Хроники ехо порядок чтения. Макс Фрай «Лабиринты Ехо

(оценок: 1 , среднее: 3,00 из 5)

Имя: Светлана Юрьевна Мартынчик (Макс Фрай)
Дата рождения: 22 февраля 1965 года
Место рождения: СССР, г. Одесса

Макс Фрай — биография

Макс Фрай — самый загадочный автор современности. В его творческой копилке — многочисленные повести и рассказы, романы, статьи и эссе и даже энциклопедии и справочники. Это имя на слуху у многих читателей и пользователей социальных сетей, однако о нем самом известно мало. Макс Фрай — это творческий псевдоним писательницы и художника Светланы Мартынчик. Раньше под этим именем творили двое — Светлана и ее друг и коллега художник Игорь Степин. Сейчас Светлана работает самостоятельно. Имя Макса Фрая впервые появилось на широкой публике в конце восьмидесятых, когда Светлана и Игорь представили свои работы пластилинового проекта “Мир Хомана” (они участвовали даже в заграничных выставках).

Светлана Мартынчик — уроженка Одессы. Она родилась 22 февраля 1965 года. В этом же городе прошли ее детство и юность. Девушка поступила на филологический факультет Одесского государственного университета, успела поработать учителем в сельской школе, однако вскоре поняла, что хочет связать свою жизнь с искусством. В 1985 году Светлана решается на отчаянный шаг — она оставляет учебу в ВУЗе и вплотную занимается изобразительным искусством.

Литературная деятельность Макса Фрая началась в середине девяностых. Под этим именем выходили произведения различного масштаба, включенные в серию “Мир Ехо и приключения Макса”. Читатели сразу же заметили одну необычную деталь: имя главного героя книг и писателя совпадают. Только в 2001 году стало известно, кто скрывается под этим ярким литературным псевдонимом. Светлана подчеркнула, что такое творческое имя выбрано неспроста — “Макс Фрай” в переводе с немецкого языка означает максимально свободного персонажа. Когда главная интрига имени была открыта, в 2002 году была издана работа “Энциклопедия миров. Подлинная история Макса Фрая, автора и персонажа”, где Светлана раскрыла все секреты создания своего героя и творческого образа.

На протяжении многих лет (с 1996 по 2017) Макс Фрай работал над своей главной эпопеей — “Мир Ехо и приключения Макса” (не исключено, что она дополнится новыми книгами). На сегодняшний день она включает в себя несколько подциклов — “Лабиринты Ехо”, “Хроники Ехо”, “Сновидения Ехо”, “Не про Ехо, но про Макса”, а также три отдельных произведения различного характера — от справочного до фэнтезийного. Общее количество романов, повестей, рассказов и микрорассказов данной серии — около пятидесяти. Главный герой всех этих работ — молодой человек по имени Макс Фрай, неудачник по жизни, находящий отраду в своих красочных снах. Он решается на удивительную авантюру — перейти на службу к некоему господину из своих сновидений. С этого времени начинаются головокружительные приключения Макса в новом мире волшебства. Его деятельность в службе сыска принесла читателям немало захватывающих историй, в которых нашлось место и интригующим расследованиям, и изучению магии, и захватывающим путешествиям, и зловещей мистике, и многим другим увлекательным вещам.

Наибольшую известность из всех серии получила первая книга — сборник семи рассказов “Чужак”, изданный в 1996 году. На талантливого автора сразу же посыпались восторженные отзывы и настойчивые просьбы продолжать начатую идею. Данная работа вышла далеко за пределы России и Украины. В двухтысячных годах она была переведена на несколько европейских языков.

Ошибочно думать, что Макс Фрай является исключительно автором-фантастом. На счету у этого талантливого писателя огромное количество рассказов, повестей и эссе психолого-философского характера, поучительных сказок и притч, реалистичных историй, заставляющих вспомнить о главных жизненных ценностях. Мастерство Макса Фрая состоит в умении показать важные мысли всего на нескольких страницах, поразив читателей до глубины души.

Многие читатели сходятся во мнении, что еще одно удивительное качество писателя — умение видеть волшебство в обыденных вещах. На этой особенности построены многие произведения Макса — где-то на грани реализма и иллюзии. В частности, к таким работам относится цикл рассказов “Другие города” — небольшие эссе о различных европейских городах, а также сборник “Сказки Старого Вильнюса” — необычные истории о красоте и тайнах литовской столицы (сейчас автор живет в Вильнюсе, поэтому его осведомленность о тонкостях этого города объяснима). Кроме того, Макс Фрай известен как интерпретатор многих популярных сказок, притч, мифов, сказаний — его обновленные истории получаются более живыми и образными, адаптированными к современному читателю. Сложно переоценить их философский смысл, который сполна раскрывается на будничных примерах и ситуациях.

Еще одна грань писательского творчества автора — статьи и эссе на тему искусства и литературы. Они составили масштабный цикл “Macht Frei”. Здесь Макс Фрай не только раскрывает некоторые закономерности и особенности творчества, но и анализирует идеи известных писателей — Стивена Кинга, Туве Янссон, Антуана де Сент-Экзюпери и некоторых других. Также почетное место в этом сборнике отведено различным деятелям науки и искусства — историкам, изобретателям, художникам, журналистам и т.д. Как всегда, короткие зарисовки получились яркими, оригинальными, смелыми и глубокими.

Среди других серий автора можно назвать сборники различных сказок, философский цикл рассказов о важных вещах “Истории про всякую всячину” (писатель в очередной раз доказал, что все, что нас окружает, может быть отличной темой для увлекательных произведений), сборник мистических рассказов “Книга предложений”, зарисовки о детях “Подвижные игры на свежем воздухе”, вольные фантазии на мифологическую тематику, объединенные в серию “Мифоложки”. Как показывают читательские рейтинги, лучшими книгами Макса Фрая считаются произведения о мире Ехо — атмосферные, сказочные, уютные и, конечно же, глубокие. Неудивительно, что писателю несколько раз присуждали премии за его шедевр. В 1999 году Макс Фрай был награжден Специальным Зилантом на престижном фестивале фантастики “Зиланткон” за вклад в развитие фантастической литературы. В 2006 году сборник “Хроники Ехо” был признан лучшим продолжением отечественного цикла по итогам журнала “Мир фантастики”. Через два года автор получил премию “Серебряная стрела” в номинации “Лучший мужской образ” (вновь отличился цикл “Хроники Ехо”).

Все книги Макса Фрая — это больше, чем просто захватывающие произведения с оригинальным сюжетом. Это — многоступенчатые истории, оживающие у нас на глазах и заставляющие испытывать гамму эмоций — смеяться и плакать, внутренне содрогаться и восхищаться… Они не просто вводят читателя в литературный и философский транс, а оставляют стойкое послевкусие, заставляющее по-новому смотреть на себя и свое окружение. Творчество этого потрясающего автора — целая философия, включающая свои положения и особое мировоззрение. Разнообразие жанров, в которых творит Макс Фрай, огромно — это городское и героическое фэнтези, детектив, триллер, хоррор, мистика, реализм, сказки и притчи, сюрреализм, также встречается нечто похожее на психоделику.

Если вы хотите поближе познакомиться с творчеством этого удивительного писателя, приглашаем вас в нашу виртуальную библиотеку, где вы найдете обширный список его произведений. Последовательность книг в нем составлена по хронологии написания, что облегчит поиск нужной работы. У нас вы можете бесплатно читать онлайн книги Макса Фрая на русском языке, а также скачать электронные книги прозаика в удобном формате — fb2 (фб2), txt (тхт), epub или rtf.

Все книги Макса Фрая

Серия книг — Лабиринты Ехо

  • Власть несбывшегося (сборник)

Серия книг — Хроники Ехо

  • Чуб земли (сборник)
  • Горе господина Гро
  • Тубурская игра

Серия книг — Сновидения Ехо

Серия книг — Мир Ехо и приключения Макса

  • Гнезда Химер. Хроники Овётганны
  • Энциклопедия мифов. А-К
  • Энциклопедия мифов. К-Я
  • Гнезда Химер. Хроники Хугайды

Под псевдонимом скрываются: - Светлана Мартынчик и Игорь Стёпин.

Биография: Макс Фрай - «самый загадочный писатель», как было сказано про него по «Эхо Москвы» - при значительной популярности его страницы в Интернете, сетевое пространство содержит о нем самом минимум информации.

Однако, сейчас уже известно, что Макс Фрай - псевдоним писательницы Светланы Мартынчик (и изначально - её дуэта с художником Игорем Стёпиным).

