонарушения и даже больше о том, что в части этих правонарушений должна применяться обычная мера, а не "двойная" как в части иных, упоминаемых у толковников.

То есть, данное правило должно прежде всего применяться не как формулирующее наказание за то или иное правонарушение, а как уточняющее, что данное наказание не должно быть чрезмерным.

Думаю более правильным будет обсудить сами правонарушения по отдельности. И там уже указать какие канонические правила более точно относятся к перечисленным проступкам.

Что такое апостольские правила? Это основополагающий монумент законодательства всемирной Церкви. По мнению некоторых исследователей, «Правила святых апостолов» написаны неизвестным автором. Тем не менее римско-католическая, православная и многие протестантские церкви признают за данным документом апостольский авторитет.

Вообще апостольские правила, так же как и «Учения двенадцати апостолов», считаются одним из важнейших трудов ранних столетий Церкви. Они свидетельствуют о том, что принципы церковного бытия, которые мы используем сейчас, восходят неизменными к её первым столетиям (тогда молельни вели полукатакомбный образ жизни). Кстати, некоторые протестантские общества по безрассудству или гордыне считают нынешнюю систему организации бытия верующих навязанной властями либо устаревшей.

Дата создания

Когда же были созданы апостольские правила? Интересно что датировка их написания неизвестна, но учёные предполагают, что они появились в конце второго или начале третьего века: возможно, вскоре после трёхлетнего гонения Деция. В отличие от «Поучения», данный документ до сих пор применяется в православных церквях Востока.

Известно, что апостольские правила формально не относятся к корпусу «Священного предания», но владеют несомненно высоким авторитетом, следующим сразу за вердиктами Вселенских Соборов.

Появление и значение в Церкви

Итак, правила учеников Иисуса Христа относятся к наиболее ранним церковным мифам. Христианство только зародилось, а они уже имели колоссальный авторитет как начертанные апостольские легенды. Интересно, что I (Никейский) Всемирный собор ссылается на данный документ как на нечто общеизвестное, так как очевидно, что других правил до его появления не существовало.

Здесь первое правило ясно повторяет 21-е апостольское, а второе - 80-е правило. 341 года многие свои законы базирует на апостольских трудах. Второе правило Шестого Всемирного Собора подтверждает достоверность этих документов, провозглашая, что «85 правил апостольских отныне должны быть тверды и нерушимы».

Вообще христианство считало, что особая важность трудов христовых учеников заключена не только в их древности и высокоавторитетном происхождении, но и в том, что они содержат почти все наиважнейшие канонические нормы. Ценность их возросла в тот момент, когда они были дополнены и развиты Поместными и и церковными Отцами.

Сущность бумаг

О чём повествуют правила апостолов?

  • О хиротонии: епископа двумя епископами либо тремя (1), а священника либо диакона - одним епископом (2).
  • Об отторжении от сана: за чужие предметы на алтаре (3), за выдворение жены (5), мирские заботы (6), за безосновательный отказ от причастия (8), за свершение молитв с еретиками (11, 45), клятвопреступление, блудодеяние и воровство (25), рукоприкладство (27, 66), за приобретение власти с помощью мирских правителей (30), за свершение таинств без ведома епархии (35), азартные игры и алкоголизм (42), за отречение от Христа (62), за участие в праздниках с иудеями (70).
  • Об отлучении мирян: за преждевременный уход со службы (9), за свершение молитв с еретиками (10).
  • Служение запрещается: кастратам (21) и двоеженцам (17), слепым и глухим (78), военнослужащим (83), отлучённым от служения (32).
  • Характеристика списка библейских книг (85), в который включены 42 ветхозаветные книги и 28 (или 36, если учитывать те, которые запрещено публиковать) книг без Апокалипсиса.

Канонический статус

Апостольские правила с толкованиями доступны для изучения каждому человеку. Второе Правило Трулльского Собора определило труды апостолов на первое место среди канонических бумаг: оно признаёт документы учеников Христовых. Также их признаёт и Православная Церковь Востока. Но Церковь римлян соглашается с каноническим авторитетом лишь первых пятидесяти правил.

