Повторение. Имя прилагательное

тр..дает от вытаптывания. Порой в бору стоят одни лишь (старый) сосны. А внизу нет ни (молодой) деревца ни (зелёный) мха ни травы. И уж, конечно, (не)най-дёшь тут (белый) гриба. На (тёмно-серый) грунте, похожем на асфальт, утрамбованном (человеческий) ногами, (не)р..стёт ничего. Можно огораживать (большой) участки леса, предоставляя гуляющим дорожк.., как в парке. Скучно же так воскл..цает иной турист из «дикарей». А весело ли гулять по (аспидно-чёрный) «лесному асфальту», на котором лишь (жёлтый опавший) хвоя да обрывки бумаги и бутылочные осколки?
Воронов Семён
2385
3
05 августа
19:19
Ответ или решение
отвечает Аноним
24 ноября
14:57
Основная мысль текста: Надо беречь пригородные леса. Лес, расположенный вблизи большого города, страдает от вытаптывания. Порой в бору стоят одни лишь старые сосны. А внизу нет ни молодого деревца, ни зелёного мха, ни травы. И уж, конечно, не найдешь здесь белого гриба. На тёмно-сером грунте, похожем на асфальт, утрамбованном человеческими ногами, не рас


Лес, расположенный вблизи большого города, страдает от вытаптывания. Порой в бору стоят одни лишь старые сосны. А внизу нет ни молодого деревца, ни зелёного мха, ни травы. И уж, конечно, не найдешь здесь белого гриба. На тёмно-сером грунте, похожем на асфальт, утрамбованном человеческими ногами, не растет ничего:

Филька тащил буханку свежего хлеба,а маленький мальчик Николка держал солонку с крупной желтой солью. Конь вышел из сарая,втянул голову,заржал- учуял запах хлеба. Филька разломил буханку,посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял,начал перебирать ногами,попятился в сарай. Тогда Филька громко заплакал. А Панкрат потрепал коня по шее и сказал:
-"Филька не злой человек. Бери хлеб, мирись!"
Конь помотал головой,потом осторожно вытянул шею и взял хлеб из рук Фильки мягкими губами. Филька ухмылялся сквозь слёзы,а конь жевал хлеб,фыркал. Он съел весь хлеб положил голову Фильке на плечо,и все заулыбались.

Основная мысль текста: Надо беречь пригородные леса.
Лес, расположенный вблизи большого города, страдает от вытаптывания. Порой в бору стоят одни лишь старые сосны. А внизу нет ни молодого деревца, ни зелёного мха, ни травы. И уж, конечно, не найдешь здесь белого гриба. На тёмно-сером грунте, похожем на асфальт, утрамбованном человеческими ногами, не растет ничего:

Можно огораживать большие участки леса, предоставляя гуляющим дорожки, как в парке. «Скучно же так!» - восклицает иной турист из «дикарей». А весело ли гулять по аспидно-чёрному «лесному асфальту», на котором лишь жёлтая опавшая хвоя да обрывки бумаги и бутылочные осколки?

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение имени прилагательного.
  2. Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
  3. У каких прилагательных есть краткая форма?
  4. На какие две группы делятся степени сравнения? Как образуются степени сравнения?
  5. Как определить, какое окончание следует писать у имени прилагательного в безударном положении?
  1. Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?
  2. Когда в именах прилагательных пишутся две буквы н , а когда - одна буква н ?
  3. Как различить на письме суффиксы -ск- и -к- в именах прилагательных?
  4. Как мы определяем, когда нужно писать о , а когда - е после шипящих в окончаниях и в суффиксах прилагательных?
  5. Как отличить прилагательные с приставкой не- от прилагательных с отрицательной частицей не ?
  6. Какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие - через дефис?

337 . Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Имя прилагательное».

338 . Заполните своими 3-4 примерами таблицу «Способы образования имён прилагательных».

339 . Определите основную мысль текста. Спишите, деля текст на абзацы и согласуя данные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся, а также расставляя пропущенные знаки препинания.

