Администрация Московского района - Льготное кредитование. Льготные кредиты на строительство жилья в Беларуси: особенности, правила оформления и отзывы Льготный кредит по указу 13 кто

А основным законодательным актом стал подписанный 4 июля 2017 года Указ Президента Беларуси № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений».

В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства Указом №240 введен новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - государственные адресные субсидии, информирует infobank.by.

На что идут субсидии?

Они могут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам - также на погашение части основного долга по таким кредитам.Получателями субсидий являются, в основном:

  • те же категории граждан, которые имели право на получение государственной поддержки в виде льготных кредитов по Указу № 13
  • прокурорские работники
  • малообеспеченные граждане, осуществляющие строительство (реконструкцию) жилых помещений в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области

Максимальный размер кредита, подлежащего субсидированию, определяется по следующей формуле…

Условиями предоставления такой государственной поддержки будут:

  • очередность получения
  • отнесение граждан к категории малообеспеченных

О субсидии – простым языком

В Указе №240 речь идет о привлечении кредитов коммерческих банков с предоставлением необходимой адресной финансовой поддержки на их погашение.

В итоге, человек получает не льготный, а самый обычный коммерческий кредит и субсидию на его погашение. Сделать это можно в тех банках, которые участвуют в системе субсидирования, на сегодняшний день их 4:

  • Банк Бел ВЭБ
  • Белагропромбанк
  • Беларусбанк
  • Белинвестбанк
  • БПС-Сбербанк

Банки предоставляют коммерческие кредиты на строительство (реконструкцию) жилья на действующих в каждом из них собственных условиях, основные из которых на сегодняшний день практически идентичны:

  • срок кредитования - 20 лет
  • ставка по кредиту - 13%годовых (или ставка рефинансирования + 3 процентных пункта).

Обратите внимание, что при изменении ставки рефинансирования (последние годы она падает) будет изменяться и ставка по кредиту!!!

Субсидия предоставляется в безналичной форме и направляется в банк, выдавший коммерческий кредит, на погашение за гражданина части процентов или основного долга.

Размеры помощи

Субсидия на уплату части процентов предоставляется:

  • льготникам, перечисленным в Указе № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»
  • прокурорским работникам, гражданам из числа прокурорских работников, уволенных со службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением численности или штата работников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), имеющим не менее 5 календарных лет выслуги на службе в органах прокуратуры
Категории граждан Размер субсидии на уплату части процентов по кредиту
Вне очереди
многодетные семьи 3 детей до 23 лет — СР* + 2 п.п./ 4 и более несовершеннолетних детей — СР + 3 п.п.
граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на ЧАЭС СР* — 2 п.п.
граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы СР* — 2 п.п.
граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания СР* — 2 п.п.
ветераны боевых действий на территории других государств, из числа предусмотренных в п. 1 — 3 части первой ст. 3 Закона «О ветеранах» СР* — 2 п.п.
трудоспособные совершеннолетние члены семьи умершего нанимателя социального жилья, — в течение действия договора найма СР* — 2 п.п.
лауреаты спец. фонда Главы государства по поддержке одаренных учащихся и студентов СР* — 2 п.п.
граждане, уволенные с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению СР* — 2 п.п.
дети-сироты и граждане, являющиеся нанимателями социального жилья, предоставленного им как детям-сиротам, – в течение действия договора найма СР* + 2 п.п.
В порядке общей очереди
военнослужащие и приравненные к ним лица СР* — 2 п.п.
прокурорские работники СР* — 2 п.п.
граждане, имеющие право на внеочередное получение социального жилья СР* — 2 п.п.
граждане, которым назначены стипендии Главы государства СР* — 2 п.п.
граждане, проживающие не менее 10 лет в общежитиях, в жилье по договору найма частного жилищного фонда СР* — 2 п.п.
судьи СР* — 2 п.п.
граждане, осуществляющие строительство жилья в населенных пунктах до 20 тыс. чел. и в городах-спутниках СР* — 2 п.п.
граждане, осуществляющие строительство жилья на территории юго-восточного региона Могилевской области СР* — 2 п.п.
молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей СР* — 2 п.п.