Это же правило № 2 корректирует 85-е апостольское правило, которое описывает каталог книг и трудов канонических. Оно изымает из них письма Климента, не привлекая на себя строгую критику, ради сбережения аутентичности апостольской легенды.

Правило 25

Итак, рассмотрим 25 апостольское правило. В нём говорится, что епископ, или диакон, или пресвитер в клятвопреступлении, или в разврате, или в воровстве обличённый, будет лишён священного чина. Но от общения церковного его нельзя отлучать. Ибо в писании сказано: за едино дважды не отмстиши (Наум 1:9). Это же относится и к пономарям.

Согласитесь, 25 апостольское правило весьма интересно по своему содержанию. Вообще, всё то, что препятствует вступлению известной особы в священный сан, конечно же, должно и лишать её этого сана. Какие особенности должно иметь духовное лицо, всем известно. Точно так же все осведомлены об изъянах, которых не могут иметь священники. Какие у духовных лиц существуют наиглавнейшие недостатки? На первом месте находятся такие, которые чернят доброе имя, столь важное для батюшек.

А какие недостатки порочат репутацию священнослужителей? Именно те, которые нетерпимы и у мирян: они подвергают их строгости карательного закона. Данный апостольский закон упоминает три преступления, в которые по несчастию может впасть духовный человек - кража, блудодеяние и клятвопреступление. Об этих и иных провинностях, которые может совершить священник, упоминается и во многих иных правилах, о чём рассказывается в соответствующих толкованиях их. Как говорилось ранее, если духовное лицо впадает в указанные грехи, оно не заслуживает священного сана.

Итак, данное правило гласит, что священнослужители и церковнослужители, уличённые в упомянутых беззакониях, должны лишаться того положения, которое они приобрели через хиротесию и хиротонию. Но одновременно это же положение говорит, что их отлучать от общения с церковью не нужно. Оно оправдывает своё предписание словами Святого Писания (Наум.1:9).

В толковании пятого апостольского правила говорится о различных наказаниях, установленных для батюшек за совершённые ими грехи. И там же трактуются извержение и отлучение - эти наказания считаются наиболее тяжкими. Для духовных лиц практикуется извержение из священного сана, а для простых людей - отлучение от церковного общения.

Кстати, апостольские правила для миряндолжны преподноситься так же, как и для духовных лиц: в поучениях, проповедях и с помощью книг.

Отлучение, о котором рассказывает пятое предписание, не нужно расценивать как кару для духовных лиц. Его нужно трактовать как наказание для мирян, в противном случае рекомендации этого правила не имели бы смысла. Необходимо сей закон понимать так, что священник за известные оплошности лишается духовного сана и превращается в мирянина, имеющего право участвовать в церковном общении. И лишь позднее, совершив подобный проступок как мирянин, он отлучается от церковных разговоров.

Кстати, извержение для священнослужителя является самой тяжёлой карой. Интересно, понятие о христианском милосердии предусматривает добавление к этому наказанию ещё одного? А именно: лишение виновного права участия в собраниях верующих? Впрочем, данный закон снисходителен лишь к тем провинностям, которые упомянуты только в этом документе. Ведь в 29 и 30 правиле упоминаются и иные грехи, за которые преступники несут двойное наказание - извержение и отлучение. Например, за симонию или за получение епископского сана с помощью мирских властей.

Вообще апостольские правила с толкованиями являются весьма интересным чтивом. Так, по определению Григория Нисского, о котором упоминается в четвёртом правиле, блудодеянием называется не оскорбляющее иных удовлетворение похотливого желания с какой-либо персоной. Отсюда следует, что разврат можно совершить с человеком, который не связан браком и никому не принадлежит по закону. Поэтому такая оплошность не наносит оскорбления третьему лицу, то есть мужу или жене. Данным нюансом блудодеяние и отличается от прелюбодеяния, которое другому человеку причиняет зло и оскорбляет его.

Фактически прелюбодеянием называют незаконную связь с чужой женой или с чужим мужем. Правила Василия Великого (38, 40, 42) блудодеяние представляют более широко: этим именем называют все браки, заключённые против воли старших.