Светлана Мартынчик родилась в Одессе, училась на филологическом факультете Одесского Государственного Университета; в 1985 году занялась актуальным искусством, в связи с чем учебу пришлось прекратить.

Художник, менеджер художественных проектов. Вместе с другим одесским художником Игорем Степиным получила известность в качестве автора долгосрочного «пластилинового» проекта «Мир Хомана», фрагменты которого демонстрировались на многочисленных персональных и групповых выставках в Москве, Европе и США.

Филолог и художник Светлана Мартынчик объяснила в интервью «Грани.Ru», почему не стала требовать от Дмитрия Диброва, чтобы из записи передачи «Ночная смена» было вырезано упоминание о том, что она и является реальным автором книг «культового писателя» Макcа Фрая.

«Гениально то, что этого (дибровского «разоблачения» - Lenta.Ru) никто не видел и все цитируют по «Ленте». Все узнали по «Ленте», в том числе и я», - признается Светлана Мартынчик.

Помимо субъективных ощущений исчерпанности этой литературной игры («легенда, в сущности, агонизировала») в связи с растущей известностью Светланы в московской художественно-журналистской среде, к тому подталкивала и насущная необходимость: Мартынчик стало известно, что директор издательства «Азбука» Максим Крютченко пытается зарегистрировать в Торговой палате «Макса Фрая» как торговую марку своего издательства.

Светлана рассказала в интервью, что после того, как стало известно о манипуляциях с торговой маркой, она наняла юриста, чтобы пресечь это. Тогда директор московского филиала «Азбуки» Денис Веселов предложил ей, чтобы романы Макса Фрая для «Азбуки» писали - по книжке в квартал - «литературные негры» (не ниже, чем кандидаты филологических наук, обещал г-н Веселов), а она получала бы за каждую книжку сто тысяч рублей «отступного».

«Мне пришлось его силком из машины выпихивать, - вспоминает Светлана Мартынчик. - Физически мне его пришлось выкидывать из машины! Потому что я ему говорила: «Пошел вон, дурак!» - а он отвечал: - «Да нет, ты не понимаешь счастья своего!»

Проблемы с «Азбукой» у Фрая начались после ухода из нее в «Амфору» Вадима Назарова. Сейчас в «Амфоре» выходит книга «Энциклопедия мифов. Подлинная история Макса Фрая, автора и персонажа», в которой Светлана рассказывает о том, как создавался Макс Фрай.

Дело в том (и Мартынчик всячески это подчеркивает), что, хотя все тексты Фрая пишутся ею, нельзя говорить, что «Макс Фрай - это псевдоним Светланы Мартынчик».

«Да, тексты написаны мной, абсолютно все, но у меня-то есть личный демиург, мне повезло. И все миры, которые там описаны, они же не только из моих видений сонных сотканы-то. У этих миров есть создатель - Гошка (художник Игорь Стёпин), который вначале даже значился под значком копирайта в качестве соавтора.»

Себя же Светлана Мартынчик склонна считать «Аароном». Имеется в виду, что, по библейской легенде, Моисей был косноязычен (или заикался) и для того, чтобы рассказать евреям о полученном им на горе Синай Завете и водить их по пустыне, ему нужен был поднаторевший в красноречии «толкователь» Аарон.

Остается добавить, что в наши дни раскрытие известных псевдонимов не становится драмой ни для их обладателей, ни для читателей.

Писал также под псевдонимом Михаэль Штраух.

Куски кактуса царапали небо, иглы застревали в языке и деснах. Проталкивая внутрь себя плохо пережеванные куски колючего цветка, я чувствовал, как спазматически дергаясь, превознемогая боль, пищевод проталкивал в сторону желудка это лакомство. Желудок стремясь избавиться от невыносимой боли стремился вытолкнуть наружу непригодные для пищи куски, тем самым доставляя еще больше страданий своему хозяину.

Тем не менее, кактус я все-таки дожрал (дочитал «Чужака» до конца).

Позарившись на положительные отзывы, я ожидал получить книгу в первую очередь интересную, с интригой, становлением героя в новом для него мире, приключениями. Получил же в итоге тянущуюся патоку, приторную до невозможности, до сахарного диабета. Может быть, если бы книга была прочитана лет так эдак 20 назад, она и оставила бы после себя более приятные воспоминания, ведь практически каждый подросток мечтает ничего толком не делать, но всегда быть на гребне волны. Только жизненный опыт убеждает раз за разом, что это невозможно. Возможно, я просто перерос это творение.

Но дорогие господа! Разве можно на самом деле восхищаться тем, как неудачник, не прилагая никаких усилий, вылетает реактивным самолетом на самые верхние ступени славы, удачи, профессии? Патока, сахарный сахар, утопия.

Нельзя отрицать того, что книга действительно по-хорошему добрая. Но надо все-таки ставить ограничение возраста читателя (до 16, старше уже поздно).

Отрывок из книги:

«- Господа! Давайте забивать гвозди, ударяя молотком по шляпке а не наоборот!

Камра льется рекой, печенюшки перемалываются неустанными челюстями, медали, ордена, любовь лучших женщин.

… через 30 страниц….

Господа! А не попробовать ли нам завертывать саморезы отвреткой, а не ногтями?

Сэр Макс! Позвольте поцеловать ваш ботинок, вы – гений!

Камра льется рекой, печенюшки перемалываются неустанными челюстями, медали, ордена, любовь лучших женщин.».

И так всю дорогу… Ой, еще одна колючка…

Оценка: 4

Не моё СОВЕРШЕННО. Прочитал первые две книги цикла и больше не тянет.

Во-первых, главный герой и общая философия. Восхваление лентяев мне чуждо. Что делает сэр Макс? Сначала он не может найти себя в обычной жизни, а потом бежит в другой мир от своих проблем. Т.е. автор говорит нам: вот, смотрите, мой Герой лодырь, лентяй, неудачник, но он получает свой идеальный мир. За какие такие свершения? С моей точки зрения сэр Макс откровенно неприятный человек. Я бы такому руки не подал. В нашем мире он мог только спать, не ходить на работу (лентяй и тунеядец - и ЭТО герой?!), ссориться с девушкой (а потом, мерзавец, ещё и видео у неё украл)... вот и всё. Вот вам РЕАЛЬНЫЕ, а не выдуманные достоинства сэра Макса. Приятно познакомиться? Неприятно.

Во-вторых, идея «всё будет рано или поздно, так или иначе» мне совершенно непонятна. Что будет? Посмотрите вокруг, нельзя, чтобы и рыбку из пруда, и штаны не замочил! Мне куда приятнее читать про людей делающих дело, а не про ленятеев, которым спецспособности как из рога изобилия.

В-третьих, мир Ехо почему-то кажется картонным. Нежизнеспособным. Неправильным каким-то. По(д)делка, а не мир, честное слово. Какие-то приторно сладкие улочки города Ехо, какие-то совершенно странные и непредставимые организации. Совершенно непонятные социальные законы. Не буду углубляться в пояснения - я просто чувствую, что так быть не может, ибо так не может быть. Как-то мне сказали, что, мол, всё верно, это «такая фишка», «в Ехо - другой воздух». Чтож, пусть так. По мне так там вообще не кислород.

В-четвёртых, как детектив серия про Ехо не стоит ничего. Читателю дают преступление, которое ни вы, ни я не в силах разгадать! Какой кайф думать над сюжетом, когда всё равно в итоге вылезет какой-нибудь Великий Магистр или волшебный артефакт, про который вы ни сном, ни духом? Если спросите, как пишутся действительно хорошие фантастические детективы, то сошлюсь на «Тетрадь смерти»..

В-пятых, стиль первых двух книг цикла тягуч и однообразен. Откровенно одинаковые предложения, откровенно одинаковые ситуации (и тут, и там пьют местый кофе, причём по нескольку раз за рассказ - вам интересно читать? мне - нет).

Я совершенно не понимаю, как можно «глотать» этот цикл. Если следовать философии Макса - ничего не добьёшься в жизни. Если будешь поступать как Макс - будешь неудачником, и никакого Ехо волшебник в голубом вертолёте не принесёт. Возможно, книги про Макса и пишутся для таки людей - пусть потешат себя, пусть у них будет светлая надежда на «без труда - из пруда». Пусть будет герой, которому немотивированно выдаётся куча суперсил, и который «рулит» потом как пожалает. Цикл про Ехо в моём понимании - квинтэссенция того самого «бегства от жизни», в котором часто обвиняют фэнтези. Сама композиция первых романов цикла говорит нам: здесь, на этих серых улицах, плохо, тут жить дурно, надо бежать отсюда туда, где всё будет. Думаю, каждый найдёт наиболее неприемлемую аналогию этого «бегства в Ехо» и дополнит ей восприятие от моего отзыва.

