Литературно-исторические заметки юного техника. Шереметьев николай петрович Граф шереметьев происхождение рода национальность

9 июля (28 июня по старому стилю) 1751 родился Николай Петрович Шереметев (Шереметьев) - представитель одного из знатнейших российских родов, сын графа Петра Борисовича Шереметева, высокообразованный придворный, фаворит Павла I, обер-гофмаршал высочайшего двора. Женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой, в память о ней построил в Москве Странноприимный дом (ныне – здание НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифософского). Вошёл в историю отечественной культуры как незаурядный театральный деятель, покровитель искусств, коллекционер, музыкант, меценат и благотворитель.

Семья и ранние годы

Отец Николая Шереметева, граф Пётр Борисович Шереметев, также славился своей любовью к искусству, музыке и театральным постановкам. У него была большая коллекция живописи и предметов искусства, свой домашний театр, который в качестве зрителей посещали и монаршие особы. Шереметев-младший с детства воспитывался при дворе Екатерины II, вместе с будущим императором Павлом I. Будучи товарищем по детским играм, он остался дружен с наследником на всю жизнь, и благодаря этому впоследствии имел много привилегий, но также и страдал от причуд этого неуравновешенного человека. Николай Шереметев одним из последних видел Павла I живым накануне убийства (разделил с ним его последний ужин в Михайловском замке) и впоследствии искренне горевал о его кончине.

С детства молодой Шереметев выступал в домашнем театре отца. В возрасте 14 лет он исполнил партию бога Гиминея, которую до этого исполнял цесаревич Павел.

В 1769 году молодой граф Шереметев отправился получать образование в одном из наиболее престижных учебных заведений – Лейденском университете в Голландии. Помимо учёбы он осваивает театральное дело, сценическое, декорационное и балетное искусства, вращается в высших кругах европейского общества, знакомится с Моцартом и Генделем. Граф Шереметев был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии. Среди его талантов есть и ещё и профессиональная игра на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виолончель, фортепиано. Он умел читать партитуры, управлять оркестром и в юности мечтал быть дирижёром.

«Жизнь – театр…»

Екатерина II, как известно, не благоволила людям, близким наследнику Павлу Петровичу. Опасаясь нового дворцового переворота, императрица стремилась удалить от двора тех вельмож, которым Павел мог доверять и на поддержку которых мог бы рассчитывать в своём стремлении создать оппозицию державной маменьке. Поэтому, по возвращении в Россию, Николай Шереметев сразу получил должность директора Московского банка и «осел» подальше от Петербурга - в провинциальной, патриархальной Москве.

Однако графа это ничуть не огорчило. Верный поклонник Мельпомены, он тут же развернул строительство нового театра в своём подмосковном имении Кусково. Пристройка к дому Шереметевых на Никольской улице, где ранее располагался крепостной театр Петра Борисовича, оказалась мала для грандиозных планов его наследника. Первоначально представления давались на двух сценах: на Никольской и в Кусково, но вскоре Николай Петрович полностью перебрался в имение. В Кусково он создал театр, конкурировать с которым не мог ни один из известных крепостных театров того времени. Театр Шереметева отличался правильно подобранными декорациями, отличным оркестром и, конечно же, актёрами. Наспех набранную его отцом труппу из крепостных крестьян Николай Петрович пополняет новыми «народными» талантами. Он отдаёт своих актёров на обучение специально выписанным для этой цели артистам Петровского театра. Многие актёры проходят обучение в Москве и Петербурге, получая на деньги барина-мецената самое разностороннее образование: помимо сценического искусства, уроков вокала и музыки, они обучаются иностранным языкам, литературе, стихосложению. Сам Шереметев создаёт собственный театральный оркестр, покупает богатые декорации, заказывает костюмы, приглашает лучших музыкантов.



Усадьба Кусково. Дворец.

Новый Кусковский театр был официально открыт в 1787 году и пользовался огромной популярностью. На его спектакли съезжалась вся знать Москвы, а на некоторые представления специально прибывали высокопоставленные зрители из Петербурга. Содержатели частных театров жаловались городскому голове, что граф Шереметев (и без того богатый человек), ради своей забавы отбивает у них публику. Но для Шереметева театр не был забавой. Театральное дело постепенно превратилось в дело всей его жизни.

Помимо музыки и театра, Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры. За два десятилетия на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр, Фонтанный дом в Петербурге и Странноприимный дом в Москве. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Поражает умение графа не гоняться за модными европейскими архитекторами и художниками, а открывать таланты в своих крепостных. Знаменитое здание театрально-дворцового комплекса в Останкино было построено крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны и Старова.

Художник Н. Аргунов впоследствии увековечил память Шереметева, написав портреты его самого и Прасковьи Ковалёвой (Жемчуговой). Кстати, одним из крепостных талантов Шереметевых был и скрипичных дел мастер И. А. Батов, чьи инструменты по праву сравнивают с произведениями таких мастеров как Гварнери и Страдивари.

Дворец в Останкине был открыт уже летом 1795 года. Премьера состоялась 22 июля. Для открытия была подготовлена героическая опера «Взятие Измаила». Труппа Шереметева становится лучшей среди крепостных на то время, затмевая даже знаменитый театр графа Воронцова. Оригинальная планировка зала Останкинского театра позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. На сегодняшний день, Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены 18 века - сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

В 1796 году в биографии графа Шереметева наступают значительные перемены. На престол восходит его друг детства - Павел I. Николай Петрович в мгновение ока становится обер-гофмаршалом и одним из самых влиятельных людей в стране. Говорят, что первым приказом новоявленного императора был приказ срочно разыскать и возвратить ко двору его наперсника – графа Николая Шереметьева. И надо сказать, такой поворот фортуны Николая Петровича не обрадовал. По характеру своему он был добрый московский барин – театрал, хлебосол, созерцатель. Служил, но карьеру делать не старался и суеты придворной не любил. А тут он вновь превратился в игрушку в руках своенравного и взбалмошного самодержца, оказался буквально прикован к брегам Невы, не имея возможности заниматься любимым делом, приезжать в Останкино и Кусково, ставить новые спектакли, лично контролировать свою труппу. Лишь в 1799 году Шереметева назначили директором императорских театров, а затем директором Пажеского корпуса. Милости и почести сыпались на придворного, как из рога изобилия. За свою многогранную деятельность при дворе граф не раз награждался русскими и иностранными орденами, ему жаловались звания, имения, различные привилегии. Но не почестей и славы жаждал Николай Петрович от своего государя. Как это ни парадоксально, самым горячим желанием императорского фаворита в эти годы было устроить свою личную, семейную жизнь…