Необходимо отметить, что апостольские правила о браке рассказывают много интересного. Конечно же, блудодеяние считается меньшим грехом, чем прелюбодеяние. Ведь, по словам того же Григория Нисского в упомянутом правиле, блуд является преступным удовлетворением похотливых желаний. Прелюбодеяние же, кроме всего прочего, содержит оскорбление другого, вследствие чего и наказывается строже. Осуждение блудодеяния у священников, выраженное в данном документе, основывается на Святом Писании (1 Тим. 3:2,3; Тит. 1:6).

Вторым преступлением, которое осуждает данное правило, является нарушение клятвы. Так, если какой-либо священник нарушит некую клятву, произнесённую по какому-либо важному вопросу именем Бога, то далее должен подтвердить суд. И если судьи выяснят, что клятва действительно нарушена, то грех этот будет тем тяжелее и преступнее, чем торжественнее был провозглашён сей обет, и чем важнее был случай, при котором он был дан и наоборот (Вас. Вел. 82 пр.). Этот грех весьма сурово наказывается и среди мирян. Многим теперь понятна строгость данного закона по отношению к батюшкам за то же преступление. Ведь они, кроме всего прочего, послужили бы соблазном для верующих, оставаясь служить истине, в то же время утопая в неправде.

В этом правиле подразумевают под кражей тайный захват имущества другого человека. Если некто присвоил предмет, являющийся церковным достоянием, то такое воровство относится к иному типу преступлений и наказывается иначе (Ап. 72; Двукр. 10; Григория Нис. 6,8).

Правило 51

Апостольское правило 51-е говорит нам о следующем: если диакон или епископ, или пресвитер, или какой-либо священник отворачивается от вина, мяса либо брака не ради необходимого поста, но по причине глумления, то что с ним произойдёт? Ведь данное лицо забыло, что всё добро зело! Что Господь, создавая человека, сотворил мужа и жену неразлучными! Фактически оно клевещет на божье создание! Данный документ гласит, что такой священник должен либо исправиться, либо будет лишён священного чина и отлучён от Церкви. Такое же наказание предусмотрено и для мирянина.

И действительно, молельни всегда одобряли воздержание и даже рекомендовали его в дни поста. Но настоящий закон направлен против тех древних еретиков, которые гнушались некоторых видов пищи, вина либо мяса, видя в них нечто нечистое, и отвергали брак.

Правило 42

Апостольское правило 42-егласит, что если пресвитер, епископ или диакон предан игре либо пьянству, да будет он извержен и да престанет. Толкование данного документа идентично толкованию 43-го правила, которое гласит, что если чтец, певец или иподиакон будет вытворять подобное, он будет отлучён. Это же относится и к мирянам.

И в 42, и в 43 правиле говорится об одной и той же вещи, а именно: о воспрещении игр и пьянства. Закон утверждает, что если лица, предавшиеся сим грехам, проявят настойчивость и после получения советов со стороны старших, то следует их лишить священного сана, если то будут священники. Если же такую оплошность допустят миряне либо церковнослужители, их следует отлучить от святого причащения. Вообще, священников обычно предварительно лишали службы, занимаемой ими в храме. Отлучали их от святого причащения лишь после того, как они прекращали быть чтецами, иподиаконами либо певцами.

Под игрой, упомянутой в этом документе, следует понимать разного рода азартные игры (например, в карты), в процессе которых человек стремится отнять у партнёра как можно больше денег. Некоторые игроки по своей воле обрекают на гибель либо собственные сбережения, либо сбережения своей семьи. Это своего рода кража, за которую 25-е правило учеников Христовых рекомендует извержение духовного отца, уличённого в ней. 42-е правило точно так же предписывает извержение каждого склонного к азартным играм.

Правило 45

45 апостольское правилогласит, что если пресвитер, епископ или диакон молится лишь с еретиками, да будет отлучён. Если же разрешит им поступать как церковным служителям, то да будет извержен.

В первом правиле святой Василий Великий говорит, что в старину еретиками называли людей, совершенно отторгшихся от Православной Церкви. По его определению, ересь является явной разностью в самой божьей вере. Десятый апостольский закон запрещает молиться совместно с отлучённым от Церкви за какой-либо тяжёлый грех. От Церкви всегда отделяют людей, не принимающих её догматического учения и противящихся ему.