Лес, ра..положенный вблизи (большой) города, страдает от вытаптывания. Порой в бору стоят одни лишь (старый) сосны. А внизу нет ни (молодой) деревца ни (зелёный) мха ни травы. И уж, конечно, (не)найдёш.. тут (белый) гриба. На (тёмно-серый) грунте, (похожий) на асфальт, утрамбованном (человеческий) ногами, (не)р..стёт ничего. Можно огораживать (большой) участки леса, предоставляя гуляющим дорожк.., как в парке. Скучно же так восклицает иной турист из «дикарей». А весело ли гулять по (а́спидно-чёрный) «лесному асфальту», на котором лишь (жёлтый опавший) хвоя да обрывки бумаги и бутылочные осколки?

340 . Прочитайте названия видов орфограмм, изученных в теме «Имя прилагательное» (№ 19, 20, 37-40). Заполните 4-5 примерами таблицу.

341 . Диктант (свободный). Озаглавьте текст. В своём тексте над качественными прилагательными надпишите букву к. , над относительными - о . Сравните свою запись с текстом в учебнике. Какие прилагательные вы не употребили? Какие использовали из своего запаса? Какой это текст?

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли.

Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.

Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона.

На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом...

Весело жить в такой земле!

(По М. Лермонтову.)

342 . Озаглавьте текст. Сначала выпишите вместе с существительными имена прилагательные с пропущенными буквами. Над прилагательными сокращённо надпишите, какого они разряда. Затем выпишите остальные слова с пропуском букв.

В Нижегородской области м..стерят деревя(н, нн)ые расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохлом..ая ро..пись - пламе(н, нн)ая хохлома. Хохлома - стари(н, нн)ое село, где раньше прод..вали изделия из дерева. А пламе(н, нн)ой её называют потому, что весёлые красно-золотые изделия г..рят, как огонь.

Но хотя расписные вещи св..ркают подобно золоту, драгоце(н, нн)ого м..талла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют* глиной, промасливают и лудят - нат..рают алюминиев..м порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают в горяч..ю печ.. . В жаре олифа и лак густеют, спекаю..ся, становятся желтоватыми. Под их слоем серебр..ый цвет полуды выгляд..т как золото. Далеко за пределами нашей Родины известна пламе(н, нн)ая хохлома 4 .

(По К. Паустовскому.)

343 . Составьте 5-6 предложений или небольшой текст на одну из тем: «Произведение народного декоративного искусства» (любое), «Превращение дерева», «Деревянное золото», «Костяное кружево», «Изделия палехских художников», «Вологодские кружева» и т. д. Используйте в составляемых предложениях или в тексте синонимы из рамок, а также материалы упр. 295, 324, 326, 329, 342.

344 . Подготовьте на основе созданного вами текста (упр. 343) устное публичное выступление на одну из выбранных вами тем. Постарайтесь выступить так, чтобы слушатели почувствовали ваше отношение к произведениям народного промысла.