Ковалёва-Жемчугова

Граф Николай Петрович Шереметев прославил своё имя также и известной всему миру любовной историей, в которой он выступил в качестве прекрасного, но несчастного принца. Ведь любовь всей его жизни – крепостная актриса Прасковья Ковалёва (по сцене - Жемчугова) - по всем параметрам, числилась в «золушках»…

Фамилию Жемчугова она получила по прихоти самого Николая Петровича. Отыскивая драгоценные таланты среди толп крепостной детворы, граф предпочитал именовать их соответствующе: Гранатова, Алмазов, Бирюзова…

На самом же деле Прасковья была дочкой горбатого кузнеца – «коваля», и в графский театр она попала семилетней Парашкой Ковалёвой. Голосистую девчушку приметила родственница Шереметева - княгиня Марфа Михайловна Долгорукая, которая взяла её в воспитанницы и дала крепостной недурное образование. Параша знала итальянский и французский языки, брала уроки пения у лучших мастеров, умела играть на арфе и клавесине. Уже в 13 лет она блистала на сцене, исполняя глубоко трогательную партию Луизы из драмы Седена «Беглый солдат». С 16-и лет Ковалёва-Жемчугова заслуженно считалась примой Шереметевского театра, гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано. Жемчугова с лёгкостью перевоплощалась из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа – стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И всегда срывала бурные овации. Граф Шереметев, едва увидев Прасковью на сцене, влюбился в неё до безумия.

Несмотря на протесты родственников, Николай Петрович дал обет: если он не может жениться на возлюбленной, то не женится ни на ком. После смерти отца он открыто перебрался в специально построенный для Прасковьи дом в Кусковском парке. Все знали об их отношениях – в те времена влюбленности помещиков в молоденьких крепостных никого не удивляли. Однако после своего неожиданного возвышения при дворе, графу Шереметеву пришлось изменить свой «деревенский» образ жизни. Вместе с Жемчуговой он переехал в столицу, и высшее общество разволновалось. Николаю Петровичу уже исполнилось 45 лет, он был холост, да к тому же баснословно богат и хорош собой. Многие красавицы знатных родов сгорали от зависти и ненависти к бедной крепостной актрисе. Ведь такой перспективный жених уходил из их рук! Это в Кускове Прасковью Жемчугову возносили на Олимп – в расчётливом Петербурге, где бал правили связи и происхождение, свет отзывался о ней не иначе как о дворовой девке.

Граф страшно тяготился осознанием вины перед своей любимой. Он не раз обращался к Павлу I с просьбой разрешить, в виде исключения, официальный брак с Жемчуговой. Император прямо не отказывал Шереметеву, но смотрел на связь своего фаворита с актриской, как на странное чудачество. Он искренне восхищался игрой Прасковьи на сцене, однако создать прецедент, поставив актёрку, дочь крепостного кузнеца, в один ряд с представительницами родовитых фамилий, так и не позволил.

Северные ветры Петербурга, постоянные переезды из столицы в Москву и обратно вскоре подорвали здоровье актрисы. Прасковья простудилась и потеряла свой великолепный голос. К тому же, у неё обострился наследственный туберкулёз. Давно получившая от графа вольную, Жемчугова жила в Петербурге простой содержанкой – и горечь этого положения убивала её.

Только после смерти Павла I граф Николай Петрович решился на уловку с подделкой документов. Он сочиняет легенду о происхождении Прасковьи Ивановны Ковалёвой из рода польских шляхтичей Ковалевских, которые якобы когда-то жили в его имении Кусково. В 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получает от молодого императора Александра I воистину царский подарок – специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской. Возможно, здесь не обошлось без шантажа: граф Шереметев не мог не знать о готовящемся заговоре против Павла I, а также и об участии в нём самого наследника. Шереметев в заговоре не участвовал, но и Павла о грозящей ему опасности не предупредил, хотя был едва ли не последним, кто говорил с ним накануне убийства. Фактически предав своего государя и благодетеля, обер-гофмаршал, скорее всего, рассчитывал на благодарность Александра I. Вскоре он её получил.

Влюблённые тайно обвенчались 8 ноября 1801 года. По семейному преданию Шереметевых, обряд состоялся в московской церкви Симеона Столпника на Поварской улице. Лишь недавно нашлась запись о венчании в церковной книге храма Николы Чудотворца, стоявшего когда-то на Сапожковской площади близ Троицких ворот Кремля. Там, скорее всего, и совершилось таинство сего брака.

Никому, даже своим родным братьям и сёстрам, Николай Петрович не сказал, что женат. Несмотря на императорское одобрение, Прасковью Шереметеву не приняли бы в высшем свете – звание актрисы было ничуть не лучше статуса бывшей крепостной, ведь в то время даже хоронили актёров за кладбищенской оградой.

В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий. Естественно, такой непредвиденный поворот ошеломил всю алчную родню, радостно смирившуюся с тем, что Николай Петрович уже не оставит после себя прямого наследника. «Отменный штукарь наш старший родственник», – злобно заметила в мемуарах Анна Семеновна Шереметева – одна из претенденток на немалое наследство графа Николая Петровича.

Своим браком Шереметев окончательно закрепил за собой звание безумца, которого он удостаивался за глаза всю жизнь. Но это его более не волновало. Через двадцать дней после рождения сына умерла и Прасковья Шереметева-Жемчугова.

Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью.

Странноприимный дом

В память о жене Шереметев основал Странноприимный дом (богадельню) в Москве (ныне здание Московского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Строить здание приюта граф начал ещё в 1792 году. Место близ Сухаревой башни называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало его матери. За постройку здания первоначально взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных, ученик Баженова. Но после смерти Прасковьи Жемчуговой довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги – большой поклонник творчества покойной актрисы. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев. Снаружи – дворец; внутри – убежище для больных, бездомных, увечных. Дом состоял из больницы на 50 "страждущих от недугов", богадельни на 100 "призреваемых"(50 мужчин и 50 женщин) и приюта на 25 девочек-сирот. Была также организована библиотека с читальным залом. В боковых галереях устроены палаты для немощных, а наверху - особое отделение для бедных, не имевших средств к существованию и живших здесь на иждивении этого дома.

Потратив на постройку здания огромный капитал - более полутора миллиона рублей, Шереметев положил на содержание богадельни ещё 500 тысяч рублей и завещал ей «в вечность» село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии – восемь тысяч душ. Из этих средств следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось каждый год - 23 февраля, в день смерти графини Прасковьи Ивановны.

Потом, уже за чертой земной жизни графа, в Странноприимном доме будут лечиться раненые – герои 1812 года, сражений на Шипке и у Плевны, защитники Порт-Артура.