Поэтому клирик либо епископ, творящий совместно с еретиками молитву, подвергается отлучению: таким лицам запрещено священнодействовать. Однако наиболее тяжёлой карой - извержением, то есть лишением сана, может быть наказан клирик либо епископ, допустивший еретиков к таинствам Церкви как её служителей.

Современным примером такого нарушения правил служит допущение католическим или протестантским священником к совершению венчания своего прихожанина вместо себя. Некоторые батюшки разрешают прихожанам принимать причастие от инославного духовника: такие действия также наказываются. Данный нюанс 45 правила дополняется следующим за ним 46 предписанием.

Правило 64

О чём повествует 64 апостольское правило? Данный документ предупреждает, что если кого-либо из клира увидят постящимся в божий день либо в субботу (Великая Суббота не учитывается), да будет извержен. Если же мирянина застанут за таким делом, его отлучат.

Вообще степень разрешения поста в воскресные и субботние дни определена в церковном уставе. В этот период разрешается употреблять вино, елей и пищу после литургии, без продолжения поста до трёх четвертей дня.

Правило 69

А 69 апостольское правило говорит, что если пресвитер, или епископ, или чтец, или певец, или иподиакон, не соблюдает пост в святую четыредесятницу перед пасхою, или в среду, или в пяток: да будет извержен. Но если мирянин допускает такую оплошность: да будет отлучён. Отказаться от поста в данном случае может лишь человек, имеющий немощи телесные.

И напоследок необходимо добавить, что, по мнению Златоуста и Василия Великого, бог сотворил пост ещё в раю. Именно тогда он запретил людям вкушать от запрещённых плодов.

У нас в сообществе часто в дискуссиях упоминаются те или иные канонические правила. Уже много раз заходил разговор о правильном их понимании и толковании. Начиная с этого сообщения мы будем разбирать и обсуждать текст того или иного канона.

Итак, начнем.

39 правило Святых Апостолов

греческий текст:
Οἱ πρεσβύτεροι, καὶ οἱ διάκονοι, ἄνευ γνώμης τοῦ ἐπισκόπου μηδὲν ἐπιτελείτωσαν αὐτὸς γὰρ ἐστὶν ὁ πεπιστευμένος τὸν λαὸν τοῦ Κυρίου, καὶ τὸν ὑπὲρ τῶν ψυχῶν αὐτῶν λόγον ἀπαιτηθησόμενος.

русский перевод:
Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их.

Некоторые дополнения:
Правило 33(42) Карфагенского собора.
Определено такожде, чтобы пресвитеры, без соизволения своих епископов, не продавали вещей церкви, в которой посвящены. Равно и епископам не позволительно продавали церковные земли, без ведома собора или своих пресвитеров. Того ради, кроме нужды, и епископу не позволительно расточати вещи, находящиеся в церковной описи.

Правило 12 Седьмого Вселенского Собора.
Аще кто, епископ, или игумен, окажется что либо из угодий, принадлежащих епископии, или монастырю, продавшим в руки властей, или отдавшим иному лицу: не твердо да будет оное отдаяние, по правилу святых апостол, глаголющему: епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу назирающу: но не позволительно ему присвояти что либо из оных, или сродникам своим дарити принадлежащее Богу: аще же суть неимущие, да подает им яко неимущим, но, под сим предлогом, да не продает принадлежащего церкви. Аще поставляют в предлог, что земля причиняет убыток, и никакой пользы не доставляет: то и в сем случае не отдавати поля местным начальникам, но клирикам или земледельцам. Аще же употребят лукавый оборот, и властелин перекупит землю у клирика, или земледельца: то и в сем случае продажа да будет недействительна, и проданное да будет возвращено епископии или монастырю: а епископ, или игумен, тако поступающий, да будет изгнан: епископ из епископии, игумен же из монастыря, яко зле расточающие то, чего не собрали.