* СР - ставка рефинансирования

А если говорить совсем уж простым языком, на практике выйдет вот что:

  • многодетным семьям с 3 детьми субсидия покроет 12% (ставка рефинансирования 10% + 2 процентных пункта) из 13% годовых
  • многодетным семьям с 4 и более детьми субсидия полностью покроет выплату годовых процентов по кредиту
  • всем остальным субсидия покроет 8% (ставка рефинансирования 10% - 2 процентных пункта) из 13% годовых

Перечисление субсидии на погашение части процентов будет производиться со следующего месяца после выдачи банком кредита на строительство (реконструкцию) жилья ежемесячно в течение всего срока погашения кредита, установленного кредитным договором.

Право на получение субсидии на погашение основного долга совместно с получением субсидии на уплату части процентов предоставляется:

  • многодетным семьям, имеющим 3-х и более несовершеннолетних детей
  • молодым семьям из числа малообеспеченных при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов
  • детям-сиротам

При этом субсидия на погашение основного долга установлена многодетным семьям с 3 детьми в размере 95%, а для детей-сирот – 35%.

Для многодетных семей с 4 и более детьми ежемесячные платежи по кредиту как по уплате процентов, так и основного долга будут полностью субсидироваться из бюджета.

Молодые семьи при рождении детей после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов: 10% - при рождении первого ребенка; 20% - при рождении второго ребенка.

Размер субсидии будет меняться при изменении состава семьи!

Как получить поддержку?

Выдача субсидии возможна только при подходе очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и отнесении к категории малообеспеченных.

Субсидии предоставляются на строительство жилья в экономичных многоквартирных и блокированных жилых домах, перечень проектов которых утверждается Минстройархитектуры.

Решения о предоставлении субсидий принимаются районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями.

Порядок ваших действий

1. Граждан, имеющих право на получение адресной субсидии (субсидий), в порядке очереди будут приглашать в исполком, где им предложат строительство жилья с такой господдержкой

2. Если гражданин соглашается на участие в программе, исполком направляет его на строительство жилья, и гражданин заключает соответствующий договор на строительство

3. После заключения договора на строительство жилья гражданин обращается в исполком с заявлением и соответствующими документами для принятия решения о предоставлении ему адресной субсидии. Исполком с учетом состава семьи, жилой площади в собственности, определит максимальный размер кредита, подлежащий субсидированию семье

4. С данным решением человек идет в банк для заключения кредитного договора

5. Банк заключает кредитный договор и его копию направляет в исполком. Исполком на основании сведений, ежемесячно предоставляемых банком, перечисляет в банк, предоставивший кредит, субсидию на уплату гражданином части процентов по кредиту, начиная со следующего месяца после выдачи банком кредита (его части), субсидию на погашение основного долга по кредиту - начиная с месяца начала погашения основного долга по кредиту

Прошел месяц, как вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее - Указ № 13).

Одновременно утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (далее - Указ № 185). Произошедшее изменение можно с полной уверенностью назвать реформой системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Плюсы и минусы

Сконцентрировав внимание на основных изменениях, необходимо отметить вначале наиболее важные моменты.

Во-первых, уменьшены нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения для определения величины льготного кредита:

  • с 20 кв.мдо 15 кв.м на каждого члена семьи - для лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске (за исключением многодетных семей);
  • с 36 кв.м до 30 кв.м при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры.

Во-вторых, нормируемые размеры общей площади жилого помещения устанавливаются за вычетом общей площади жилых помещений, находящихся в собственности кредитополучателя и членов его семьи на территории всей Республики Беларусь, в отличие от норм Указа № 185, в соответствии с которыми учитывались жилые помещения, находящиеся в населенном пункте по месту жительства и (или) по месту улучшения жилищных условий кредитополучателя.