Здание Странноприимного дома Шереметева считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII - XIX веков. Это единственное благотворительное учреждение в России, которое было построено и содержалось на средства одного частного лица.

Память и потомки

Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провёл в Петербурге, в своём дворце на Фонтанке (Фонтанный дом). Скончался 1 января 1809 года. Похоронили графа рядом с женой, в Шереметевской усыпальнице Александро-Невской лавры, в простом дощатом гробу – все деньги, положенные на богатые похороны высочайших особ, граф Шереметев завещал раздать бедным.

«В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба», - сказано в его завещании сыну.

Сын Николая Петровича Шереметева - Дмитрий Николаевич - не просто продолжил традиции меценатства, заложенные отцом, но и многократно развил их. В его время в народе появилась поговорка «жить на шереметевский счёт», поскольку граф, являясь попечителем Странноприимного дома, тратил не только на него, но и на другие учреждения, огромные суммы. За счёт графа Шереметева существовали московские храмы, обители, гимназии, приюты и, отчасти, Петербургский университет. Помощь графа сыграла решающую роль в преображении Лазаревской церкви в Александро-Невской лавре. Дмитрий Николаевич в течение всей жизни оказывал материальную поддержку художникам, певцам и музыкантам, часто отдавая залы Фонтанного дома в Петербурге под мастерские как знаменитых, так и безвестных живописцев.

Известными меценатами стали и внуки Николая Петровича - старший сын Дмитрия Николаевича Сергей и младший - Александр. Сергей Дмитриевич Шереметев был видным государственным деятелем, коллекционером и историком, а также состоял во множестве обществ, в том числе в Российском обществе покровительства животным.

Граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931) основал в 1882-м году частный оркестр, с которым с 1898-го года начал давать народные (общедоступные) симфонические концерты. В 1908-м году он пожертвовал 20 тысяч золотых рублей на учреждение стипендии Н.А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. По его инициативе в Петербурге были установлены мемориальные доски Александру Даргомыжскому, Милию Балакиреву, Александру Серову и Модесту Мусоргскому, а также проводился всероссийский сбор средств на памятник Чайковскому. С 1910 года общедоступные концерты оркестра Шереметева стали бесплатными. Их посещала преимущественно малоимущая публика - та, что впоследствии составила аудиторию Ленинградской Филармонии, Театра оперы и балета им. Кирова, МАЛЕГОТа.

В начале XX столетия род Шереметевых по-прежнему оставался богатейшим в России, но случился 1917 год. Младший внук знаменитого мецената Н.П.Шереметева - Александр Дмитриевич - оказался в Европе, где решил переждать «смутное время», как и многие другие русские аристократы. Ожидание затянулось, в Россию он так и не вернулся. За границей представителю богатейшего рода Шереметевых не на что было жить. Внук человека, чьё богатство одно время превосходило императорское, закончил свои дни во Франции в приюте для неимущих русских эмигрантов и был похоронен в общей могиле, за неимением средств на более достойное погребение. Увы, так проходит слава мира!

Девиз дворянского рода Шереметевых гласил: «Бог сохраняет все». Но сегодня лишь архивные документы позволяют восстановить события двухвековой давности и отдать дань уважения людям, движимым благородными идеями просвещения общества, помощи несчастным и обездоленным. Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре - как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться соотечественники и потомки.

Оценить ход реконструкции усадьбы и парка «Останкино» из штата Калифорния приехал потомок рода Шереметевых с супругой. Его предок, русский дворянин и меценат XVIII-XIX веков Николай Шереметев , чью усадьбу сейчас реставрируют, создал в ней деревянный дворцовый театр и даже женился на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой .

Графские развалины

Внутри бывшая дворянская усадьба и впрямь напоминает развалины: в полумраке видны голые стены — большинство картин сняты, повсюду аккуратно разложены элементы интерьера XVII-XIX веков. Шереметевы переходят из зала в зал, каждый шаг отзывается скрипом старого паркета.

В России граф Георгий Шереметев бывает часто. По-русски он говорит чисто и как-то по-книжному. «Исторические корни легко не выдернешь. Они внутри, мы стараемся хранить традиции рода. И детей приучаем любить историческую родину, — рассказывает граф, поднимаясь по ступеням в очередной зал усадьбы. — Все Шереметевы были настоящими патриотами и преданы своей стране — за веру, царя и Отечество…»

Дальняя часть усадьбы густо заросла лесом. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Жена графа тоже из дворянского рода — Ревуцких . По профессии она искусствовед, преподаёт историю искусства в Сан-Франциско. Про своих детей Мария Николаевна говорит, что они «очень русские», и в доме Шереметевых принято общаться на этом языке.

«А тут что — газета выглядывает?» — граф оборачивается к директору музея-усадьбы Геннадию Вдовину , показывая на отверстие в фанерной стене. «В прежние времена газеты на стены клеили вместо шпаклёвки и грунтовки, — отвечает тот. — Видимо, ещё дореволюционная». Графу явно интересны «русские технологии» оклейки обоев. Он достаёт из кармана небольшой фонарик, светит на стену. «Нет, — разочарованно качает головой, — советская». На пожелтевшем листе хорошо читается: «Новый рекорд фрезеровщика орденоносца тов. Гудова… Требуйте в книжных магазинах. 25 копеек». Идём дальше.

Жена графа тоже из дворянского рода — Ревуцких. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Театр и крепостная Параша

Знаменитый на весь мир частный театр графа Николая Шереметева представляет собой небольшую комнату. Именно на этой площадке играла в составе труппы крепостных будущая жена графа Прасковья Жемчугова. Костюмы и декорации не сохранились — во время войны 1812 года сгорел флигель с гардеробной. В глубине зала видна лишь римская колесница — один из уцелевших реквизитов.

Зато сохранилось машинное отделение с механическими приспособлениями театрального дела XVIII века — машинами грома и дождя. «Смотрите, как просто, — директор музея отводит Шереметевых в угол зала. — Тут с потолка идёт узкий колодец с жестяными пластинами в стенах. Шум дождя получали, когда сверху сыпали горох».

Усадьбу окружает парк по типу французского Версаля. Его реконструкция почти завершена. В данный момент администрация музея занимается восстановлением старых деревьев. Через пять лет обновлённое дворянское гнездо Шереметевых откроет двери для всех.

«Устроили тут Химкинский лес»

Другая часть поместья Шереметевых, парк «Останкино», тоже находится на реконструкции. Граф Шереметев следит за ходом работ с декабря. Парк будет состоять из современной части с игровыми площадками и зоной вай-фай и исторической части — дореволюционной и советской.