Некоторые выводы:
Как мы видим все толкователи этого правила считают, что запрет на совершение чего либо клириками без ведома епископа ограничивается запретом совершения каких либо действий с церковным имуществом. Таково общее мнение толковников. Аристин же и Зонара ещё дополняют к этому запрет на совершение таких юридических действий как подвержение епитимии или отлучению от церкви кого-либо и когда-либо по своему произволу, разрешение от епитимии, сокращение или продолжение её срока. То есть считают что это правило ограничивает кроме власти имущественной, ещё и власть судебную. Преосвященный Никодим (Милаш) больше склонен согласиться с Вальсамоном.

То есть данное правило, по мнению церковной юриспруденции ограничивает действия клириков без ведома епископа только в области распоряжения церковным имуществом и возможно в области судебной. В других областях, по мнению толковников действия клириков данное правило не ограничивает!

И это совершенно точное толкование. Ведь если решить, что данное правило запрещает вообще какие-либо действия клириков без ведома епископа, то здесь легко дойти до абсурда решив например, что клирик вообще не может ступить буквально шага не получив на то особого благословения церковной власти. А такого в канонах установлено быть не может.

15. Апостольские правила о браке

Поскольку брак вводился пришедшими к власти апостольскими христианами, то в качестве образца, ими, естественно, были взяты АПОСТОЛЬСКИЕ ПРАВИЛА о браке. Что привело к сильной ломке привычных понятий, господствовавших в тогдашнем обществе.

Надо сказать, что сами апостолы вводили правила брака ТОЛЬКО ДЛЯ ПРИЧТА – то есть, для церковнослужителей. О браке мирян в апостольских правилах почти ничего не говорится, см. ниже. И это понятно. Желания мужа и жены могут разойтись и тогда судьей должен выступать тот, кто способен ПРИНУДИТЬ обе стороны к выполнению тех или иных правил. Другими словами, установление брака подразумевает наличие ВЛАСТИ. На чисто добровольных началах, за редким исключением, нельзя установить брак. И апостолы это прекрасно понимали. Поэтому и установили правила брака, в первую очередь для церковнослужителей, то есть для людей, ЗАВИСИМЫХ от Церкви. Не выполняешь правила – тебя лишают священного сана, после чего прежние правила тебя уже больше не касаются. Все просто и понятно. А вот заставить следовать своим брачным установлениям мирян апостольская Церковь смогла лишь тогда, когда стала ГОСУДАРСТВЕННОЙ и государство передало ей часть своих властных полномочий. Это случилось после принятия апостольского христианства в Империи, в конце XIV века.

Приведем полный список всех апостольских правил, касающихся брака. Обратите внимание, что почти все они относятся к причту, то есть к церковнослужителям. Всего известно 85 апостольских правил, из которых касаются брака следующие:

«Правило 5. Презвитеръ или дiаконъ, аще помощницу свою изженетъ, да отлучитъся. Аще же не введетъ паки, да извержется» , лист 2.

К мирянам это правило не имеет отношения. Толкование к правилу поясняет, что под «помощницей» здесь подразумевается жена. В этой связи отметим, что жены апостолов в церковном предании именуются их «помощницами», «споспешницами», «подругами», но не женами. Например, на 17 мая ст. ст. в Святцах читаем: «Св. апостола Андроника, единаго от 70-ти и Июнии, ПОМОЩНИЦЫ его» ; см. также , л. 153. Вероятно, это связано с тем, что освященный брак и связанное с ним понятие законной жены были введены позже.

«Правило 17. Несвященъ всяк двоеженецъ, или наложницу питея» , лист 4.

Это апостольское правило запрещает священнодействовать, то есть служить в церкви, двоеженцу или содержащему наложницу. Мы не будем здесь заниматься разбором толкований, что такое «двоеженец». Отметим лишь, что это правило относится только к священникам. Оно не упоминает мирян.

«Правило 18. Пущеницу или рабу, или вдовицу, или плясицу поимъ, не священникъ есть» , лист 5.

Это апостольское правило тоже относится только к священникам и запрещает им жениться на разведенной женщине (пущенице), вдове или артистке («плясице», плясунье). Миряне в нем не упоминаются.

«Правило 19. Непрiидетъ в причетъ, иже две сестренице, или сестричну поимъ» , лист 5.

Это апостольское правило запрещает человеку, взявшему в жены сестер, или же женившемуся на своей сестре, быть членом причта. То есть – служить в церкви. Про мирян ничего не говорится.