В-третьих, значительно сокращен круг лиц, имеющих право на предоставление государственной поддержки: если в соответствии с Указом № 185 гражданин, улучшающий свои жилищные условия в порядке очередности, имел право на получение льготного кредита независимо от категории учета, то согласно п. 1.9 Указа № 13 льготные кредиты предоставляются по спискам, составленным также с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но включение в указанные списки дополнительно обусловлено отнесением гражданина к одной из категорий, перечисленных в п. 1.1 Указа № 13. В случае же, если лицо не относится ни к одной из льготных категорий, у него отсутствует и право на государственную поддержу, вне зависимости от продолжительности срока пребывания на учете. Кроме того, сокращено количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное включение в списки льготного кредитования, и граждан, имеющих право на совместное использование льготного кредита и субсидии, по сравнению с Указом № 185.

В-четвертых, процентная ставка по льготному кредиту на момент вступления в силу Указа № 13 может варьироваться в диапазоне от 1 до 22,5% годовых. До вступления в силу Указа № 13 она не могла превышать 5%.

Вместе с тем необходимо отметить, что не все изменения направлены на сокращение объемов государственной поддержки. Отдельные нормы Указа №13 улучшают правовое положение кредитополучателей. Так, например, увеличен размер финансовой помощи на погашение льготных кредитов для многодетных семей с 50% до 75% от суммы задолженности по льготным кредитам при наличии 3 несовершеннолетних детей и с 75% до 100% для семей, имеющих 4 и более несовершеннолетних детей на дату заключения кредитного договора.

Также в соответствии с п. 1.12 Указа № 13 семьям, в которых один из родителей после рождения 2-го и последующих детей находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставляется отсрочка в погашении задолженности по кредиту (включая проценты за пользование кредитом) на время нахождения в таком отпуске. Здесь следует обратить внимание, что согласно ст. 185 Трудового кодекса Республики Беларусь отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет вместо матери ребенка предоставляется работающим отцу или другим родственникам ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком, а при назначении опеки - опекуну ребенка. Однако данная особенность в отношении других родственников и опекуна, как видим, не нашла отражения в приведенной выше норме Указа № 13.

Кому и почем?

Общие положения государственной поддержки, установленные Указом № 13, можно систематизировать в виде таблицы:

Условия реализации права на льготный кредит

Условия кредитования

Право на получение субсидии

Военнослужащие

5% годовых сроком не более, чем на 20 лет

Нет права на субсидию

Граждане, имеющие в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда

Только при подходе очереди по общему списку

Трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющие в пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв.м и более (в г. Минске - 10 кв.м и более) на 1 человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, - в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Совершеннолетние члены семьи умершего (погибшего, признанного безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда – в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами договора найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чемна 20 лет

Кредит либо субсидия по выбору

Многодетные семьи

Внеочередное, то есть при подходе очереди по соответствую-щему отдельному списку

1% годовых сроком не более чем на 40 лет

Кредит либо субсидия по выбору

Граждане, в составе семьи которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы

Внеочередное, то есть при подходе очереди по соответствую-щему отдельному списку

20% от ставки рефинансирования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Право на совместное использо-вание льготного кредита и субсидии

Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями

Внеочередное, то есть при подходе очереди по соответствую-щему отдельному списку

20% от ставки рефинансирования (но не менее 5%) сроком не более, чем на 20 лет

Право на совместное использо-вание льготного кредита и субсидии

Ветераны боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, предусмотренных в п. 1–3 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь № 1594-XII от 17.04.1992 «О ветеранах»

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Право на совместное использо-вание льготного кредита и субсидии

Граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Право на совместное использо-вание льготного кредита и субсидии

Совершеннолетние молодые граждане, являющиеся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, - по согласованию с Министерством образования, Министерством культуры и в соответствии с документами, подтверждающими такое звание. Под молодыми гражданами в Указе № 13 понимаются лица в возрасте до 31 года

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Кредит либо субсидия по выбору

Граждане, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, - по согласованию с Национальной академией наук Беларуси и в соответствии с подтверждающими назначение этих стипендий документами, выдаваемыми организациями, осуществлявшими их выплаты

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Кредит либо субсидия по выбору

Граждане, проживающие не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого помещения, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в том числе расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь

Внеочередное, то есть при подходе очереди по соответствую-щему отдельному списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Кредит либо субсидия по выбору

Граждане, осуществляющие строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Кредит либо субсидия по выбору

Судьи и прокурорские работники

Только при подходе очереди по общему списку

20% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Ккредит либо субсидия по выбору

Молодые семьи, имеющие 2 несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов

Только при подходе очереди по общему списку

50% от ставки рефинанси-рования (но не менее 5%) сроком не более чем на 20 лет

Право на льготный кредит и на субсидию на погашение льготного кредита либо только на субсидию на строи-тельство

Для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и относящихся к одной из приведенных выше категорий

Только при подходе очереди по общему списку

10% от ставки рефинанси-рования (но не менее 3%) сроком не более чем на 20 лет

Нет права на субсидию

Как быть с обратной силой?