Баранова М.Т Домашняя работа по русскому языку за 6 класс: Учебно-практическое пособие - М.: «Просвещение», 2000. - 126 c.
Скачать (прямая ссылка): domrabotpors2006.pdf Предыдущая 1 .. 23 > .. >> Следующая
72
средневековый (средние века), тугоплавкий (туго плавится), зеленовато-серый (оттенок цвета), десятиэтажный (десять этажей), паровозоремонтный (ремонт паровозов), юго-восточный (от юго-восток), изжелта-красный (оттенок цвета), трехметровый (три метра), садово-огородный (садовый и огородный), рельсопрокатный (прокат рельсов), северо-западный (от северо-запад), сорокакилометровый (сорок километров), древнерусский (Древняя Русь), фабрично-заводской (фабричный и заводской), хлопчатобумажный (хлопчатая бумага), двухкомнатный (две комнаты), чугунолитейный (лить чугун).
332. Желто-зеленый, изжелта-зеленый, зелено-желтый; бело-синий, сине-белый, иссиня-белый; красно-белый, бело-красный; светло-фиолетовый; темно-голубой; бледно-синий; ярко-розовый; темно-каштановый.
333. Темно-коричневый, темноволосый; черно-белый, чернобровый, белобровый; сине-зеленый, синеглазый, зеленоглазый; красно-синий, красноносый, синеносый; бело-розовый, розово-белый.
334. I. 1) Водопроводный, сельскохозяйственный, пароходный, тепловозный, вертолетный, ледокольный.
2) Светло-голубой, багрово-красный, темно-каштановый, серебристо-белый, иссиня-зеленый.
II. Светочувствительная бумага, первоочередное дело, двенадцатиэтажное здание, равносторонний многоугольник, пятитомное собрание сочинений, плодово-ягодные культуры, чугунолитейный завод, седоволосая женщина, широкоплечий мужчина, санитарно-гигиенические требования, писчебумажное производство, семнадцатилетняя девушка.
335. Переводные словари.
Словари, в которых средствами родного языка объясняются слова чужого языка (и наоборот), называются переводными. Они могут быть как двуязычными, так имногоязычными. Например, переводными словарями являются русско-английский словарь, немецко-русский словарь, русско-французский словарь, чешско-русский словарь идругие.
73
336. Тип текста - описание.
1. Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным теплотворным светом своим облило степь. Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
2. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нему, иона становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще каждый цветок, каждая травка испускала амбру ився степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового
олота; и редка белели клоками легкие ипро рачные облака.
337. Диктант.
338. 1) приставочный: досрочный, бесполезный, неспособный.
2) суффиксальный: серебряный, стеклянный (искл.), голубиный, матросский.
3) приставочно-суффиксальный: неприкосновенный, несомненный, неи бежный.
4) сложение: широкоплечий, плодово-ягодный, судоремонтный, двухтомный.
339. Основная мысль: надо беречь пригородные леса.
Лес, расположенный вблизи большого города, страдает от вытаптывания. Порой в бору стоят одни лишь старые сосны. А внизу нет ни молодого деревца, ни зеленого мха, ни травы. Иуж, конечно, не найдешь здесь белого гриба. На темно-сером грунте, похожем на асфальт, утрамбованном человеческими ногами, не растет ничего.
Можно огораживать большие участки леса, предоставляя гуляющим дорожки, как впарке. «Скучно же так!» - восклицает иной турист из «дикарей». А весело ли гулять по аспидно-черному «лесному асфальту», на котором лишь желтая опавшая хвоя да обрывки бумаги и бутылочные осколки?
74
340. 1 колонка: кожаный, звериный, обыкновенный, холщовый, киргизский.
2 колонка: по большой дороге, с хорошей добычей, осенней свежести, яблоневого сада.
3 колонка: древнерусский, вагоноремонтный, трехэтажный, сельскохозяйственный.
4 колонка: светло-зеленый, юго-восточный, сладко-соленый, физико-математический.
341. Диктант.
342. Секреты хохломской росписи.
Деревянные (относит.) ложки, хохломская (относит.) роспись, пламенная (относит.) хохлома, старинное (качеств.) село, драгоценного (относит.) металла, алюминиевым (относит.) порошком, вго-рячую (качеств.) печь, серебряный (относит.) цвет.
Мастерят, продавали, горят, сверкают, выточат, натирают, спекаются, становятся, выглядит, за пределами.
Дал_ек.о. за. .пределами нашей Родины известна пламенная хохлома. (Повеств., невоскл., простое, распростр.)
343. Резьба по дереву - старинный народный промысел. Из дерева изготовляют посуду: миски, ковши, черпаки иложки. Для резьбы используются разнообразные инструменты: ножи, прямые иполу-круглые стамески. Самое мягкое и удобное для резьбы дерево - липа. Липа не расслаивается на отдельные волокна, не крошится. Из липовых досок можно создавать рельефные панно, из маленьких чурбачков - ложки.
344. (устно)
345. 1. Входят семь богатырей, семь румяных усачей. 2. С первого щелка прыгнул поп до потолка; со второго щелка лишился поп языка, ас третьего щелка вышибло ум у старика.
3. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, пришел невод содной рыбкой. 5. Три - нечетное число. 6. Семь ичетыре - одиннадцать.