Чтож, мне не хочется, чтобы всё и нахалявку. И поэтому книги из цикла про Ехо - не для меня. Dixi.

Оценка: 6

Негативные отзывы читателей о книгах всегда страдают некоторой поверхностностью - и по понятным причинам. Если произведение вам неинтересно, то вы обычно бросаете чтение до того, как накопится достаточно материалов для предметной критики. По крайней мере, я так делаю. Если же вы дочитали что-то до конца, то оно, скорее всего, пришлось вам по вкусу или, как минимум, вас заинтересовало. Я же в данном случае нахожусь в редкой ситуации: по не зависящим от меня техническим обстоятельствам (других книг просто не было в доступе) я когда-то прочитал довольно много - около десятка - книг из серии «Лабиринт Ехо». Хотя читать это было очень непросто.

Вот вам примерный пересказ всего сериала в одном абзаце.

Итак, Главный Герой - бывший офисный рачок. Начальство его угнетало, друзья с ним не дружили, девушки его бросали... И вот, о чудо, он попал в мир, где всё совершенно наоборот! Начальство, друзья и девушки от него в восторге! Занимается он тем, что: а) обменивается незамысловатыми шутками со своими сослуживцами; б) вкусно, но необременительно для фигуры, ест, причём детально описывается, что, как и где; в) сладко пьёт - см. пункт «б»; г) в промежутках между шутками и приёмами пищи принимает участие в неутомительных для ума и тела приключениях с применением своих выдающихся, чудесным образом обретённых, магических талантов.

Впрочем, очевидно, любители максианы есть, и их немало. О вкусах не спорят. Но что дают им эти книги, я до сих пор не могу понять.

Оценка: 3

Эту книгу мне дала почитать моя хорошая знакомая после кучи хвалебных отзывов и рекомендаций. Скажу сразу прочитал пять книг из этой серии и на протяжении всех пяти книг я честно пытался найти смешные шутки, сюжет, некартонных героев и цельный, законченный мир. Пусть меня заклеймят шовинистом, но сразу видно, что писала книгу женщина (одна любовь к балахонам чего стоит) к тому же которая сидит на жесткой диете (это я про огромное количество сцен поглощения пищи совершенное бесполезных для сюжета.) Образы героев не то что картонные, а бумажные. Неимоверная крутость героя под конец даже начала умилять: пришел - выучил моментально новый трюк - всех победил. И так из книги в книгу. Никаких новых сюжетных поворотов.

Шутки несмешные и однообразные. А чего еще ожидать от картонного мира?

Про детективную составляющую умолчу, вернее про нее умолчал сам автор: в детских детективах и то более закручен сюжет. А сравнение с серией про Шерлока Холмса считаю вообще неуместным.

В общем и целом - литературная жвачка, наподобие романов Донцовой, отличие только в том, что место действия - выдуманный мир.

В общем хорошо, что я не покупал этих книг, но плохо, что потратил время на их прочтение.

Оценка: 5

Один из самых любимый фэнтезийных циклов. Пожалуй, больше всего «Лабиринты Ехо» подходят под определение «сказка для взрослых». Больше всего мне нравится созданный авторами мир, описанный очень интересно и поэтично. Ехо - это город, в котором хотелось бы побывать, пройтись по его удивительным улочкам, выпить горькой камры, постоять на мосту, вглядываясь в зеленые воды Хурона и обязательно бросить туда монетку на память... А Кеттари, а Красная пустыня, а чудеса Уандука! Далеко не каждому автору удается создать такие живые, настоящие миры, и в этом одна из самых сильных сторон Фрая.

С героями ситуация не столь однозначна. Сам сэр Макс - довольно эгоистичная личность, но он настолько обаятелен, что этого почти не замечаешь. Читателю так легко отождествить себя с главным героем, ведь почти у каждого человека есть потребность быть любимым, а Макс просто купается во всеобщем обожании. Запоминаются и другие герои цикла - от невозмутимого сэра Джуффина и озорного Мелифаро, до безумного поэта Анде Пу и кеттарийского шерифа. Хотя мой любимец в этом цикле - сэр Лонли-Локли. По сути все жители Ехо - люди со странностями, чудаки, только чудит каждый из них по-своему. И запоминаются они очень хорошо. При этом очень многие персонажи - с «двойным дном» и не так уж просты, как кажутся.

Понравилась интересная концепция магии, созданная авторами. Здорово описан коридор между мирами и Темный путь.

Приключения героев достаточно необычны и не кажутся однообразными благодаря яркости мира и характеров персонажей.

С могуществом героя авторы начинают слегка перебарщивать, но сказка есть сказка, в ней авторам много позволено. И все же, постепенно цикл становится все более серьезным, среди всеобщего веселья начинают проскакивать грустные нотки, а отдельные эпизоды весьма серьезно цепляют за душу и заставляют задуматься.

Ехо - это тот мир, в который хочется возвращаться еще и еще.

Оценка: 9

Мукулатура, а не литература. :(

Автор писал не напрягаясь, как приходило в голову так и калякал (собственно от столь «плодотворного» и скороспелого перечня произведений ожидать большего и не приходится). Нет понимания и ощущения русского языка, как будто плохой перевод с американской не очень глубокомысленной книженции.

Действующие лица часто и незамысловато кушают: пирожки, пирожные, пьют камру... - на это отводится львиная доля «сюжета», который в принципе отсутствует в данном «произведении», т.к. герой книги неожиданно для себя и окружающих каждый раз обнаруживает какую-то сверх способность с помощью которой все разрешается. И все активно его потом за это восхваляют, т.к. несмотря на то что в Эхо(мире, в который попал Макс) все привычны к всякого рода чудесам и волшебству, такого чуда еще не встречали =)))) Надо сказать что проблемы возникают также бессюжетно, как и их решение. А да! Еще бесконечные пустые диалоги претендующие на наличие юмора... Ну пару раз криво усмехнуться за всю книгу можно.

Честно говоря становится страшно... Эти книги кому-то нравятся и кто-то их читает...

Оценка: 1

Согласна с теми, кто говорит, что это приятная, легкая книга, которую можно почитать с удовольствием.

У нее есть только один недостаток. Я в нее не верю. Ни на минуту.

Вы можете представить себе город, где все жители имеют апартаменты, по которым можно передвигаться на паланкинах с носильщиками? Я сейчас не о том, что богатые люди могут себе позволить любую прихоть. Я про естественную экономию места.

Хорошо, допустим, автор имеет в виду район богачей. Вроде Беверли-Хилл или Рублевки. У тех свои прихоти. Но дом с тремя бассейнами (всего-навсего!), где поселяется Макс, считается хибарой в трущобном районе, а его владелец - аскетом. Вы верите в такой благоустроенный мир? Я - нет. Хотя бы просто потому, что пробую прикинуть, сколько квадратных метров приходится на каждого жителя Ехо, какова площадь города (а это столица!) и сколько народу там проживает.

Ну, разводят - и ради бога, кошачья шерсть хороша. Я даже допускаю, что в этом мире кошки - стайные животные. Но они же хищники! Как может пастух пасти стадо хищников? У волков тоже неплохая шкура - ну, давайте представим себе мирно пасущееся волчье стадо! Или Армстронг и Элла жуют травку и сенцо?

Ладно. Приказала себе не придираться. И терпела ровно до того момента, когда трактирщик рассказал о чудаке, который съел на халяву миску супа и убежал, чтобы не платить: «Он, наверное, не знал, что за каждого голодного платит король».

Все. С этого момента я перестала искать в романах Фрай правдоподобие (а оно, замечу в скобках, для фэнтези куда нужнее, чем для самого разреального реала!). Вспомнила, что хоромы служителей закона тоже оплачивает казна. Еще припомнился городской казначей, который «расставался с казенными деньгами с таким искренним облегчением, словно они жгли ему руки». Я тихо порадовалась за городской бюджет и махнула рукой.

У Раткевич, Камши, Осояну - мир. (Уже молчу о Толкиене!) У Фрай - декорации.

Оценка: 6

Богатейшая тема - магический детектив. Развивать можно до бесконечности. Вместо этого, в худших традициях, герой быстро набирает чудовищную крутизну и становится неинтересен.