Все описанные выше изменения в правовом регулировании предоставления государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не вызывают сложности для понимания их с юридической точки зрения.

Определенную сложность для правовой оценки вызывает норма, закрепленная в п. 11 Указа № 13, согласно которой все государственные органы, наделенные полномочиями по утверждению списков льготного кредитования, должны пересмотреть утвержденные ими списки с учетом положений Указа № 13. Интерес вызывает то обстоятельство, что речь идет о пересмотре утвержденных списков вообще, без указания каких-либо ограничивающих признаков (например, время их утверждения или имевшее место полное исполнение обязательств по заключенным на их основании договорам). Но в таком случае мы имеем дело с огромным количеством решений соответствующих государственных органов, которые были приняты согласно законодательству, действовавшему в определенный период времени в прошлом, и могли послужить основанием для возникновения правоотношений как прекратившихся к настоящему времени, так и длящихся до сих пор.

Пункт 8 Указа № 13 обязывает ОАО «АСБ Беларусбанк» предоставлять льготные кредиты гражданам, не относящимся к категориям, имеющим право на льготный кредит на сегодняшний день, но заключившим кредитные договоры до вступления в силу Указа № 13, в пределах размеров открытых кредитных линий на дату вступления в силу Указа № 13.

Хотя законодатель никак не связывает две приведенные выше нормы, можно предположить, что пересмотр списков должен осуществляться в отношении лиц, которые не заключили кредитные договоры, а также в отношении тех, кто заключил кредитный договор, но имеет право на предоставление льготного кредита в соответствии с Указом № 13.

Таким образом, очевидно, что Указ № 13 будет применяться к отношениям, возникшим до вступления его в силу.

Анализ законодательства Республики Беларусь на предмет возможности придания обратной силы нормативному правовому акту показывает, что данный вопрос регулируют только две нормы общего законодательства: ст. 104 Конституции Республики (далее - Конституция) и ст. 67 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон о НПА).

В ст. 104 Конституции установлен общий принцип, гласящий, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Но очевидно, что в данной статье имеется в виду закон в узком смысле слова, то есть как отдельный вид нормативных правовых актов, принимаемых Национальным собранием Республики Беларусь. Также в главе 4 Конституции, определяющей статус Национального собрания, содержится запрет на принятие закона о делегировании законодательных полномочий Президенту, разрешающего ему принимать нормы, имеющие обратную силу. Однако данные положения Конституции неприменимы для регулирования действия во времени Указа № 13.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о НПА нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Из этого правила есть только два исключения:

  • когда нормативный правовой акт смягчает или отменяет ответственность;
  • когда при введении в действие нормативного правового акта прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, либо в самом акте, либо в акте о введении в действие нормативного правового акта.

Возможность придания нормативному правовому акту обратной силы и механизм ее реализации закреплен в ч. 2 ст. 67 Закона о НПА:

  • придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан;
  • нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан, не имеют обратной силы, если иное (то есть придание обратной силы) не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Таким образом, законодательные акты, не предусматривающие введение или усиление ответственности, но ухудшающие положение граждан, могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено при введении их в действие.

Законодательными актами согласно ст. 1 Закона о НПА являются Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Указ № 13 не содержит прямого указания на придание ему обратной силы, а напортив, прямо предусматривает, что, за исключением отдельных норм, он вступает в силу после официального опубликования. При этом из нормы п. 11 следует, что все требования Указа № 13, касающиеся утверждения списков, применяются в том числе и к отношениям, имевшим место ранее, то есть имеют обратную силу. В результате можно прийти к выводу, что Указ № 13 не наделен обратной силой в соответствии с требованиями Закона о НПА, поскольку придание ему обратной силы не прямо предусматривается, а всего лишь косвенно следует из требования п. 11.