«Правило 25. Въ блуде бывъ святитель, или въ клятве, или въ татьбе (воровстве – Авт.), да извержется, а не отлучится. Глаголет бо писание, не отмстиши дващи (дважды – Авт.) вкупе» , лист 6.

Это апостольское правило требует извергнуть из священного сана епископа или священника, уличенного в блуде, в клятве (то есть, если он поклялся в чем-то) или в воровстве. При этом, апостолы запрещают отлучать его от церкви. Таким образом за внебрачное сожительство (блуд) полагался просто перевод из разряда священнослужителей в разряд мирян. Как и за воровство или клятву, например, за принесение присяги. Опять-таки, это правило не касается мирян.

«Правило 26. Въ причетъ прежде брака пришедшимъ, велимъ четцемъ и певцемъ, аще хотятъ, да женятся» , лист 6–7.

Это апостольское правило разрешает церковным чтецам и певчим по их желанию жениться уже после их поставления, то есть после прихода в церковный причт. В этом отличие чтецов и певцов от священников и дьяконов. Последние должны были жениться ДО поставления, как гласит следующее правило:

«Правило 27. Несть достойно презвитеру или дiакону по поставленiи женитися, но прежде священiя к браку приходити, и потомъ прiяти таковый санъ. Токмо же единемъ чтецемъ и певцемъ, прежде освященнымъ бывшимъ, сиречь, поставленнымъ в той чинъ, и потомъ жениться подобаетъ» , лист 7.

Оба правила не касаются мирян.

«Правило 48. Мирскiй человекъ жену свою пустивъ, и другую поимъ, или пущеницею оженився, да отлученъ будетъ» , лист 13.

На этот раз апостольское правило относится к мирянам и запрещает им, под угрозой отлучения от церкви, менять одну жену на другую и жениться на разведенной. О церковном браке здесь ничего не говорится. При этом, из истории церкви хорошо известно, что данное правило в том безусловном виде, как оно здесь высказано, НЕ ВЫПОЛНЯЛОСЬ. Во-первых, существовал церковный развод (в Русской Православной Старообрядческой церкви он до сих пор существует). Во-вторых, приведенное в Кормчей толкование данного правила ограничивает его применение только теми случаями, когда при разводе нарушены светские законы: «Аще который мирскiй человекъ КРОМЕ ЗАКОНОМЪ ПОЛОЖЕНЫХЪ ВИНЪ свою жену пуститъ, и иную поиметъ, или пущеною от своего мужа оженится, да будетъ отлученъ» , лист 13.

«Правило 51. Всякъ причетникъ и мирскiй человекъ вина, или мясъ, или брака гнушаяся, аще токмо не воздержанiя ради, аще не исправится, отверженъ» , лист 13–14.

Это апостольское правило также касается мирян и воспрещает им гнушаться брака (наравне с вином и мясом). В толковании к правилу разъясняется, что под браком здесь имеется в виду сожительство супругов, а не церковное освящение этого сожительства: «Толкование. Епископъ или презвитеръ, или дiаконъ, или всякъ священническаго чина, вина, или мясъ, или брака гнушаяся, не воздержанiя ради, но ненавистiю мерзска творя я» (его – Авт.) и на вредъ души, забывъ писанiя глаголющаго, яко вся добра зело. ничто же бо от сотворенныхъ богомъ зло; и паки, яко мужа и жену сотворилъ есть богъ человека. Но аще хуля оклеветаетъ тварь божiю, да исправится, укоряя и похуляя себе. аще ли же ни, да изверженъ будетъ и до конца отриновенъ от церкве: такоже и мирскiй человекъ» , лист 14.

«Правило 61. Верный обличенъ бывъ в любодеянiи, или в блуде, или во иныхъ гресехъ, не будетъ причетникъ» , лист 17.

Это апостольское правило запрещает принимать в причт православных христиан («верных»), которые были замечены в прелюбодеянии, блуде или других грехах. К мирянам оно не относится.

«Правило 67. Нужду сотворивъ девице, да отлучится, и да имать ю» (ее – Авт.), аще и убога есть» , лист 19.