Усадьбу окружает парк по типу французского Версаля. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«Придя сюда полгода назад с проектом реконструкции, мы ужаснулись», — вспоминают архитекторы. Культурный памятник был плотно застроен кафе, деловыми офисами и целыми развлекательными комплексами с площадками для пейнтбола. «Помните, здесь кафе стояло?» — обращается к Шереметеву главный архитектор реставрации Андрей Коровянский. «Помню, помню», — кивает тот. «Снесли, — в голосе архитектора звучит насмешка. — Когда мы сказали, что будем сносить незаконные постройки, над нами посмеялись».

Появляется очередное кафе с характерным названием «Лав». С балкона доносится шансон и отборный мат. «В этом месте заканчивается променадная часть парка, гранит под ногами меняется на серую плитку», — невозмутимо продолжает Коровянский. Тут прямо на дворцовую аллею въезжает джип и упирается в Шереметевых. Граф галантно предлагает супруге руку. Не глядя в сторону «Лав», они удаляются вглубь парка.

Внутри усадьба действительно похожа на графские развалины. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Дальняя его часть заросла лесом. Вернуть сюда пейзажный парк с лужайками и открытыми пространствами можно только после вырубки поросли. «Решаем этот вопрос с экологами: по законам Москвы, ствол толще 8 сантиметров считается деревом, трогать его запрещено, — объясняет архитектор. — Но чтобы открыть пейзажи, парк нужно чистить. Иначе исторических дубов просто не видно, хотя в советские годы между ними в футбол играли». Старые деревья отмечены маркерами в виде штрих-кодов, каждое стоит на учёте у экологов.

«Тут ещё вот какое дело. Только раздастся звук топора — сразу появятся политические активисты с лозунгами вроде «Не дадим загубить Останкинский парк», — Андрей Коровянский машет рукой в сторону города. — Мы это уже проходили, когда детскую площадку в новой части делали. Устроили нам тут Химкинский лес. Сначала из «Яблока» пришли. Потом, правда, Митрохин увидел, как происходит реконструкция, и стал помогать. Следом появились «защитники леса» из КПРФ и «Женщин России». Давайте, кричат, защищать парк Останкино. От чего защищать, сами не знают…» На протяжении эмоционального монолога архитектора граф Шереметев хмурится, потом долго молчит. «Я понимаю… — произносит он наконец. — Да, понимаю».

В этой усадьбе находится знаменитый театр графа Николая Шереметева. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«С каждым поколением всё труднее сохранять русские традиции»

За самоваром и блинами в кафе «Русский чай» Георгий Шереметев рассказывает журналистам о непростых отношениях с прошлым. «Здесь земля наших предков. Мы рады бывать в России и приобщаться к условиям, в которых они жили и которые перевезли за границу. В Америке сохранять традиции нелегко. Происходит ассимиляция, отражается на следующих поколениях», — рассуждает граф. Загибая пальцы, он перечисляет имена своих детей — Александр, Николай, Ариадна, Тамара. Мужские имена Георгий и Александр в семье Шереметевых передаются старшим сыновьям через поколение.

После обеда прогулка Шереметевых по владениям предков продолжилась. В нехоженой части парка, где нет дорог, графине пришлось идти по грязи. «Как пахнет лесом. Правда, хорошо?» — говорила она, обходя лужи. Шереметев здоровался за руку со встречающимися рабочими. Те отряхивались, протягивали руку и удивлённо провожали взглядом мужчину в светлом костюме.

Справка АиФ.ru

Усадьба «Останкино» графа Николая Петровича Шереметева, построенная в конце XVIII века архитекторами Д. Кваренги, Ф. Кампорези и другими, была названа жемчужиной Подмосковья сразу после завершения строительства.

Обновленная дворянская усадьба Шереметевых откроется через пять лет. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«Останкино» — один из ключевых объектов культурного наследия столицы. Так, помимо интерьеров и наружного убранства усадебного дворца в стиле зрелого классицизма, здесь находится единственный в мире деревянный дворцовый театр. В советское время дворянская усадьба была объявлена музеем творчества крепостных мастеров.

Сегодня в усадьбе идёт масштабная реставрация. Для работы над проектом реставрации усадьбы, включающей парковый ансамбль, планируется привлечь лучших специалистов крупнейших мировых парковых комплексов — Версаля (Франция) и Потсдама (Германия). После завершения реставрации дворца и территории парка усадьба будет развиваться как единый комплекс. Полный цикл реставрационных работ по музею-усадьбе «Останкино» планируется завершить в 2015 году.

Великие династии: "Шереметевы." История рода - д/фильмы

Шереме́тевы — один из виднейших боярских родов царства Русского, к которому принадлежал фельдмаршал Б. П. Шереметев, первым в России пожалованный (в 1706) титулом графа. Брак его сына с наследницей А. М. Черкасского положил начало колоссальному «шереметевскому состоянию». Первый его обладатель, граф Н. П. Шереметев, остался в русской истории как меценат, построивший и украсивший подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, а также основавший Странноприимный дом. В Петербурге Шереметевым принадлежал Фонтанный дом.

Кроме графской, существуют и менее известные нетитулованные ветви рода; одной из них принадлежал Юринский замок.

История

Великие династии. Шереметьевы.

Подобно Романовым, выводят своё происхождения от Андрея Кобылы. Пятым коленом (праправнуком) Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, а его братом — Семён Епанча (конец XV века). От Андрея Шеремета и пошли Шереметевы. Его прозвище, по Н. А. Баскакову, на тюркских языках означает «бедняга»; оксфордский филолог Б. О. Унбегаун трактует его как «лев Ахмат» (от перс. sir — «лев», ср. Шахматов).
В XVI—XVII веках из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, как в силу личных заслуг, так и по родству с царствующей династией. Так, правнучка Андрея Шеремета Елена Ивановна была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, по одной из версий, убитого отцом в порыве гнева в 1581 году. Пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в многочисленных сражениях XVI столетия: в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне, казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.
Значительно выросло влияние Шереметевых на государственные дела в XVII столетии. В это время Шереметевы были одним из 16-ти родов, представители которого возводились в бояре, минуя чин окольничего. Боярин и воевода Пётр Никитич Шереметев стоял во главе обороны Пскова от Лжедмитрия II. Сын его Иван Петрович был знаменитым взяточником и расхитителем. Его двоюродный брат — Фёдор Иванович, также боярин и воевода, был видным государственным деятелем в первой половине XVII века. Он в значительной степени содействовал избранию в цари Михаила Фёдоровича Романова, был во главе московского правительства, был сторонником усиления роли Земского собора в вопросах управления страной.