Но даже если придерживаться вывода о том, что обратная сила нормам Указа № 13 придана не в соответствии с требованиями ст. 67 Закона о НПА, это не отражается на применении Указа № 13, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона о НПА в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Указ № 13 издан не на основании закона, делегирующего соответствующие полномочия, а в рамках реализации полномочий Президента Республики Беларусь, поэтому имеет верховенство над Законом о НПА и иными законами. Соответственно, даже в случае противоречия Закона о НПА Указу № 13 превалировать будет последний.

Кроме того, следует отметить, что Указ № 13 не отменяет Указ № 185, а признает его утратившим силу, то есть лишает его юридической силы не с момента его принятия, а с 17.01.2012. Следоательно, тем самым устанавливает, что отношения, имеющие место до 17.01.2012, регулируются Указом № 185, который действует в этот период. Так, например, если бы возник спор из отношений по поводу утверждения в списках льготного кредитования, имевших место в 2005 году, при его разрешении следовало бы руководствоваться нормами Указа № 185, а не Указа № 13, поскольку Указ № 185 имеет силу для периода времени до 17.01.2012.

Это позволяет говорить о наличии некоторой предполагаемой коллизии между Указом № 185, имеющим юридическую силу в прошлом, и Указом № 13, который вступил в силу с 17.01.2012, но содержит требование о регулировании отношений, имевших место до его принятия.

В целом при отсутствии прямого указания в самом Указе № 13 на то, что он имеет обратную силу в отношении определенных правоотношений, и одновременно наличия нормы о том, что он вступает в силу после его официального опубликования, положение п. 11 представляется отклоняющимся от общей концепции Указа № 13. Однако, как показывает анализ законодательства, это не влияет на обязательность данной нормы для применения.

"Личный юрист", № 2/2012

Льготное кредитование регулируется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 №13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее – Указ №13).

Многодетные семьи:

Вопрос: Мы многодетная семья (5 человек), нас направили на строительство трехкомнатной квартиры общей площадью 92.8 кв.м, на какую помощь государства мы можем рассчитывать?

Ответ: На одного члена многодетной семьи кредитуется 20 кв.м*, значит, (в случае, если у членов семьи отсутствует жилье на праве собственности, доля в праве собственности на жилые помещения по всей территории Республики Беларусь**) льготный кредит покроет всю площадь квартиры 5х20=100 кв.м., при этом условия кредитования многодетной семьи под 1% на 40 лет***, при погашении государством 75% от суммы выплат (пп.1.12 п.1 Указа №13).

Вопрос: А если у нас есть в собственности есть однокомнатная квартира общей площадью 37.2 кв.м?

Ответ: В таких случаях размер льготного кредита уменьшается (пп.1.6 п.1 Указа № 13) на 37.2 кв.м и составит 62.8 кв.м (100-37.2=62.8 кв.м).

Вопрос: Значит, льготный кредит не покроет всю стоимость строящейся квартиры?

Ответ: Да, на «лишние метры» условия льготного кредитования не распространяются и Вы можете воспользоваться кредитом для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет ресурсов банка, либо погасить остаток собственными средствами.

Вопрос: А нельзя ли как-нибудь избавиться от нашей однокомнатной квартиры, чтобы она не учитывалась при льготном кредитовании, например переписать на маму?

Ответ: В случае дарения квартиры в течении 3 лет, при расчете льготного кредита все равно будет учитываться общая площадь подаренной квартиры.

Вопрос: А если мы захотим её продать?

Ответ: В случае её продажи помимо того, что будет учитываться общая площадь проданной квартиры при расчете льготного кредита в течении 3 лет, следует учитывать тот факт, что вырученные от этой продажи денежные средства не включаются в доход семьи для исчисления среднемесячного совокупного дохода на каждого ее члена, дающего право на получение льготного кредита, при условии направления указанных средств на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения (т.е. в случае не направления данных средств на строительство квартиры, при исчислении среднемесячного совокупного дохода на каждого ее члена, может быть нарушен критерий малообеспеченности, и отсутствовать основания для получения льготного кредита).