Сериал - отличный образец манипулятивной литературы. Использован весь набор психологических «крючков», связанных с аутизмом и возрастной регрессией: главный герой из ничтожества превращается во всемогущего, бессмертного, выходящего за любые рамки. Перемещается в любой мир. Всем хорошим нравится, всех плохих мочит. Все проблемы решает щелчком пальцев. И постоянно что-нибудь жрёт и пьет.

P.S. В цикле-продолжении герои переходят на кофе и в сюжете все наконец становится на свои места.

Оценка: 7

Идеальная книга для тех, кто хочет расслабиться и отвлечься от решения мировых и общечеловеческих проблем; Темных Властелинов, Богов, эльфов, гномов, воин, рек крови и прочее (если не обращать внимания на вечное жевание, шутки с бородой и лексикон Боха).

Замечательная сказка. Легко читается, необременительная, хотя не лишена мысли.

Главная мысль, вынесенная из цикла:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Следовало признать, что с миром, где я родился, все в полном порядке. Это со мною, болваном, что-то было не так, пока я принадлежал ему. Но ведь нет никакой разницы, где находиться. Если вообще что-то имеет значение, так это – существо, из сердца которого ты смотришь вовне. Кто ты сам – это действительно важно…

Для тех, кто ищет в фантастике/фэнтези способ убежать от реальности - почитать, подумать!

Оценка: 8

Ужасно! Просто ужасно. Так сразу и не вспомнишь читал ли я что-то хуже чем сие литературное творение. Но, начну с плюса данного творчества. А он есть и он всего один. Это очень хороший и качественный литературный язык. Читается легко, написано хорошо, видно что автор дружит с русским языком. Складывать слова в предложения у неё действительно получается мастерски. Но на этом плюсы кончаются. В данных книгах плохо абсолютно все. Мир не прописан толком, даются просто небольшие наброски. Ладно, понятно, автор здесь просто поленилась. Главный герой ужасен. Это просто супермэн в самом худшем смысле этого термина. Он решает все проблемы буквально по щелчку пальцев одной руки. Кому за этим может быть интересно следить? Как бы цикл задумывался как детективные приключения, но где собственно детективные составляющие? Их просто нет. Автор настолько ленилась что не захотела даже простенькие детективные истории придумать и оформить. А зачем? Итак сойдет. Сюжет? А он тут в каждом рассказе действует по одной схеме: что-то случается, главный герой вместе со вспомогательными героями тут же находят виновника происшествия и по щелчку пальца расправляются с проблемой. Все. Юмор? Ну я не знаю кого это может рассмешить. Я не понимаю откуда у сего творения такое огромное количество поклонников и столь высокий рейтинг. Это странно. К прочтению не рекомендую не кому.

Оценка: 1

Первый раз читал этот цикл лет в 25, с фэнтези был знаком очень мало, читалось с огромным интересом. Сейчас мне 36, решил перечитать и восторгу поубавилось. Во первых глаза мозолит откровенно бабская психология главного героя (любовь к кошкам, шоппингу и отмоканию в ванных, зацикленность на еде как у пухлых дам на диете и многое другое - все таки здоровые 30-летние мужики больше интересуются несколько иными вещами). Во вторых довольно примитивный и поверхностный сюжет, с трудностями Макс расправляется влегкую на дурачка, интриг минимум. Ну и не всегда нравится обилие частично смешного юмора. Из плюсов отметил бы довольно самобытный и уютный мир, несколько забавных персонажей, да и читается легко и приятно если не вдаваться в детали. Но в плане юмора до Асприна и Пратчета автору как до луны, а как фэнтезийный детектив цикл безнадежно проигрывает приключениям Гаррета от Глена Кука.

Оценка: 6

Начинал читать по совету знакомой. Она довольно восторженно отзывалась об этих книгах и считает Макса Фрая - самым любимым своим автором. Сам люблю фантастику с детства и ожидания были довольно радужные, как обложки у книг. Первую из серии проглотил довольно быстро и чтение было довольно приятным: оригинальный сюжет, быстрое развитие событий, интересный герой(вроде такой же как и ты, но вырвавшийся на свободу из этого мира). Вот только немного напрягали некоторые вещи, которые как потом оказалось кочуют из книги в книгу:

* То что герои постоянно что-то жуют

* Плоский и однообразный юмор(иногда совсем не к месту),

* Непробиваемость и могущество главного героя - все ему нипочем и с любыми врагами он просто разделывается за пару-тройку минут

* Из предыдущего пункта кочует еще одна неприятность, такая краткость при описании довольно важных событий не идет на пользу повествованию.

У меня при чтении книг, а остановился я на четвертой ибо больше не выдержал, возникла очень стойкая ассоциация с дешевым сериалом - простенький и незатейливый сюжет (я кстати не говорю про общую идею книг, которая довольно оригинальна, и увлекла в начале), общий стиль линейного повествования, легкие декорации... В общем оценка удовлетворительно - дальше читать не интересно, причем ни серию, ни автора...

Оценка: 6

Очень неоднозначный цикл, читая в старших классах школы проглотил где-то за неделю. Спустя пятнадцать лет решил перечитать, а зря. Читать нужно быстро, 1 раз и особо не вникая.

Легко читается

Интересный и неплохо проработанный мир

Есть хорошие истории

Есть интересные персонажи

Книги в цикле ровные (нет откровенных слабых)

Слабый и все время повторяющийся юмор

Море необоснованного позитива от которого устаешь (приторная милота)

ОЧЕНЬ много места отведено приему пищи

И самый главный минус это отвратительный главный герой, единственная цель которого нравится абсолютно всем (он жаждет быть обаятельным и любимым). При этом, Максу все дается неимоверно легко, а что не дается обязательно помогут. Общаясь с начальником он периодически начинает кокетничать, по другому подобное поведение я просто не могу охарактеризовать. Читая его диалоги и мысли начинает болеть голова, мужчины ТАК не думают и ТАК не разговаривают. Видимо в гг автор вложил слишком много от себя и своих желаний. Так как остальные мужские персонажи вполне адекватно прописаны.

Итак, люди (в том числе мои «бывшие», возможно, в какой-то мере, за исключением первой) читают цикл как чисто эскапистскую вещь о мечтателе-неудачнике, ставшем крутым «попаданцем» в вымышленную вселенную. Уютную, весёлую и юморную. Я же (обращая внимание скорей на полутона и детали) - странное отражение нашего мира в волшебном зеркале серебряного века. Поэтичное и жутковатое, как и положено. До мурашек на загривке. Хотя юмора там, конечно, тоже хватает. Да - это постмодернизм (и это отнюдь не комплимент), но как по мне - очень даже добротный.

События книги (хронологически, текст не вполне линеен) начинаются практически как «Заблудившийся трамвай» Гумилёва, Макс, вскочив на подножку ночного трамвая, покидает наш мир. И оказывается в ином, именуем «Ехо» (или, в ранней редакции - Эхо). В роли сотрудника «Тайного сыска». Коллеги-сыщики весело проводят время между делами в кофейне, за чашечкой… ой, не кофе, а камры. А Сэр Макс быстро становится, собственно, сэром и эдаким вершителем судеб мира… Собственно, вершителем и становится. Ну и т.д. и т.п.

Вот только я обратил внимание не на «крутость» протагониста, не на весёлые посиделки коллег, не на детективную интригу саму по себе, а на чудовищную (жуткую, я уже писал об этом) зыбкость окружающего его мира, да и некоторую потустороннесть его тоже (мы ведь помним о «гумилёвском» начале и о том, про что писал Николай Степанович, и сколько ему тогда оставалось жить). Даже грань между жизнью и смертью тут не всегда различима. «Книга огненных страниц» в этом плане особенно показательна, но отнюдь не она одна такая.

И могущество главного героя, это и ответственность за целостность окружающего его бытия. Он - это такой атлант, который буквально «держит небо». И как выясняется к концу книги, это самое его новое бытиё - мир откровенно воображаемый, и Макс Фрай разделяет эту ответственность со своими читателями, но вот книга «Мой Рагнарёк», где сэр Макс становится участником (недо)эсхатологического похода среди группы богов и героев уже мира нашего, говорит о том, что хрупкость и зыбкость, это не только об Ехо, и за нашу вселенную мы в ответе тоже…

Оценка: 9

Сколько критики в отзывах, а зря. «Лабиринты Ехо» - великая книга. Во всяком случае, как я считаю. Сейчас объясню почему.