Графская ветвь рода происходит от фельдмаршала Бориса Шереметева (1662—1719), который в 1706 за усмирение восстания в Астрахани был возведён в графы.


Шереметевы в XVI веке


Иван Андреевич (? —1521) — старший сын Андрея Шеремета, сын боярский и воевода, убит в бою с крымскими татарами в 1521, первый носитель фамилии.
Иван Васильевич Большой (? —1577) — боярин и воевода.
Иван Васильевич Меньшой (? —1577) — боярин и воевода.


Елена Ивановна — дочь Ивана Меньшого, жена царевича Иоанна Иоанновича

Константин Маковский. «Боярский свадебный пир в XVII веке», 1883

«Иван IV Грозный и Иван Иванович», картина И. Е. Репина


Семён Васильевич (? —1562) — боярин и воевода.


Фёдор Васильевич (? — вскоре после 1590) — окольничий и воевода.

Шереметевы в XVII веке

Борис Петрович Шереметев (1652—1719) — граф (1706), сподвижник Петра I, ближний боярин (1686), генерал-фельдмаршал (1701).

Иван Аргунов. Посмертный портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. 1768.

Анна Петровна Нарышкина, урожденная Салтыкова, 2 жена Фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева


Михаил Борисович Шереметев (1672—1714) — генерал-майор.

Боярин Федор Иванович Шереметев сдает сохраненные им в Смутное время царские сокровища.


Фёдор Иванович Шереметев (ок. 1570—1650) — русский государственный деятель.
Шереметевы в XVIII веке



Герб при въезде в Шереметевский дворец на берегу Фонтанки

Пётр Борисович Шереметев (1713—1788) — генерал-аншеф (1760), генерал-адъютант (1760), обер-камергер (1761), товарищ детства императора Петра II,

камергер комнаты принцессы Анны Леопольдовны (1739),

сенатор (1762), с 1768 в отставке.


Николай Петрович Шереметев (1751—1809) — покровитель искусств, муж крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

Вид на Странноприимный дом

Наталия Борисовна Шереметева (1714—1771), в замужестве княгиня Долгорукова — одна из первых и самых знаменитых в России мемуаристок.

Иван Алексеевич Долгоруков (1708-1739)- князь, придворный, фаворит императора Петра II


Шереметевы в XIX веке

Александр Дмитриевич Шереметев (1859—1931) — сын Д. Н. Шереметева, российский музыкальный меценат, основатель Российского Пожарного общества.

Александр Дмитриевич Шереметев с женой Марией Федоровной и дочерью Елизаветой Александровной на костюмированном балу 1903 года

Василий Александрович Шереметев (1795—1862) — действительный тайный советник (1857).


Кипренский О.А. Портрет графа Д.Н.

Дмитрий Николаевич Шереметев (1803—1871) — сын графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ивановны Ковалевой, по сцене Жемчуговой, бывшей крепостной актрисы театра.

Аргунов Н. . 1771 - после 1829 Портрет графа Н. П. Шереметева.

Прасковья Ковалёва-Жемчугова в роли Элианы,Ш. де Шамиссо


Сергей Дмитриевич Шереметев (1844—1918) — сын Д. Н. Шереметева, историк и генеалог, общественный деятель, обер-егермейстер (1904), почетный член Петербургской Академии Наук (1890), член Государственного совета (1900).

Sergey Dmitrievich Sheremetev

Егермейстер, Граф Сергей Дмитриевич Шереметьев, в наряде фельдмаршала Графа Бориса Петровича Шереметьева с портрета, хранившегося в селе Кусков.

Александра Павловна Сипягина(1851-1929), ур. Вяземская и Дмитрий Сергеевич Сипягин, граф Сергей Дмитриевич Шереметев и Екатерина Павловна Шереметева (1849-1929), ур. Вяземская.


Василий Васильевич Шереметев (1794—1817) — убит на «четверной дуэли» (24.11.1817 Шереметев—Завадовский—Грибоедов—Якубович) из за балерины Истоминой.

Портрет А.И. Истоминой. (1815-18)

Николай Васильевич Шереметев (1804—1849) — участник Северного тайного общества. Брат В. В. Шереметева.

Шереметевы в XX веке


Сергей Дмитриевич Шереметев (1844—1918) — русский государственный деятель, коллекционер, историк.

Дмитрий Сергеевич Шереметев (1862—1943) — граф, флигель-адъютант, друг детства императора Николая II.

Александр Дмитриевич Шереметев (1859—1931) — российский меценат и музыкант-любитель.


Павел Сергеевич Шереметев (1871—1943) — граф, историк и художник.

Шереметев, Николай Петрович (1903—1944) — внук С. Д. Шереметева, скрипач и концертмейстер Театра Вахтангова, супруг актрисы Цецилии Мансуровой.

Цецилия Мансурова


Пётр Петрович Шереметев (род. 13 сентября 1931, Кенитра, Марокко) — архитектор, меценат и общественный деятель. Председатель Российского музыкального общества в Париже и ректор Парижской русской консерватории имени С. Рахманинова. Председатель президиума Международного совета российских соотечественников.


Николай Дмитриевич Шереметев (28 октября 1904, Москва — 5 февраля 1979, Париж),

муж Ирины Феликсовны Юсуповой (21 марта 1915, Петербург — 30 августа 1983, Кормель), отец Ксении Николаевны Шереметевой-Сфирис, родившейся 1 марта 1942 в Риме.

Ксения Николаевна Шереметева-Сфирис с внучкой

Ксения Шереметева-Сфири имеет дочь Татьяну Сфири (р. 28.08.1968, Афины),которая замужем с 1996 за Алексисом Джианнокопулосом (р. 1963):в этом браке родились две дочери — Марилия (р. 2004) и Жасмин-Ксения (р. 2006)

Музей-усадьба Останкино.


Усадьба Останкино. Москва Вид с монорельсовой дороги.

Москва. музей, парк, усадьба Кусково


Кусково. Партер и оранжерея. 1761-1762 гг. Архитектор Ф.С. Аргунов. Гравюра П. Лорана.

Вид на Странноприимный дом

Странноприимный дом сейчас Институт скорой помощи имени Склифосовского.

Санкт-Петербург, Россия. Дворец Шереметевых на Фонтанке.

Юринский замок Шереметевых. республика Марий Эл.



Юринский замок.
Часть 5 - Великие династии: "Шереметевы." История рода - д/фильмы
Часть 6 -
Часть 7 -
...
Часть 19 -
Часть 20 -
Часть 21 -

Сенатор. Сын генерал-фельдмаршала, графа Бориса Петровича Шереметева и второй его супруги Анны Петровны Нарышкиной (урожденной Салтыковой), граф Петр Борисович Шереметев родился 26 февраля 1713 года, в Прилуках. Крестным отцом его был гетман Скоропадский. Великий Петр почтил своего любимого соратника зачислением его новорожденного сына л.-гв. в Преображенский полк прапорщиком.