Граждане прожившие в общежитиях по договорам найма/поднайма в течении 10 лет и не имеющие в собственности жилых помещений (долей в собственности на жилые помещения) на территории Республики Беларусь:

Вопрос: Мы состоим на учете нуждающихся с декабря 1988 года и нас направили на строительство трехкомнатной квартиры общей площадью 76.4 кв.м составом семьи 4 человека (сам, жена, сын 1996 г.р, дочь 1997 г.р.), проживаем в общежитии более 10 лет, у нас нет в собственности жилых помещений на территории Республики Беларусь, на какой льготный кредит мы претендуем?

Ответ: 15 кв.м х 4 чел. = 60 кв.м*, при процентной ставке 20% от ставки рефинансирования Национального банка, действующего на дату утверждения списков на льготное кредитование, но не менее 5% (ставка рефинансирования Национального банка в июне 2013 года – 20%), т.е. 20% *20% = 5% годовых на 20 лет***.

Вопрос: Значит 16.4 кв.м мы должны будем погасить собственными средствами?

Ответ: Да.

Вопрос: Мы состоим на учете нуждающихся с 1988 года и нас направили на строительство двухкомнатной квартиры общей площадью 61.6 кв.м составом семьи 3 человека (сам, жена, мать), проживаем в общежитии более 10 лет, у нас нет в собственности жилых помещений на территории Республики Беларусь, на какой льготный кредит мы претендуем?

Ответ: Согласно пункту 5 Указа № 13 Ваша мать не относиться к членам семьи кредитополучателя**, поэтому при расчете льготного кредита мы будем учитывать 2 человек (сам, жена). 15 кв.м х 2 чел. =30 кв.м*, при процентной ставке 20% от ставки рефинансирования Национального банка, действующего на дату утверждения списков на льготное кредитование, но не менее 5% (ставка рефинансирования Национального банка в июне 2013 года – 23,5%), т.е. 20% *20% = 5% годовых на 20 лет***.

Вопрос: Я состою на учете нуждающихся с 1987 года и проживаю в общежитии более 10 лет, в собственности жилых помещений (долей в праве собственности) у меня нет. Меня направили на строительство однокомнатной квартиры в ЖСПК, какой кредит я смогу получить?

Ответ: при строительстве однокомнатной квартиры одним человеком размер льготнокредитуемой площади составит 30 кв.м*, на условиях 5% на 20 лет***.

Молодые семьи, имеющих двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов:

Вопрос: Мы молодая семья, имеющая 2 несовершеннолетних детей состоящая на учете нуждающихся с 1991 года и самостоятельно заключили договор долевого строительства, можем ли мы получить кредит на строительства жилья?

Ответ: Нет, на сегодняшний день ваша очередь не подошла. Согласно с пп.1.9 п.1 Указа №13 льготные кредиты предоставляются в порядке очередности, т.е. в зависимости от даты постановки на учет.

Для сведения: на сегодняшний день по общей очереди направлены на строительство и имеют право на получение льготного кредита граждане, ставшие на учет в 1988-1989 годах.

Вопрос: Мы молодая семья, имеющая 2 несовершеннолетних детей и состоящая на учете нуждающихся с 1988 года. Нас направили на строительство двухкомнатной квартиры, как повлияет на размер льготного кредита то, что мы проживаем с родителями в двухкомнатной квартире, которая принадлежит им на праве собственности?

Ответ: Никак. Частная квартира ваших родителей не будет учитываться при расчете льготного кредита, потому что согласно пункту 5 Указа № 13 ни к членам молодой семьи, ни к членам семьи кредитополучателя они не относятся**. Поэтому, размер льготного кредита составит 60 кв.м* (15 кв.м х 4 чел.) при процентной ставке 50% от ставки рефинансирования Национального банка, действующего на дату утверждения списков на льготное кредитование, но не менее 5% (ставка рефинансирования Национального банка июне 2013 года), т.е. 20% *50% = 10% годовых на 20 лет***.