Литература про попаданцев четко делится на две категории. По хорошему, он настолько различны, что представляют собой разные жанры, но так уж повелось, что сам факт попаданчества объединяет их в один поток. Первый тип это когда изначально крутой герой - спецназовец, агент разведки, реже ученый, пробивается в ином мире, используя свои знания, опыт и силу. По большому счету, такие книги ближе к приключенческому роману, чем собственно к попаданству. Если называть вещи своими именами, такой тип попаданства - не более чем мутировавший роман XIX века в стиле Буссенара или Жюля Верна, когда вооруженный огнестрельным оружием и, что даже более важно, научным знанием, европеец стремительно строит карьеру в среде каких-нибудь аборигенов. Второй тип - когда в другой мир попадает герой-сопля и стремительно крутеет. Вот тут уже начинается собственно попаданство, так как авторы делают упор на то, что читатель будет ассоциировать себя с героем. Будем честны сами с собой, ЦА этого типа попаданческой литературы - это школьные омеги и офисный планктон.

И вот тут Фрай бьет точно в яблочко. Более эталонного образца попаданства второго типа и представить себе невозможно. В реальном мире будущий сэр Макс - абсолютно никто, и вместе с тем собирательный типаж сотен миллионов (а как бы и не миллиардов) людей. И наиболее примечательно в нем даже не полное отсутствие крутизны или мелкие черты вроде скучной работы, а тотальное непонимание того, что с собой делать. Это - главная проблема жителей современных развитых стран, из которой и проистекают остальные - никчемная работа, невозможность самореализации и прочее. Обычно такой попаданец оказывается в весьма некомфортной обстановке и вынужден срочно учиться фехтовать, стрелять, колдовать и овладевать прочими искусствами нового мира. Тут же проявляются скрытые таланты или внезапное упорство, и оказывается, что наш герой на самом деле не бесполезный шлак, а ого-го-го какой ценный член общества. Все это, ясное дело, призвано польстить читателю, который, ассоциируя себя с героем, тешится мыслью, что в глубине его существа живет великий воин или еще кто-нибудь. Но Фрай пошел другим путем - в его романах Максу не пришлось даже попотеть в фехтовальном зале или корпеть над книгами. Он стал героем мечты вообще не покидая зоны комфорта. Его просто аккуратно, двумя пальцами, перенести из унылого офиса в офис не унылый, где большую часть времени можно бить баклуши и лишь иногда, под настроение, принять участие в интересном мероприятии, но под присмотром старших товарищей, которые, если что, подстрахуют. Несколько позже сэр Макс все же немного окрутел и даже стал решать некоторые задачи сам, но психологию инфантильного подчиненного сохранил.

Это ли не предел мечтаний? Превратиться из серого мыша в востребованного, высокооплачиваемого и, главное, уважаемого члена общества, оставшись при этом тем же самым серым мышом. То есть не герой сбросил оковы рутины, а рутина подстроилась под героя.

Кроме того, мир Ехо отличается оригинальной и симпатичной эстетикой, неплохо продуманы законы жизни и магии. Самое главное, отсутствует вымученность. Неплохой юмор, легкий язык и фактурные персонажи выгодно обрамляют основной замысел, о котором я писал выше.

Романы очень однообразны, но даже в этом есть свое преимущество - книга рассчитана на любителей однообразной и спокойной жизни. Такие люди могут проглотить и десять, и двадцать книг об одном и том же - им важен процесс, а не яркие находки.

В общем и целом получаем чрезвычайно удачно задуманный и профессионально реализованный продукт. Браво.

    Я читала книги Макса Фрая о сэре Максе в любом порядке, в каком они попадали под руку. Хоть книги и являются как бы описанием последовательно происходивших событий, сами эти события настолько не связаны друг с другом, что каждая история является отдельным приключением. Изредка вспоминается то, что было в предыдущих книгах, но все эти моменты хорошо поясняются, и поэтому не вызывыют непонимания сюжета. Например, в книге Простые волшебные вещи. Тень Гугимагона вспоминается, что сэр Макс и раньше видел во сне места, которые существуют наяву, например, город рядом с Кеттари - об этом рассказывалось, как несложно догадаться, в книге Путешествие в Кеттари - все понятно, несмотря что сюжет как бы пересекся. Также и с другими книгами. Поэтому, вполне можно читать как отдельные рассказы, не соблюдая последовательности.

    Очень много у Макса Фрая книг. Почему-то на этой странице все пишут про Ехо, словно больше вообще ничего нет, а в одном ответе попросту перечислены произведения, словно именно в таком порядке их и стоит читать. А почему не в порядке написания и издания, например?

    Есть у Фрая сборники. Чайная книга, Кофейная книга и т.п. Это сборники рассказов разных авторов. По мне - неоднородные. Даже в одной книге могут быть и весьма сильные, и откровенно слабые вещи. О творчестве непосредственно Фрая они никакого представления не дают. Поэтому с них начинать не советую. С собственных сборников (Русские инородные сказки, Сказки старого Вильнюса), рассказов и микрорассказов тоже. Сольный полномасштабный Фрай - это совсем другое дело.

    Основное повествование - это, конечно, цикл про Ехо. Который состоит из нескольких меньших циклов и внесерийных произведений.

    Издаются эти книги по-разному. Это может быть том, в составе которого несколько повестей, и может быть лишь одна повесть под обложкой. Поэтому названия сборников серии Лабиринты Ехо упоминать не стану. К тому же в ранних изданиях некоторые отличались от последующих, так, Вершитель 1997 года издания - это то же, что и Тмная сторона (1999-по настоящее время), в составе повести Темные вассалы Гленке Тавала и Дорот повелитель Манухов, а книга Тмная сторона 97-99 (повести Тень Гугимагона и Простые волшебные вещи) позже стала называться Простые волшебные вещи.

    Лабиринты Ехо состоят из повестей:

    После Лабиринтов Ехо в силу вступает серия Хроники Ехо.

    Это что касается серий. Помимо них, в цикле про Ехо есть книги, не входящие в серии. Я уже говорил о них. Это:

    Их вообще можно читать отдельно. Даже безотносительно всего цикла. Лично я познакомился с Фраем именно через Энциклопедию мифов. Зацепила. Возможно, Рагнарк тоже зацепил бы. Начинать с Гнзд химер не рекомендую: слишком много сортирной темы и сюра.

    Хронологически, Энциклопедию мифов стоит читать в начале и повторить после Дорота - повелителя Манухов, Рагнарк хорошо впишется после Волонтров вечности, а события Гнзд происходят в начале повести Жертвы обстоятельств.

    Ещ имеются

    На Фантлабе их почему-то отнесли к Ехо. Они вроде бы даже не про Макса вовсе. Ключ я читал, там главный герой другой. Но уж очень на Макса похожий. Бытовой мистикой эта книга напоминает Энциклопедию мифов, так что этим может понравиться (а копией Макса - оттолкнуть). Собственно, с Максом и Ехо Ключ не связан, так что если хотите его прочитать, к хронологии Ехо привязывать его не нужно. Жалобную не читал, комментировать не стану.

    Нет, можно начать и с Вильнюса (несколько томов под номерами, уж в их порядке разобраться не сложно), и с Ключа, и с Большой телеги. Зацепит одно - вероятно, зацепят и другие, а там и до Энциклопедии недалеко. В общем, что в цикл про Ехо не входит, то можно читать как угодно.

  • История самого сэра Макса состоит из двух серий книг: первая называется Лабиринты Ехо, вторая - Хроники Ехо. В них хронологию лучше не нарушать, потому что хоть в каждой книге и рассказывается отдельная история, с каждой частью Макс вс больше и больше узнает о новом мире и своих коллегах, поэтому, пропустив что-то, можете потом не понять, о чм речь)

    Первая книга в цикле Лабиринтов называется Чужак. Потом идут: Волонтеры вечности, Тмная сторона, Наваждения, Власть несбывшегося, Болтливый мертвец, Лабиринт Менина. Каждая из этих книг содержит несколько рассказов.

    Хроники Ехо - это истории, рассказаные бывшими коллегами Макса о жизни в городе ещ до прибытия главного героя в Мир Стержня. Это книги: Чуб земли, Властелин Морморы, Неуловимый Хабба Хэн, Ворона на мосту, Горе господина Гро, Обжора-хохотун, Дар Шаванахолы, Тубурская игра.

    Думаю, всем, кому понравились истории о Максе, придется по душе и книга Мастер ветров и закатов. Я бы назвала е более взрослой и более серьзной, чем предыдущие истории...