Граф П. Б. Шереметев был товарищем детства Императора Петра II, с которым вместе рос и учился.

30 ноября 1726 года Императрица Екатерина I произвела тринадцатилетнего П. Шереметева в подпоручики гвардии, а Петр II пожаловал его, на другой день своей коронации, 25 февраля 1728 года - в поручики и 17 декабря 1729 года - в капитан-поручики того же лейб-гвардии Преображенского полка. Граф Петр Борисович не ладил с временщиком, князем Иваном Алексеевичем Долгоруким, а потому держал себя далеко от двора и, сколько мог, противился браку своей сестры, графини Наталии Борисовны, с царским любимцем, но брак этот состоялся.

Находясь в полку на действительной службе, граф Шереметев был произведен Императрицей Анной Иоанновной, 30 января 1738 года, в капитаны.

Еще в 1732 году прибыла в Россию родная племянница Государыни, принцесса Мекленбургская Елизавета-Екатерина-Христина, окрещенная в православие с именем Анны Леопольдовны. Когда решено было ее бракосочетание с принцем Брауншвейг-Люнебургским Антоном-Ульрихом, то Императрица Анна Иоанновна устроила ей особый придворный штат и 30 марта 1739 года назначила, между прочим, в камергеры комнаты принцессы л.-гв. капитана графа П. Шереметева.

В регенство принцессы Анны Леопольдовны он был пожалован, 1 января 1741 года, в действительные камергеры Императорского двора, с жалованьем по 1500 руб. в год.

Вступившая, 25 ноября 1741 года, на российский престол Императрица Елизавета Петровна, указом от 25 января 1742 года, повелела графу П. Шереметеву быть по-прежнему действительным камергером Императорского двора.

По прибытии, 5 февраля 1742 года, в С.-Петербург вызванного Государыней родного племянника ее, принца Шлезвиг-Голштинского Карла-Петра-Ульриха, избранного ей в наследники русского престола, герцог, жалуя некоторых придворных голштинским орденом Св. Анны, 25 апреля 1742 года, в день Священного коронования Императрицы Елизаветы, дал таковой и действительному камергеру графу П. Б. Шереметеву.

15 июля 1744 года, в день торжественного празднования мира с короной шведской, графу Шереметеву был пожалован орден Св. Благоверного Великого князя Александра Невского. 5 сентября 1754 года действительный камергер граф П. Шереметев был произведен в генерал-лейтенанты, с оставлением в придворном звании. В 1758 году ему Высочайше дозволено было принять для ношения, данный ему королем польским орден Белого Орла, а 30 августа 1760 года он был пожалован в полные генералы и генерал-адъютанты Ее Императорского Величества.

По кончине, 25 декабря 1761 года, Императрицы Елизаветы Петровны, вступивший на престол Император Петр III пожаловал 25 декабря, генерал-аншефу графу П. Б. Шереметеву орден Св. Андрея Первозванного, а на другой день, 28-го того же декабря - назначил его обер-камергером Императорского двора. В день воцарения Императрицы Екатерины II 28 июня 1762 года , обнародован был следующий указ Правительствующему Сенату: - "Господа Сенаторы! Я теперь выхожу с войском, чтобы утвердить и обнадежить Престол. Оставляю вам, яко верховному моему правительству, с полной доверенностью под стражу отечество, народ и сына Моего Графу Скавронскому и графу Шереметеву, генерал-аншефу Корфу и подполковнику Ушакову, присутствовать с вами, и им, так как и действительному тайному советнику Неплюеву, жить во дворце при Моем Сыне".

Пред отправлением своим в Москву, для Священного коронования, Императрица Екатерина Алексеевна собственноручно наметила, 19 июля 1762 года. список сенаторов, которые должны были оставаться в С.-Петербурге и присутствовать в Сенатской конторе, а также и назначенных сопровождать Государыню в древнюю столицу. Граф Петр Борисович был помещен в числе последних и участвовал в Москве на всех коронационных торжествах. 4 апреля 1763 года граф П. Б. Шереметев был уволен, согласно желанию, в годовой отпуск.

По разделении Правительствующего Сената на департаменты, граф Шереметев 23 января 1764 года был назначен к присутствованию в 4-м департаменте Сената.

Вследствие предположенного открытия в 1767 году, в Москве, комиссии составления нового уложения, из депутатов от всех учреждений, сословий и народонаселений России, 19 января 1767 г. граф П. Б. Шереметев был избран в поверенные для выбора головы и депутата от города С.-Петербурга.

Участвуя в заседаниях означенной комиссии, граф Петр Борисович выразил свою полную готовность освободить своих крестьян из крепостной зависимости.

С 1743 года граф Петр Борисович был женат на дочери великого канцлера князя Алексея Михайловича Черкасского, княжне Варваре Алексеевне, угасающее здоровье которой заставило супругов обратиться 2 октября 1767 года к Монархине со всеподданнейшим ходатайством об утверждении предположенного ими раздела некоторых имений между сыном их, графом Николаем, и дочерьми Анной и Варварой. План такого раздела удостоился 22 октября 1767 года собственноручной конфирмации Императрицы Екатерины.

Одновременно с этим скончалась графиня Варвара Алексеевна, утрата которой, после 24-летнего мирного и согласного супружества, тяжело подействовала на графа Петра Борисовича, еще более сраженного судьбой в следующем году смертью любимой его дочери, графини Анны (ум. 27 мая 1768 г.), бывшей невестой приятеля его отца, графа Никиты Ивановича Панина. Это семейное горе заставило графа Петра Борисовича просить у Государыни полного удаления от всяких дел и обязанностей.

По таковому ходатайству, Императрица Екатерина подписала 29 июля 1768 года следующий указ Прав. Сенату: "Генерал-аншеф, двора Нашего обер-камергер и сенатор граф Шереметев всеподданнейше просил Нас об увольнении его от всех военных и гражданских дел. Мы чрез все время службы его долговременной предкам Нашим и Нам самим, бывши всегда довольны его верностию и усердием, всемилостивейше снисходим на его прошение и увольняем его вечно от службы Нашей военной и гражданской".

В 1776 году граф Шереметев был избран в начальники уланского московского корпуса дворовых и городских людей, а в 1780 году он избран в Московские губернские предводители дворянства.

Унаследовав после отца своего громадное состояние (более 60 т. душ крестьян), которое почти удвоилось с женитьбой на не менее богатой княжне Черкасской, граф Петр Борисович владел в разных губерниях 140 тысячами душ крестьян.