Отчуждение жилых помещений построенных с привлечением льготного кредита (регулируется в соответствии с подпунктом 1.18 пункта 1 Указа № 13):

Вопрос: Мы построили квартиру с привлечением льготного кредита и полностью погасили кредит, в каких случаях мы можем её продать?

Ответ: в течение пяти лет со дня погашения льготного кредита, отчуждение может осуществляться соответствующему районному, городскому исполнительному и распорядительному органу, местной администрации в порядке, установленном законодательством.

В случае отказа местной администрации от покупки данной квартиры ее отчуждение осуществляется с разрешения этой местной администрации в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья и т.п.), или в случае улучшения жилищных условий собственником жилья, путем строительства, реконструкции или приобретения жилого помещения.

*Подпункт 1.5 пункта 1 Указа № 13:

нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются в размере 20 кв. метров (в г. Минске - 15 кв. метров, а для многодетных семей - 20 кв. метров) на одного члена семьи (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома - 30 кв. метров), а для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома, - 30 кв. метров (при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме - 44 кв. метра).

Для Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждан, обладающих в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, указанные нормативы общей площади жилого помещения увеличиваются на 15 кв. метров на каждого члена семьи, имеющего право на дополнительную площадь жилого помещения по перечисленным основаниям.

** Пункт 5 Указа № 13 устанавливает следующие термины и их определения:

нормируемый размер общей площади жилого помещения - общая площадь жилого помещения, принимаемая в расчет при определении величины льготного кредита при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения, которая определяется с учетом установленных в подпункте 1.5 пункта 1 Указа № 13нормативов общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения и общей площади находящихся (находившихся) в собственности у кредитополучателя и (или) членов его семьи жилых помещений (в том числе общей площади жилых помещений, приходящейся на принадлежащие (принадлежавшие) гражданину и (или) членам его семьи доли в праве общей собственности на жилые помещения), расположенных в населенных пунктах Республики Беларусь;

члены семьи кредитополучателя - супруг, супруга, несовершеннолетние дети, дети в возрасте до 23 лет, не вступившие в брак и проживающие совместно с родителями, включая получающих профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование в дневной форме получения образования либо осваивающих содержание образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь в дневной форме получения образования в других населенных пунктах или проходящих срочную военную службу по призыву, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется право пользования занимаемыми родителями жилыми помещениями.

*** подпункт 1.4 пункта 1 Указа № 13:

льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляются открытым акционерным обществом "Сберегательный банк "Беларусбанк".

Максимальный размер льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения, определяемым в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 Указа № 13 с учетом нормативов общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, установленных в подпункте 1.5 пункта 1 Указа № 13, и по показателю стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств для соответствующего типа жилых зданий, утверждаемому местными исполнительными и распорядительными органами, и не должен превышать 90 процентов (для многодетных семей - 100 процентов) стоимости строительства нормируемых размеров общей площади жилых помещений типовых потребительских качеств.

Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет (для многодетных семей - 40 лет).

Проценты за пользование этими кредитами в течение срока их погашения устанавливаются в следующих размерах:

для многодетных семей - 1 процент годовых;

для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, - в размере 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 3 процентов годовых;

для иных категорий граждан, указанных в абзацах третьем - шестнадцатом части первой подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 13, - в размере 20 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5 процентов годовых;

для молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей, не относящихся к категориям граждан, указанным в абзацах третьем - шестнадцатом части первой подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 13, - в размере 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5 процентов годовых.

Основные вопросы, поступающие в Минстройархитектуры, по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 "О государственной поддержке граждан при строительстве(реконструкции) жилых помещений"(далее - Указ №240)

1. Вопрос. Можно ли получить субсидию по Указу № 240 на погашение процентов и основного долга по коммерческому кредиту, полученному на приобретение жилого помещения?

Ответ. По данному указу субсидии предоставляются только на договора по коммерческим кредитам, полученным на строительство и реконструкцию жилых помещений.

Ответ. Субсидии на погашение процентов и основного долга по коммерческому кредиту предоставляются категория граждан, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве(реконструкции) или приобретении жилых помещений" (далее - Указ № 13) с учетом подпунктов 1.8. и 1.10. Указа № 240.