    Порядок чтения книг Макса Фрая довольно прост. Сейчас написано три цикла повестей про Макса, сыщика Малого Тайного Сыскного Войска Соединенного Королевства. Первый цикл - Лабиринты Ехо, второй цикл - Хроники Ехо, третий цикл - Сновидения Ехо (неоконченный цикл). Лабиринты Ехо описывает самое начало приключений Макса, как он оказался в Мире, Хроники Ехо - это сложный период в жизни Макса, когда он живет в гостях у Франка, в придуманном им городе, и к нему приходят его уже бывшие соратники и рассказывают истории, которые с ними случились. Сновидения Ехо - Макс возвращается к прежней жизни в Соединенном Королевстве.

    Итак, Лабиринты Ехо

    Хроники Ехо

    Сновидения Ехо (неоконченный цикл)

    А вот и сама писательница захватывающих книг

    Вот самый оптимальный порядок чтения книг Макса Фрая:

    Сначала, безусловно, идет цикл под названием Лабиринты Ехо, лично у меня эти издания в оранжевой обложке. Лабиринты... - основополагающий цикл, не прочитав его, к последующим приступать не стоит.

    Третьими на очереди становятся Хроники Ехо, обложка зеленая. Но некоторые читатели штудируют их после Лабиринтов.... В принципе, это не критично, можно поступить и так.

    И, наконец, всю историю завершают Сновидения Ехо.

    Весьма необычный цикл - Мой Рагнарек, он скорее про Макса, нежели про Ехо. Если уж и читать его, то, наверное, после Лабиринтов....

    Для того, что бы вам сделать об этих книгах, полноценное впечатление, о двух сериях книг, вам нужно начинать читать, с первой серии, а заканчивать второй. Причем читать эти книги, поступательно и по порядку.

    Вот подробное описание и анализ первых восьми книг.

    Писателом Максом Фраем создано несколько серий книг и еще есть единичные книги, не входящие в серии. Так основная серия - это Лабиринты Ехо: 1. Чужак; 2. Волонтеры вечности; 3. Простые волшебные вещи; 4. Темная сторона; 5. Наваждение; 6. Власть несбывшегося; 7. Болтливый мертвец; 8. Лабиринт Менина. Следующая серия - Хроники Ехо: 1. Чуб земли. История, рассказанная сэром Максом их Ехо; 2. Властелин Морморы. История, рассказанная сэром Джуффином Халли; 3. Неуловимый Хабба Хэн; 4. Ворона на мосту. История, рассказанная сэром Шурфом Лонли-Локли; 5. Горе господина Гро. История, рассказанная сэром Кофой Йохом; 6. Обжора-хохотун. История, рассказанная сэром Малифаро; 7. Дар Шаванахолы. История, рассказанная сэром Максом Фраем из Ехо; 8. Тубурская игра. История, рассказанная Нумминорихом Кутой. Следующая серия, верятно, не законченная - Сноведения Ехо: 1. Мастер ветров и закатов. Еще есть серия Не про Ехо, но про Макса: 1. Гнезда химер. Хроники Оветганны; 2. Гнезда химер. Хроники Хугайды; 3. Мой Рагнарек. Серия Русские инородные сказки: 1. Книга русских инородных сказок; 2. Русские инородные сказки - 2; 3. Русские инородные сказки - 3; 4. Русские инородные сказки - 4; 5. Русские инородные сказки - 5; 6. Жили-были. Русские инородные сказки - 6. Серия Энциклопедия мифов: Подлинная история Макса Фрая, автора и персонажа в двух томах. Внесерийные книги: 78; Большая телега; Вавилонский голландец; Джингл-Ко; Жалобная книга; Идеальный роман; Ключ из желтого метал; Книга вымышленных миров; Книга для таких, как я; Книга Одиночеств; Книга Страха; Кофейная книга; Куда исчез Филимон. Тридцать восемь ответов на загадку сэра Конан Дойла; Одна и та же книга; Праздничная книга. Январь - июль; ПрозаК; Пять имен 1, 2; Секреты и сокровища. 37 лучших рассказов 2005 года; Сказки и истории; Чайная книга.

© Макс Фрай, текст

© ООО «Издательство АСТ», 2015

Чужак

Предисловие

Для начала займемся расстановкой точек над некоторыми фундаментальными i.

Меня действительно зовут Макс. Сколько себя помню, всегда предпочитал сокращенный вариант собственного имени.

Я родом откуда-то из этих мест. Возможно даже, ваш бывший сосед. Я прожил здесь около тридцати лет, пока не попал в Ехо.

Вы не найдете город Ехо ни на одной карте. Потому как Ехо находится не на этой планете. Точнее сказать, не в этом Мире. Второе определение мне нравится больше, поскольку выражение «не на этой планете» неизбежно ассоциируется с полетами на космических кораблях, чего со мной, по счастию, никогда не происходило. Подробный отчет о моем путешествии в Ехо вы найдете в одной из историй, за которые приметесь после того, как покончите с предисловием. Она называется «Чужак».

Итак, город Ехо – это столица Соединенного Королевства Угуланда, Гугланда, Ландаланда и Уриуланда, а также графств Шимара и Вук, земель Благостного Ордена Семилистника, вольного города Гажин и острова Муримах.

Далее. Законы природы этого Мира не только допускают, но даже провоцируют развитие так называемых «паранормальных» способностей у всего населения. Особенно у нас, в Ехо, поскольку этот город был построен в Сердце Мира – если пользоваться терминологией местных магов, не прибегая к которой, я и вовсе ничего не смогу объяснить. Если за пределами Угуланда (провинции, в центре которой построен Ехо) дело не заходит дальше какой-нибудь телепатии и прочих пустяков, то у нас все гораздо серьезнее. Колдовать в Ехо не сможет только ленивый. Я вон и то научился, с пугающей меня самого легкостью.

Соответственно, местное население повально увлечено так называемой Очевидной, или «бытовой» магией. Вернее, было увлечено до наступления Эпохи Кодекса, приход которой предварялся трагическими и кровавыми событиями.

Еще в древности некоторые здешние мудрецы предрекали, что чрезмерное увлечение Очевидной магией может привести к трагическим последствиям. Существовала даже теория о возможном «конце света», мрачная и запутанная. Но отказаться от применения магии в то время было невозможно. Многочисленные магические Ордена, все как один чрезвычайно могущественные, на протяжении тысячелетий пытались поделить власть в государстве. Король же, какое бы имя он ни носил, в ту эпоху был не самой значительной фигурой в их напряженной политической игре.

Это продолжалось, пока престол не занял Гуриг VII – человек, перекроивший историю. Он нашел единственного союзника, на которого стоило ставить. Древний Орден Семилистника не только мечтал устранить многочисленных конкурентов, но с давних времен занимался серьезным изучением эсхатологических проблем. Великий Магистр Ордена Нуфлин Мони Мах был одним из тех мудрецов, кто вовремя понял, что катастрофа приближается, и с момента своего вступления в должность начал подготовку к серьезной борьбе с остальными Орденами.

Объединившись с Гуригом VII, Орден Семилистника развязал «войну против всех», вошедшую в историю как Смутные Времена. Безумное столетие закончилось сокрушительной совместной победой Короля и Ордена Семилистника. В тот же день был обнародован Кодекс Хрембера, названный так по имени юноши, случайно оказавшегося самой последней жертвой минувшей войны, – новый свод законов, своего рода метафизический уголовный кодекс. Сие знаменательное политическое событие произошло ровно 119 лет назад и положило начало новой эпохе – Эпохе Кодекса.

Основное положение Кодекса Хрембера гласит: «Гражданам Соединенного Королевства запрещается использование Очевидной магии, ежели нет на то специального разрешения Короля или Великого Магистра Ордена Семилистника, Благостного и Единственного».

Какие-то чудеса, тем не менее, происходят и сейчас, поскольку – цитирую: «Гражданам дозволяется использовать Белую магию до пятой ступени, только в своем доме или за стенами города, и Черную магию до второй ступени, только в собственном доме и только в медицине и кулинарии». Тут следует пояснить: «белая» и «черная» – вовсе не означает «добрая» и «злая». Просто Черной магией называется наука о манипуляциях с материальными предметами; свое название она получила в соответствии с цветом земли. А Белая магия оперирует более абстрактными вещами, такими как настроение, мысли, память. Впрочем, у жителей Соединенного Королевства свои оригинальные представления о том, где заканчивается материя и начинается область чистого духа. Скажем, спиритизм, столь популярный среди некоторых моих земляков, здесь считают именно Черной магией, поскольку совершенно убеждены, что призраки не менее материальны, чем, к примеру, кухонные кастрюли. Зато несколько дюжин разнообразных способов убийства – область интересов Белой магии, ибо смерть здесь полагают одним из наивысших проявлений абстрактного. В общем, путаница та еще.