Это апостольское правило требует отлучить от церкви любого, кто совершил насилие над девушкой. Оно также требует от насильника, безусловно, взять в жены изнасилованную – даже в том случае, когда она «убога». Но если насильник уже женат? Этот случай не оговаривается. Что, при буквальном толковании данного правила, означает многоженство, по крайней мере, для тех, кто отлучен от церкви. Ведь, согласно правилу, насильник обязан взять в жены изнасилованную им женщину В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ. Даже, если он уже женат.

Это – все, без исключения, апостольские правила, имеющие хоть какое-то отношение к браку. В целом, они говорят сами за себя и достаточно ясно обрисовывают христианский брак времен апостолов. Обратите внимание на полное отсутствие упоминаний о каких-либо церковных обрядах, связанных с браком. Кроме того, количество браков (жен) апостолы ограничивают лишь для СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ. Которым предписано иметь только одну жену, см. правило 17 выше. Для мирян в этом смысле ограничений не вводится.

Конечно, нам могут сказать, что апостольские правила дошли до нас в искаженном виде. Возможно. Но, скорее всего, в основе этих правил все-таки лежат древние постановления XII века, исходящие от апостолов, учеников Христа.

Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона сообщает следующее. «Основа их (апостольских правил – Авт.) имеет очень древнее происхождение, но многие части добавлены были впоследствии… Греческая церковь к 50-ти правилам, принятым римскою церковью, присоединяет еще 36, так что число всех апостольских правил простирается до 85» , статья «Апостольские постановления».

Отметим, что с точки зрения Новой хронологии, последние 35 правил, отсутствующие в римской церкви, но присутсвующие в русской и греческой, скорее всего, появились после османского завоевания Константинополя в 1453 году. Напомним, что Ватикан и римская церковь были основаны беглецами из Константинополя около 1453 года, см. нашу книгу «Ватикан».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА II О браке Естественная обязанность отца кормить своих детей послужила поводом к установлению брака, указывающего на лицо, которое должно нести эту обязанность. Народы, о которых говорит Помпоний Мела, определяли отцовство лишь на основании сходства.У

Из книги История свадеб автора Ивик Олег

Дума о браке. Россия многонациональная Все, наверное, помнят знаменитую фразу из кинофильма «Кавказская пленница»: «Мне теперь из этого дома есть только два пути: или я ее веду в 3АГС, или она меня ведет к прокурору». Действительно, в советское время за похищение невесты

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Секс до брака и в браке Сексуальные отношения в современной Японии имеют мало общего с Японией прошлого. Исчезло деление на сословия: большая часть японцев принадлежит к «среднему классу» со сходной системой ценностей и образом жизни. Для японских школьников главной

Из книги Миф о Марии Магдалине автора Старберд Маргарет

7. Возлюбленная в браке И я увидел Святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Откр. 24:2 В книге философа-психолога Карла Густава Юнга «Ответ Иову» утверждается: мы должны вернуть невесту Иисуса-человека в

Из книги История людей автора Антонов Антон

20a. О шведской семье и первобытном браке Классическая теория, идущая от Моргана и Энгельса, гласит, что из промискуитета выкристаллизовался групповой брак и лишь значительно позже он переродился в брак индивидуальный.С промискуитетом и матриархатом мы уже разобрались,

автора Поснов Михаил Эммануилович

Апостольские каноны. Так называемые «апостольские» каноны составляют конец 8-ой книги Апостольских Постановлений (глава 47) и приписывают себе, как и Апостольские Постановления, апостольское происхождение, при посредстве Климента Римского. Апостольское происхождение

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Так называемые Апостольские Постановления. «Постановления святых апостолов» (???????? или?????????) - этим именем нвзывается церковно-юридический сборник, в котором различаются три части. Первая часть обнимает 6 первых книг и представляет расширенную обработку дидаскалии.