3. Вопрос. Будет ли сохранено действие Указа № 13?

Ответ. Указ № 13 продолжит свое действие в полном объеме на граждан уже получивших льготные кредиты для погашения принятых ОАО "АСБ Беларусбанк" обязательств и в пределах выделяемых на его реализацию средств. Новые договора по Указу № 13 будут заключаться только при наличии на это свободных средств. Объемы средств на докредитование по Указу №13 будет с каждым годом уменьшаться и с 2018 года поддержка практически будет вестись только на условиях Указа №240.

4. Вопрос. Что должен сделать гражданин для получения субсидии на погашение коммерческого кредита, полученного на строительство жилья?

Ответ. Для получения субсидии граждан в порядке состояния на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий приглашают в исполком по месту состояния на жилищном учете и предлагают строительство жилого помещения в конкретном доме. При согласии гражданина на строительство по Указу № 240 он подает заявление в исполком. Исполком принимает решение о предоставлении субсидии, с которым гражданин обращается в любой банк, работающий в рамках Указа № 240, где на условиях банка заключается кредитный договор и он представляется в исполком, принявший решение о субсидии. После этого проводится выплата субсидии.

5.Вопрос. На каких условиях банками предоставляются коммерческие кредиты под выплату субсидий?

Ответ. Банки предоставляют коммерческие кредиты на строительство(реконструкцию) жилья на действующих в каждом из них собственных условиях: срок кредитования, размер кредита с учетом платежеспособности гражданина, проценты по кредиту, размер кредита в зависимости от стоимости жилого помещения и т. д.

При этом обращаем внимание, что сумма субсидии включается в платежеспособность гражданина при расчете размера кредита.

6. Вопрос. Как можно погасить субсидией по Указу № 240 коммерческий кредит, полученный в 2016 году?

Ответ. Такой кредит не может быть просубсидирован по указу № 240, так как субсидии по указу будут предоставляться только на коммерческие кредиты, полученные на основании решений исполкомов, принятых по процедуре Указа № 240.

7. Вопрос. Имею ли я право на получение субсидии по Указу № 240, если уже получала льготный кредит по Указу № 13?

Ответ. В Указ № 240, так же как и в Указ № 13 заложен принцип одноразовости получения государственной поддержки на улучшение жилищных условий. Если семья получала государственную поддержку в виде льготного кредита ОАО "АСБ Беларусбанк" или кредит на условиях компенсации 50% ставки рефинансирования Нацбанка, то в этом случае она не имеет права на субсидирование коммерческого кредита по Указу № 240. Повторное право на господдержку имеют только многодетные семь, если нуждаемость в улучшении жилищных условий возникает в связи с рождением(усыновлением, удочерением) детей.

8. Вопрос. Как семья будет получать субсидию? Можно ли получить ее наличными деньгами и самостоятельно ими распорядиться?

Ответ. Субсидия предоставляется в безналичной форме и направляется в банк, выдавший коммерческий кредит, на погашение за гражданина части процентов или основного долга.

9. Вопрос. Как будет определяться какая господдержка будет выделяться гражданину - по Указу № 13 или по Указу № 240?

Ответ. Гражданину предоставляется право на выбор условий получения господдержки, которая будет предоставляться в размере средств, выделенных на эти цели в соответствующем районе, городе. Если средства по Указу № 13 будут полностью использованы, то семье будет сделано предложение получить господдержку по Указу № 240.

10. Вопрос. Кто из числа молодых и многодетных семей может получить финансовую помощь на погашение коммерческих кредитов на улучшение жилищных условий по Указу № 585 в связи с вступлением в силу Указа № 240?

Ответ. В соответствии с Указом № 240 Указ № 585 прекращает свое действие с 06.08.2017 года. Многодетные и молодые семьи, оформившие коммерческие кредиты на улучшение жилищных условий и представившие в исполкомы пакет документов, установленный Указом №585 (подтверждение ввода дома в эксплуатацию, оформление права собственности на построенное жилое помещение и регистрация в нем), до этой даты получат право на финансовую помощь на погашение кредитов. Все принятые ранее решения по предоставлению финпомощи по Указу № 585 будут исполняться.