С наступлением Эпохи Кодекса побежденные члены магических Орденов были вынуждены покинуть Соединенное Королевство. Это полностью устраивало победителей: считается, что за пределами Сердца Мира могущественные маги теряют значительную часть своей силы и уже не могут приблизить пресловутый «конец света». Впрочем, иногда некоторые из них наведываются в Ехо, и тогда у нас начинается веселая жизнь.

Запрет на занятия магией ни в коей мере не касается членов самого Ордена Семилистника. Но надо отдать им должное: эти господа обладают знаниями, позволяющими свести к минимуму возможные последствия своих экспериментов. «Экологически чистая» магия – что-то в таком роде.

Кроме того, есть немало заслуженных и уважаемых грозных магов, которые живут в Ехо совершенно открыто и даже пользуются определенными привилегиями. Одни успели вовремя заключить союз с будущими победителями, другие же просто добровольно устранились от борьбы. Все они – удивительные личности и колоритные персонажи; в глубине души я по-детски уверен, что именно на их обаятельной мудрости и держится нынешнее благополучие столицы Соединенного Королевства.

Подводя итог, я хотел бы добавить, что, на мой взгляд, дозволенных ступеней Очевидной магии вполне достаточно, чтобы не заскучать. Хотя те, кому довелось пожить в Эпоху Орденов, со мной не соглашаются.

И наконец. Помимо Очевидной магии есть еще и Невидимая, или Истинная. Мне не раз объясняли, что Истинная магия не только не может разрушить Мир, но даже является непременным условием его существования. Теоретик из меня никудышный, поэтому пришлось поверить на слово.

Но об этой тайной науке знают очень немногие. Собственно, только те, кто ею занимается. А таких, кажется, не слишком много. Замечу, что этот талант совершенно не зависит от того, где вам посчастливилось родиться. Я сам – убедительное доказательство этой теории. Мой друг, начальник и учитель, сэр Джуффин Халли, утверждает, что Истинная магия есть во всех Мирах. Хорошая, в сущности, новость.

Ваш Макс Фрай

Дебют в Ехо

Никогда не знаешь, где тебе повезет. Я – крупный специалист в этом вопросе. Первые двадцать девять лет своей жизни я был классическим неудачником. Люди склонны искать (и находить) самые разные оправдания своим неудачам. Мне даже этим заниматься не приходилось: причина была известна.

С младенческих лет я не мог спать по ночам. Зато сладко дрых по утрам, а именно в это время суток, как известно, и происходит распределение удачи. На утреннем небосклоне огненными буквами начертан девиз несправедливейшего из миров: «Кто рано встает, тому бог дает», – так ведь?

Кошмар моего детства – ежедневное ожидание ужасной минуты, когда мне скажут: «Спокойной ночи, детка, поцелуй маму и отправляйся в постель». Время, проведенное под одеялом, долгие часы, безнадежно испорченные тщетными попытками заснуть. Есть, впрочем, и приятные воспоминания – о ни с чем не сравнимой свободе, которую, как я быстро понял, получаешь, когда спят все остальные (если, конечно, научишься не шуметь и тщательно скрывать следы своей деятельности).

Но самое мерзкое – мучительные пробуждения по утрам, вскоре после того, как наконец удалось заснуть. Разумеется, школу, ради посещения которой мне приходилось так издеваться над собой, я возненавидел. Правда, целых два года мне довелось учиться во вторую смену. Эти два года я был почти отличником. Больше я отличником не был никогда – до встречи с сэром Джуффином Халли, конечно.

Со временем, как и следовало ожидать, моя привычка, препятствующая гармоничному слиянию с социумом, только усугублялась. Но к тому моменту, когда я окончательно убедился, что такой неисправимой «сове», как я, ничего не светит в мире, принадлежащем «жаворонкам», я встретил сэра Джуффина Халли.

С его легкой руки я оказался на максимально возможном расстоянии от дома и получил работу, вполне соответствующую моим способностям и амбициям: стал Ночным Лицом Почтеннейшего Начальника Малого Тайного Сыскного войска города Ехо.

История моего вступления в должность настолько необычна, что ее надо рассказывать отдельно. Пока же ограничусь кратким изложением тех давних событий.


Начать, вероятно, следует с того, что сновидения всегда казались мне чрезвычайно важной частью существования. Пробуждаясь от кошмара, я в глубине души был уверен, что жизни моей действительно угрожала опасность. Влюбившись в красотку из сновидения, вполне мог расстаться с текущей подружкой наяву – в юности мое сердце не умело вмещать больше, чем одну страсть. Прочитав во сне книгу, с удовольствием цитировал ее своим приятелям. А после того, как мне приснилась поездка в Париж, беззастенчиво утверждал, что был в этом городе, – не такой уж я и хвастун, просто действительно не видел, не понимал, не чувствовал разницы.

Ко всему вышесказанному остается добавить, что время от времени мне снился сэр Джуффин Халли. Постепенно мы с ним, можно сказать, подружились.

Этот экстравагантный тип вполне мог бы сойти за старшего брата актера Рютгера Хауэра (если у вас хватит воображения, попробуйте добавить к этому впечатляющему образу неподвижный взгляд очень светлых, раскосых глаз). Сей жизнерадостный господин с замашками не то восточного императора, не то циркового шпрехшталмейстера сразу же покорил сердце того прежнего Макса, которого я все еще помню.

В одном из моих снов мы начали здороваться, потом – болтать о пустяках, как это нередко случается между завсегдатаями кафе. Светское общение продолжалось несколько лет, пока Джуффин не предложил мне помощь в трудоустройстве. Будничным тоном сообщил, что я, дескать, обладаю незаурядными магическими способностями, которые просто обязан развивать, если не хочу встретить старость в психиатрической лечебнице. И предложил себя в качестве играющего тренера, работодателя и доброго дядюшки, заодно. Абсурдное его заявление показалось мне весьма соблазнительным, поскольку до сего дня никаких особых талантов я за собой не замечал и даже во сне осознавал, что карьера моя, мягко говоря, не заладилась. Тогда сэр Джуффин, вдохновленный моими гипотетическими талантами, выудил меня из привычной реальности, как клецку из супа. До самого последнего момента я был уверен, что стал жертвой собственных фантазий – удивительно все же устроен человек!

Сагу о первом в моей жизни путешествии между мирами, пожалуй, отложу на потом – хотя бы потому, что в первые дни пребывания в Ехо я почти ничего не помнил, еще меньше соображал и, честно говоря, считал происходящее не то затянувшимся сновидением, не то сложносочиненной галлюцинацией. Старался не анализировать ситуацию, а сосредоточиться на решении текущих проблем, благо их оказалось достаточно. Для начала мне пришлось пройти интенсивный курс адаптации к новой жизни: я ведь явился в этот Мир куда более несмышленым, чем обычный новорожденный. Младенцы-то с первого же дня орут и пачкают пеленки, не нарушая местных традиций. А я поначалу все делал не так. Пришлось изрядно попотеть, прежде чем меня можно было выдать хотя бы за городского сумасшедшего.


Когда я впервые очутился в доме сэра Джуффина Халли, его самого не оказалось на месте, поскольку быть Почтеннейшим Начальником Малого Тайного Сыскного Войска в столице Соединенного Королевства – весьма хлопотное занятие. Так что мой покровитель где-то благополучно застрял.

Старый дворецкий Кимпа, строго-настрого предупрежденный хозяином, что меня нужно встретить «по первому разряду», был немало озадачен: до сих пор в этом доме гостили вполне приличные люди.

Новую жизнь я начал с вопроса, как пройти в туалет. Даже это оказалось ошибкой: все граждане Соединенного Королевства старше двух лет знают, что ванная и туалет в любом городском доме находятся в подвальном этаже, куда можно спуститься по специальной лестнице.

А мой вид! Джинсы, свитер, жилет из некрашеной толстой кожи и тяжелые тупоносые ботинки годились здесь только на то, чтобы шокировать старика, обычно невозмутимого, как индейский вождь. Он осматривал меня с головы до ног секунд десять; сэр Джуффин, к слову сказать, клянется, что столь продолжительного внимания Кимпы в последний раз удостаивалась ныне покойная миссис Кимпа в день их свадьбы, лет этак двести назад. В результате осмотра мне было предложено переодеться. Я не возражал. Я просто не мог обмануть ожидания несчастного старика.