Этот широкий достаток ставил его в возможность жить пышно и открыто, собирая к себе и в С.-Петербурге, и в Москве все высшее русское общество и устраивать великолепные празднества для удостаивавшей его нередко своими посещениями Государыни, а также и для иных именитых лиц Европы, которые являлись по временам в России, для свидания, или сближения с двором Великой Екатерины.

Проживая преимущественно в Москве, и в роскошных дворцах дач своих в окрестностях столицы, где преимущественно устраивались многолюдные собрания, граф Петр Борисович удивлял не только соотечественников, но и всех иностранцев своей изящной жизнью и самыми разнообразными, роскошно обставленными увеселениями. В Кускове, где - по свидетельству H. M. Карамзина - отдыхал некогда на лаврах герой-сподвижник Великого Петра - граф Борис Петрович Шереметев, там гостеприимный сын его угощал впоследствии римского императора Иосифа, путешествовавшего под именем графа Фалкенштейна и неизменно благоволившую к нему Императрицу Екатерину. Вот как описывает французский посол граф Сегюр один из праздников, устроенный для Государыни в 1787 году графом П. Б. Шереметевым.

- "Хотя я и небольшой охотник до увеселений, но не могу умолчать о празднестве, происходившем в подмосковной графа Шереметева, угощавшего там Императрицу Екатерину. Вся дорога от города до Кускова была освещена самым великолепным образом. Обширный сад графа и зверинец, убранные с большим вкусом множеством картин-транспарантов, волшебно красовались при освещении их разноцветными огнями. В прелестно выстроенном театре была представлена большая опера; не зная языка русского, я мог только судить о музыке и балете; первая изумила меня своей приятной гармонией; балет же - поражал изящным богатством одежд, красотой, искусством танцовщиц и легкостью мужчин. Более всего мне казалось непостижимым, что стихотворец и музыкант, составившие оперу, архитектор, воздвигнувший театр, живописец его разукрасивший, певцы, актеры и актрисы, танцоры и балерины в балете, музыканты, составлявшие оркестр - все, без исключения, были крепостными людьми графа Шереметева, который тщательно сам заботился о воспитании и обучении каждого, сообразно дарованиям и наклонностям природным. Та же пышная роскошь явилась и за происходившим ужином; я никогда не видел у частных лиц такого громадного количества всяких золотых и серебряных сосудов, фарфора, алебастра и порфира, которым изобиловали столовые залы графа. Но всего удивительнее было то, что все это несметное число хрустальной посуды, покрывавшей стол, за которым сидело около ста человек, было разукрашено вделанными в каждую вещь дорогими, неподдельными драгоценными каменьями разнообразнейших цветов и пород".

Оставаясь вне всякой служебной деятельности, граф П. Б. Шереметев скончался 30 ноября 1787 года и погребен в Невской Лавре.

Узнав о смерти графа П. Б. Шереметева, Императрица выразилась: "Очень, очень его жаль; он много был ко мне привязан".

По свидетельству современников, граф П. Б. Шереметев отличался всегда благотворительностью. Всякий день являлось к столу его неопределенное число знакомых, приятелей, но большей частью бедных служащих и отставных чиновников, которые сверх того получали от него пенсию. В Рождество, Новый год, Светлое Христово Воскресенье и прочие праздники рассылались по знакомым подарки, а к бедным - вспомоществования деньгами и провизией. Летом граф живал в Кускове. Всякое воскресенье выезжала туда половина Москвы, и, не говоря о гостях у графа, приезжие угощались в японском домике и других беседках чаем, булками и прочим, а простому народу приносилось от гостеприимного хозяина вино и пиво.

Источники: 1. Высочайшие указы Сенатского Архива, кн. 102, л. 45; кн. 106, л. 43-46; кн. 109, л. 70; 2. Российский Гербовник, т. II, № 10; 3. Росс. Родословная Книга князя Долгорукова, т. III, стр. 494-502; 4. Бантыш-Каменский - Словарь достопамятных людей России, изд. Ширяева, 1836 г., т. V, стр. 318; 5. Его же - Списки кавалеров, стр. 108, 197, 290; 6. Вейдемейер - Замечательные люди в России XVIII столетия, ч. II, стр. 44; 7. Записки В. А. Нащокина, изд. 1842 г., стр. V; 8. Дневник А. В. Храповицкого, изд. Н. П. Барсуковым в 1874 г., стр. 605; 9. Род Шереметевых, составл. А. П. Барсуковым, изд. 1881 г., т. I, стр. 1-14; 10. Сборник Императорского Русского Исторического Общества, т. IV, стр. 13; т. VII, стр. 101, 150-151, 340; 11. Дела Московского Архива М―ва юстиции; 12. Русская Старина, 1870 г., т. II, стр. 489.

П. И. Баранов.

{Половцов}

Шереметев, граф Петр Борисович

сын фельдмаршала, полн. генерал, обер-камергер при Петре III и Екатерине II, сенатор; р. 26 февр. 1713 г., † 1788 г. 30 ноября.

{Половцов}


. 2009 .

Смотреть что такое "Шереметев, граф Петр Борисович" в других словарях:

    - (1713 1788), граф, генерал аншеф (1760), обер камергер (1761). Сын Б. П. Шереметева. С 1780 московский губернский предводитель дворянства. Владелец усадеб Кусково, Останкино. Создал балетную и живописную школы, крепостной театр. * * * ШЕРЕМЕТЕВ… … Энциклопедический словарь

    - (1713 88) граф, генерал аншеф (1760), обер камергегер (1761). Сын Б. П. Шереметева. С 1780 московский губернский предводитель дворянства. Владелец усадеб Кусково, Останкино. Создал балетную и живописную школы, крепостной театр … Большой Энциклопедический словарь

    - (род. в 1859 г.) любитель и знаток музыки. Еще в середине XVIII в. при графе Петре Борисовиче существовал хор певчих под управлением композитора Степана Дегтерева. Церковный хор его отца графа Д. Н. Шереметева, состоявший под управлением Ламакина … Большая биографическая энциклопедия

    Пётр Борисович Шереметев (1713 1788) граф, генерал аншеф (1760), обер камергер, сын фельдмаршала Б. П. Шереметева. С детства рос и воспитывался вместе с будущим императором Петром II. Сделал успешную карьеру, на которой не отразились… … Википедия

    Пётр Борисович Шереметев (1713 1788) граф, генерал аншеф (1760), обер камергер, сын фельдмаршала Б. П. Шереметева. С детства рос и воспитывался вместе с будущим императором Петром II. Сделал успешную карьеру, на которой не отразились… … Википедия