Из книги Социализм как явление мировой истории автора Шафаревич Игорь Ростиславович

1. Дольчино и «Апостольские братья» Основателем секты «Апостольских братьев» был молодой крестьянин из-под Пармы Герардинус Сегарелли. Рассказы современников рисуют его отчасти мужичком себе на уме, отчасти - придурковатым, но судя по его успеху, в нем были и какие-то

9 правило Святых Апостолов

греческий текст:
Πάντας τοὺς εἰσιόντας πιστούς, καὶ τῶν γραφῶν ἀκούοντας, μὴ παραμένοντας δὲ τῇ προσευχῇ καὶ τῇ ἁγίᾳ μεταλήψει, ὡς ἀταξίαν ἐμποιοῦντας τῇ ἐκκλησίᾳ ἀφορίζεσθαι χρή.

русский текст:
Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного.

еп. Никодим Далматский (Милаш):
Общение христиан в первые времена церкви выражалось главным образом в общем участии всех верных в трапезе Господней (1Кор.10:16,17) и в единодушном пребывании всех в храме (Деян.2:46; 20:7). Это общение, выражавшееся таким образом, положено, между прочим, в основание и при составлении чина литургии, так что оглашенные, могущие оставаться в церкви с верными лишь до определенных молитв, как только начинался самый чин евхаристии, приглашались диаконом удалиться из церкви, так что оставались в храме одни верные, и были участниками трапезы Господней. Этим выражалась общая мысль церкви о духовном единении между верными, а также и то, что, ради этого духовного единения, каждый верный может и имеет право участвовать в церкви при всех молитвах и при святой евхаристии и в совокупной молитве, после св. причащения, благодарить Господа за Его Великий дар. Так было при начале церкви Христовой, и все верные приходили всегда в церковь, и не только слушали в церкви чтение Св. Писания, но оставались там до тех пор, пока священник, окончив божественную литургию, не давал им благословения для выхода из церкви. Такая ревность стала однако у некоторых охладевать, и многие, прослушав только чтение Св. Писания, выходили из церкви. Ради этого, без сомнения, и был внесен, как читаем в Апостольских постановлениях (VIII, 9), в чин литургии, после напоминания оглашенным выйти из церкви, диаконский возглас о том, что ни один из имеющих право оставаться до конца службы, не должен ее оставлять. По всей вероятности, это не помогало, многие и после диаконского возгласа все же выходили из церкви до окончания службы, оскорбляя этим благоговейное чувство истинно верных и производя беспорядок в самой церкви. Вследствие этого издано было настоящее строгое правило, требующее отлучения от церкви каждого, приходящего в церковь и не остающегося в ней до окончания службы .

Некоторые канонисты понимают это правило так, что верные не только должны были оставаться в церкви до окончания божественной литургии, но и обязаны были все причащаться св. тайн . Возможно, что такое толкование правильно, так как подтверждением этого могут служить места из Св. Писания, приведенные выше при изъяснении этого правила. Однако, не может быть, чтобы все верные принуждались причащаться каждый раз при посещении церкви, так как легко могло быть, что не все бывали всегда подготовлены к причащению или по внушению голоса собственной совести, или в силу каких-либо других причин из личной или общественной жизни. Для того, чтобы и такие были удостоены хоть некоторого участия в святыне с одной стороны, и для избежания тяжести наказания, налагаемого этим правилом с другой, а также для того, чтобы обязать и тех, которые не могут причаститься, все же оставаться до окончания божественной литургии, заведена была раздача антидора, который каждый должен был принять из рук священника для своего собственного освящения .

Примечания:
1. Св. отцы и учители церкви следующих веков не переставали говорить и увещевать относительно того, как нужно приходить и стоять в церкви во время св. литургии. Basil. ad caesar. . - Hieron. apol. adv. Jovin. . - Ambros. de sacram. 4, 6, 5, 4. . - Chrysost. hom. 3. in cp ad. Ephes. . - См. и примеч. 1 к этому прав. в Пидалионе (12 стр.).
2. См. толкования Зонары и Аристина (Аф. Синт., II,13,14). В слав. Кормчей (изд. 1787, I,3) это правило читается: "да отлучены будут не пребывающие в церкви до последней молитвы, не причащающиеся". Ср. 17 кан. ответ Вальсамона патр. Александр. Марку в Аф.Синт., IV,461.
3. См. толкование Вальсамона 2 прав. Антиох. Соб., Аф. Синт., III,128 и Синт. Властара, К,25 (Аф. Синт., VI,335).