Тут началось нечто ужасное. Мне выдали ворох цветной ткани. Я комкал эти узорчатые тряпки в мокрых от волнения руках да ошалело хлопал глазами. К счастью, господин Кимпа прожил долгую и, вероятно, весьма насыщенную жизнь. На своем веку он повидал немало удивительного, в том числе и кретинов, вроде меня, не умеющих элементарных вещей. Чтобы не позорить доброе имя своего обожаемого «па-а-а-ачетнейшего начальника», как он именовал сэра Джуффина, Кимпа сам взялся за работу. Через десять минут я выглядел довольно пристойно с точки зрения любого коренного жителя Ехо, но крайне нелепо по собственному скромному мнению. Однако, убедившись, что все эти драпировки не стесняют движений и не разваливаются при попытке сделать несколько шагов, я смирился.

Потом мы приступили к следующему испытанию моих нервов. Обед! Кимпа, благородное сердце, соизволил составить мне компанию, поэтому я с пользой провел время. Прежде чем приступить к очередному блюду, я внимательно наблюдал за действиями своего учителя. Насладившись зрелищем, пытался воспроизвести увиденную премудрость, то есть отправлять в рот необходимые ингредиенты, пользуясь соответствующими приборами. На всякий случай, я старался копировать даже выражение его лица.

Наконец меня оставили в покое, порекомендовав осмотреть дом и сад, чем я с удовольствием занялся в обществе Хуфа, очаровательного песика, похожего на мохнатого бульдога. Хуф, собственно, был моим проводником. Без него я бы наверняка заблудился в этом огромном полупустом доме и вряд ли нашел бы дверь, которая вела в густые заросли сада. Там я улегся на траву и наконец расслабился.


На закате старик дворецкий торжественно прошествовал к небольшому нарядному сарайчику в конце сада и вскоре выехал оттуда на некоем чуде техники, которое, судя по внешнему виду, могло передвигаться только с помощью живой тягловой силы, но, тем не менее, делало это совершенно самостоятельно. На оном агрегате Кимпа и укатил со скоростью, на мой взгляд, приличествующей его возрасту. (Позже, впрочем, я узнал, что в молодости Кимпа был прославленным гонщиком, а скорость, с которой он ездил, считалась чуть ли не пределом возможностей амобилера – так называется это удивительное средство передвижения.)

Вернулся Кимпа не один. Мой старый знакомец, обитатель моих чудесных снов, сэр Джуффин Халли собственной персоной восседал на мягких подушках этой оснащенной мотором кареты.

Только тогда до меня окончательно дошло: все, что со мной случилось, действительно случилось. Я приподнялся навстречу Джуффину и тут же снова грузно опустился на траву, зажмурившись и глупо распахнув рот. Когда я заставил себя открыть глаза, ко мне приближались два улыбающихся сэра Джуффина. Невероятным усилием воли я собрал из них одного, поднял себя на ноги и даже захлопнул пасть. Возможно, это был самый мужественный поступок в моей жизни.

– Ничего, Макс, – понимающе улыбнулся сэр Джуффин Халли, – мне, честно говоря, тоже не по себе, а ведь у меня опыта в таких делах чуть-чуть побольше. Рад наконец познакомиться со всей совокупностью твоего организма.

После этих слов он прикрыл глаза левой рукой и торжественно произнес:

– Вижу тебя, как наяву! – Потом отнял руку от лица и подмигнул мне. – Так у нас знакомятся, сэр Макс. Повторить!

Я повторил. Выяснил, что это «неплохо для начала», после чего проделал процедуру еще раз семнадцать, чувствуя себя слабоумным наследным принцем, которому наконец-то наняли стоящего учителя хороших манер.


Увы, изучением местного этикета дело не ограничилось. Основная проблема состояла в том, что здесь, в Соединенном Королевстве, испокон века обитают могущественные маги, каковыми, на мой взгляд, в той или иной степени являются все местные уроженцы. К счастью, ровно за 115 лет до моего появления в Ехо старинное соперничество бесчисленных магических Орденов завершилось сокрушительной победой Ордена Семилистника и короля Гурига VII. С тех пор гражданам дозволяется проделывать только самые простенькие фокусы, в основном в медицинских или кулинарных целях. Например, магию применяют для приготовления камры – местной альтернативы чая и кофе, которая без чудесного вмешательства чересчур горчит. Или для того, чтобы сохранять в чистоте посуду с маслом, – достижение, на мой взгляд, эпохальное.

Так что невозможно описать, с какой искренней благодарностью я по сей день взираю на Орден Семилистника. Благодаря их проискам и интригам, в конце концов изменившим историю, мне не пришлось изучать в те дни, скажем, двести тридцать четвертую ступень Белой магии, которая, по словам знатоков, представляет собой венец человеческих возможностей. Про себя я решил, что официально дозволенные фокусы – это как раз предел моих убогих способностей. Все же я, в некотором смысле, – инвалид-виртуоз. Как британский безногий ас Дуглас Бадер. Сэр Джуффин, впрочем, утверждает, что мое главное достоинство – это принадлежность к миру чудесного, а вовсе не способность с ним управляться.


Вечером первого дня новой жизни я стоял перед зеркалом в отведенной мне спальне и внимательно изучал свое отражение. Закутан, как манекен. Тонкие складки скабы – длинной просторной туники, тяжелые складки лоохи – верхней одежды, представляющей собой замечательный компромисс между длинным плащом и пончо. Экстравагантный тюрбан, как ни странно, оказался мне к лицу. Пожалуй, в таком виде было легче сохранять душевное равновесие и не слишком ломать голову, пытаясь понять, что же со мной произошло. Этот парень в зеркале мог быть кем угодно, только не моим хорошим знакомым по имени Макс.

Появился Хуф, дружелюбно тявкнул и ткнулся носом в мое колено. «Ты большой и хороший!» – внезапно подумал я. А потом понял, что мысль принадлежала не мне, а Хуфу. Умный песик стал моим первым учителем Безмолвной речи в этом Мире. Если я что-то и смыслю в Белой магии четвертой ступени, к области которой относится такого рода общение, все комплименты попрошу адресовать этой удивительной псине.


Дни мои летели стремительно. Утром я спал. Ближе к вечеру вставал, одевался, ел и помногу разговаривал вслух. По счастию, никаких языковых барьеров между мной и остальным населением Соединенного Королевства никогда не стояло. Почему – до сих пор не знаю. Так что мне оставалось только усвоить местное произношение да принять к сведению некоторое количество новых идиом, а это – дело наживное.

Мои штудии протекали под ненавязчивым, но строгим наблюдением Кимпы, которому было поручено «сделать настоящего джентльмена из этого варвара, родившегося на границе графства Вук и Пустых Земель». Такова была моя «легенда» для Кимпы и всех остальных.

Очень удачная легенда, как я теперь понимаю. Настоящий шедевр сэра Джуффина Халли в жанре импровизированной фальсификации. Дело в том, что графство Вук – самая удаленная от Ехо часть Соединенного Королевства. Его окраины – малонаселенные равнины, плавно переходящие в почти бескрайние необитаемые пространства Пустых Земель, которые уже не принадлежат Соединенному Королевству, поскольку – на фиг они кому-то нужны? Почти никто из жителей столицы никогда там не был, ибо это бессмысленно и небезопасно, а тамошние обитатели, добрую половину которых, по словам сэра Джуффина составляют невежественные кочевники, а недобрую – беглые мятежные маги, тоже не балуют столицу своим вниманием.

– Что бы ты ни учудил, – заявил по этому поводу сэр Джуффин Халли, раскачиваясь в своем любимом кресле, – тебе даже не придется извиняться. Твое происхождение – наилучшее объяснение любой выходки в глазах столичных снобов. Можешь мне поверить, я сам приехал в столицу из Кеттари, маленького городка в графстве Шимара. Это было очень давно, но от меня до сих пор ждут эксцентричных поступков. Кажется, даже обижаются, когда я веду себя прилично.

– Отлично! Начну прямо сейчас, – и я сделал то, чего мне так давно хотелось: цапнул с блюда маленький теплый пирожок, не прибегая к помощи миниатюрного крючка, который был похож скорее на орудие пыток из арсенала дантиста, чем на столовый прибор. Сэр Джуффин снисходительно ухмыльнулся.

– Из тебя выйдет отличный варвар, не сомневаюсь!