    ШЕРЕМЕТЕВ - Александр Дмитриевич, граф, род. 1859, просвещенный музыкальный деятель. Еще предок Ш., Петр Борисович Ш., содержал в 17 м в. хор певчих под управл. С. Дегтерева (См.); большой известностью пользовался и церковный хор отца Ш а, Дмитрия Н. Ш ва,… … Музыкальный словарь Римана

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шереметев. Борис Петрович Шереметев … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бутурлин. Александр Борисович Бутурлин … Википедия

    Александр Борисович Бутурлин (18 (28) июля 1694 30 августа (10 сентября) 1767, Москва) русский военачальник, граф (1760), генерал фельдмаршал (1756). Граф А. Б. Бутурлин Сын капитана гвардии. В 1714 был записан солдатом в гвардию, с 1716 по… … Википедия

1797 г. Обочины Крестовской дороги, ведущей к Останкино, освещают горящие бочки с просмолённым горохом. Император Павел I едет в новую усадьбу своего друга, графа Николая Шереметева , чтобы насладиться пьесой «Браки Самнитян», где блистала Прасковья Жемчугова . Граф выбрал пьесу неслучайно. Один раз «Браки» уже принесли любимой Пашеньке благосклонность царствующей особы. Тогда спектакль посетила Екатерина Великая . Была поражена сопрано девятнадцатилетней Прасковьи и подарила ей бриллиантовый перстень с собственной руки. Но сейчас, 10 лет спустя, всё намного серьёзнее. Цена вопроса — не побрякушки, а жизнь. И даже две. Граф надеялся, что император проявит монаршую милость и разрешит ему венчаться.

Деревенская Золушка

Впервые они встретились, когда Прасковье было 8 лет. Разумеется, молодой граф не обратил внимания на крепостную девочку, которую взяли в усадьбу Кусково, чтобы позабавить её пением престарелую княгиню Марфу Долгорукую , состоявшую у Шереметевых в благородных приживалках. За какие именно заслуги маленькая Прасковья удостоилась попасть из ярославской избы, из семьи, где пьяный отец-кузнец чуть ли не ежедневно устраивал скандалы, сразу в роскошный дом — неизвестно. Скорее всего, из прихоти — так подбирают на улице щенков. Прасковья к 12 годам уже знала французский и итальянский, музицировала на клавикордах и знала правила тогдашнего этикета. Но по-прежнему оставалась крепостной. И после смерти благодетельницы, Марфы Долгорукой, судьба девочки оказалась бы незавидной, точь-в-точь как у тех щенков, которых, наигравшись, вышвыривают на улицу. Отдали бы замуж в деревню за крепостного мужика, который «учил» бы «барыню» вожжами или кулаками. Но…

В дело вмешался случай, который развернул судьбу Прасковьи в сторону классического варианта Золушки. Правда, появился не принц, а всего лишь граф, Шереметев-младший. Николай Петрович долго путешествовал по Европе, где интересовался театром и музыкой, — по слухам, встречался с Моцартом и даже оказал ему финансовую помощь. Вернувшись домой, решил взяться за театр отца всерьёз и вывести его на европейский уровень. И заменил «мужицкие» фамилии актёров типа Ковалёвой или Шлыковой на Изумрудовых , Яхонтовых и Жемчуговых . А основную ставку сделал на последнюю — большеглазую некрасивую девочку, которая своим голосом вызвала в душе матёрого театрала восторг.

Неизвестно, когда именно граф без памяти влюбился в свою актрису. Скорее всего, когда Прасковье было 15 или 16 лет. Именно тогда Николай признался в одном из писем: «Не женюсь ни на ком, кроме неё». Открыто заявить о таком намерении в «просвещённом галантном веке» — уму непостижимо. Наследник крупнейшего состояния (одних крепостных насчитывалось 200 тыс. душ), самый завидный жених Москвы, по которому сохли аристократические красотки, вдруг собирается жениться на девке-мужичке, лапотнице, деревенской дуре — фу, какой моветон! Родственники пытались объявить его сумасшедшим. Остальные прекратили с ним почти всякое общение. Привыкший блистать в обществе, граф в глазах своей ровни оказался персоной нон-грата. На нервной почве Николай переболел горячкой, но намерения своего не оставил.

Тайное венчание

Жизнь в Кусково стала невыносимой. Граф опасался, что Пашеньку могут отравить, — накал в московском обществе был весьма велик, а аффектированные аристократки могли пойти и на душегубство. Николай решил выстроить новую усадьбу, а в ней — театр, специально для Пашеньки. Император Павел I оценил талант Прасковьи, но разрешения на брак с простолюдинкой не дал. Тогда Николай, заплатив стряпчему баснословные деньги, поручил выправить Прасковье фальшивые документы — якобы она потомок польского шляхтича Якуба Ковалевского, взятого русскими в плен ещё в 1667 г.

От переживаний у Прасковьи открылся туберкулёз. Пашенька теряет голос — то единственное, за что граф некогда её и полюбил. Николаю ещё не поздно одуматься — бросить чахоточную безголосую девку и вернуться в привычный мир. Но Николай не предал свою любовь. Более того — подписал вольную не только Пашеньке, но и всей её семье Ковалёвых, а в придачу подарил 50 тыс. руб. (гигантская сумма: крепостной стоил 200 руб.). Подоспели и «шляхетские» документы. Но напряжённая жизнь подорвала силы графа. Он слёг и, находясь при смерти, молил Бога оставить ему жизнь хотя бы ради любимой. Они ещё не были венчаны, и Николай слишком хорошо представлял себе, что случится с Пашенькой после его смерти. Едва встав на ноги, решился. На царский трон к тому времени взошёл Александр I , и графу надлежало спросить разрешения на брак у нового императора. Но любовь сильнее верноподданических чувств. Николай, не дожидаясь царского вердикта, тайно венчался с Прасковьей в московском храме Симеона Столпника.

Смертельно больная, Прасковья всё-таки подарила любимому сына. Родив младенца, названного Дмитрием , она через три недели умерла. Всё это время женщина находилась в бреду. Ей чудилось, что венчание признано недействительным и сын попадёт в категорию незаконнорождённых. А их, как правило, отнимали у матери и отдавали в глухие деревни, обрекая на смерть. Граф находился у постели своей любимой до самого последнего момента, уверяя, что с сыном не случится ничего плохого. И слово сдержал. Пережив жену на 6 лет, Николай добился у императора признания Дмитрия законным наследником и передал ему фамильный девиз: «Бог сохраняет всё». Но единственную любовь своей жизни Николай Петрович Шереметев сумел сохранить сам.